Айдын Рахимбаев вкладывает $5 млн в Chocofamily

36923

Для казахстанского рынка e-commerce эта сделка стала рекордной

Айдын Рахимбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Айдын Рахимбаев

Казахстанский интернет-холдинг Chocofamily стал ярким примером развития проекта с помощью грамотной стратегии, охвата рынка и, не в последнюю очередь, инвестиций. В 2013 первой в Chocofamily вложилась компания DEMUS Capital с $400 тыс. В мае 2016 состоялся второй инвестиционный раунд – в проект с $1 млн пришёл бизнесмен Мурат Абрахманов. Летом 2017 состоялся третий раунд инвестиций. В группу пришли Тимур Турлов и Адиль Нургожин, вложившие 700 млн тенге.

Летом 2018 состоялся bridge-round, в ходе которого действующие участники проекта вложили ещё 350 млн тенге.

В среду, 21 августа, группа Chocofamily провела четвёртый инвестиционный раунд. Для казахстанского рынка e-commerce сделка на $5 млн стала рекордной.

Рамиль Мухоряпов
ФОТО: архив пресс-службы
Рамиль Мухоряпов

СЕО и сооснователь холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов специально для Forbes.kz рассказал об условиях сделки и подвёл итоги последних 12 месяцев.

F: Рамиль, в 2017 вы говорили, что четвёртый раунд инвестиций состоится летом 2018. Почему привлечение инвесторов перенесли на год?

- Мы действительно планировали провести четвёртый раунд прошлым летом.  Он и состоялся, только ресурсами внутренних инвесторов. Мы посчитали, сколько денег нам необходимо для развития на ближайшую перспективу, и пришли к выводу, что можем справиться и сами, без внешнего участия. Таким образом, мы собрали ещё 350 млн тенге.

F: Какой будет доля вашего нового партнёра – Айдына Рахимбаева?

- За $5 млн он покупает долю в размере 10%. Соответственно, оценка нашей группы на данный момент составляет $50 млн. Ещё два года назад капитализация достигала $15 млн. Как видите – прирост существенный. Эти $5 млн вкладывает не компания BI Group, а лично Айдын из своих средств.

F: Сколько процентов компании теперь принадлежит инвесторам?

- По итогам этого раунда у наших инвесторов на руках окажется 40% холдинга.

F: Привлечённые средства пойдут на какие-то конкретные проекты? 

- Да. К настоящему моменту мы знаем, сколько нам необходимо ресурсов для дальнейшего развития. Мы будем активно вкладывать в развитие проектов «Рахмет» и Chocofood. Все остальные наши продукты - Chocolife, Lensmark, Chocоtravel и Aviata - прибыльны. Им хватает собственных средств для дальнейшего роста. iDoctor ещё год будет в минусе, но после станет прибыльным.

Мы знаем, что к нам в страну приходят несколько крупных зарубежных игроков, и нам нужно быть готовыми к конкуренции. Случаи, когда международная компания заходит на локальный рынок, а местный игрок, не встретив её должным образом, проигрывает борьбу, происходят нередко. Так было, когда Glovo пришёл в Украину и местная компания попросту «сдулась». Но чаще бывает обратное: когда с внешних рынков приходит компания, и её достойно встречают. В таких случаях местная компания всегда выигрывает. Мы понимаем, что если мы не проиграем по ресурсам, общему уровню развития, технологичности, сервису, то мы выиграем и сейчас, и в перспективе. Главное - не проиграть в деньгах. У нас есть преимущество – всё уже отстроено. Когда конкуренты всё это построят – вопрос.

F: С привлечением этих $5 млн вы не заканчиваете переговоры по поиску новых инвесторов?

- Нет. Мы общаемся, чтобы и дальше привлечь в наши проекты новые деньги. Наши продукты, те же «Рахмет» и Chocofood, – это долгоиграющие проекты с огромным потенциалом. И если ты рассчитываешь вырасти в 50 раз, то и вкладывать необходимо сопоставимые суммы.

По нашим оценкам, вкладывать в них придётся на протяжении 3-5 лет. Мы понимаем, что нам понадобятся деньги, и, если смотреть в перспективу, возможно, на это потребуются десятки миллионов долларов. Мы понимаем, с кем нам придется соперничать - с компаниями, обладающими сотнями миллионов долларов привлечённого капитала. Чтобы конкурировать, нам необходимо хотя бы соответствовать этому уровню, а если и уступать, то совсем немного. Для этого нам нужны сильные партнёры, которые могут вложить десятки миллионов долларов в компанию.

F: Развитие рынка e-commerce подразумевает немедленное реагирование и принятие решений едва ли не в режиме онлайн. Пришлось ли вам что-то менять за последний год?

- Мы не просто что-то видоизменили, а кардинально поменяли стратегию. Мы приняли решение поменять три элемента нашей ДНК.

Во-первых, мы решили выйти на глобальный рынок. Наша предыдущая концепция заключалась в том, чтобы к 2020 стать лидером e-commerce в Казахстане с общим оборотом под $100 млн и нашей общей стоимостью около $100 млн. Некоторых цифр мы достигли досрочно – например, в 2018 наш оборот составил $150 млн. Однако в прошлом году мы пришли к выводу, что эта концепция не верна, она мешает нам развиваться в верном направлении.

До настоящего момента мы ежегодно как минимум удваивались. Но рано или поздно казахстанский рынок не даст нам расти такими темпами, и мы упрёмся в потолок. Выход на международную арену позволит вырасти многократно.

Нельзя забывать и девальвационный фактор. Ты растёшь-растёшь, а потом происходит падение национальной валюты, и ты откатываешься назад.

Во-вторых, мы являемся интернет-компанией, но при этом не самой технологичной. Семь лет назад у нас было 2 разработчика на 100 сотрудников. Даже год назад у нас было 60 разработчиков при команде в 500 человек. Сегодня в нашем холдинге трудится 140 разработчиков на 600 сотрудников. К концу года будет 200 айтишников. В идеале 70% сотрудников нашей компании должны быть разработчиками.

В-третьих, инновации. Мы исторически копировали продукт, понимая, что это правильный и безопасный путь для ведения бизнеса. Если это успешно в одних странах, то будет успешно и у нас. Однако эта концепция подразумевает, что ты всегда будешь в роли догоняющего. Ты уже не сможешь выйти с аналогичным продуктом в другие страны, потому что ниши заняты. Сегодня у нас есть два продукта – HR-бот и iDoctor - которые уже в этом году половину выручки сделают нам за пределами Казахстана. Наша цель – чтобы через три года 70% выручки приходили к нам из-за границы. При этом мы не говорим, что наша выручка упадёт здесь.

Нынешний iDoctor – это база из 35 тыс. клиник. К концу года у него будет 500 тыс. докторов и примерно 50 тыс. клиник. Этот проект охватит несколько стран: Казахстан, Украина, Беларусь, Россия, Кыргызстан и Узбекистан.

F: Мы перешли к цифрам. Расскажите об итогах холдинга за год.

- Мы продолжаем практически удваиваться каждый год. В прошлом году наш оборот составил 55-56 млрд тенге. В этом году по нашим ожиданиям оборот будет 85-90 млрд тенге. В июле оборот составил 8 млрд тенге. Ровно год назад этот месяц нам принёс 5 млрд тенге.

Наш самый быстрорастущий проект – это «Рахмет». Мы видим, что там ежемесячно идёт 20-22% роста по отношению к предыдущему месяцу по всем основным показателям.

По-прежнему увеличиваем долю нашего рынка в онлайн-travel. Наши бренды Chocotravel и Aviata доминируют в этом направлении.

Chocofood тоже является безусловным лидером по доставке еды, и мы, как я уже говорил, планируем и дальше развивать его.

На 600 тыс. пользователей у нас в среднем 450 тыс. транзакций в месяц (15 тыс. в сутки). Это меньше, чем одна покупка в среднем на пользователя в месяц. Сейчас мы активно развиваем «Рахмет»: планируем совместить в нём все наши продукты. Это будет Super App. Хотим, чтобы наши юзеры пользовались им ежедневно хотя бы по разу. С учётом того, что через три года мы планируем увеличить число наших пользователей с нынешних 600 тыс. до 5 млн, мы получаем 5 млн транзакций в день. Это будет возможно с учётом охвата внешнего рынка.

Рамиль Мухоряпов
ФОТО: архив пресс-службы
Рамиль Мухоряпов

F: После того как в структуру холдинга в качестве инвестора зашёл Тимур Турлов, CEO и основатель Фридом Финанс, вы собирались выходить на IPO в 2019. Что теперь?

- Технически мы готовы. В сентябре мы получим третий аудиторский отчёт от PwC и сможем это сделать в любой момент. Но мы видим, что на данный момент размещение на бирже не совсем уместно. Для чего это делается? Для привлечения капитала. Деньги у нас есть, и мы их получаем от наших инвесторов.

Но главное не в этом. Мы поменяли стратегию, и новым инвесторам будет непонятно, что именно мы продаём. Раньше мы могли продать лидера казахстанского e-commerce. А сейчас для нас самих это - не цель. Мы хотим стать крупным международным технологическим игроком, но пока этого на практике нет. Когда мы реализуем тот потенциал, который у нас есть, то мы выйдем и на IPO.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить