Александр Ляхов: «В Казнет пришли большие деньги»

32204

По просьбе Forbes.kz вице-президент Интернет-ассоциации Казахстана (ИАК) Александр Ляхов подвел итоги ушедшего года в отечественном сетевом пространстве

Фото: Андрей Лунин
Александр Ляхов.

3 главных события в казахстанском интернет-пространстве в 2013

F: Александр, какие, на ваш взгляд, события стали главными в Казнете в прошлом году?

– Давайте вспомним о покупке Ломтадзе сайтов kolesa.kz и krisha.kz (в феврале 2013 председатель правления Kaspi bank Михаил Ломтадзе и председатель совета директоров Kaspi bank Вячеслав Ким на пресс-конференции сообщили, что они как частные лица купили ТОО «Колеса», владеющее газетами «Колеса» и «Крыша», а также web-сайты kolesa.kz и krisha.kz. - F). Владимир Меркушев, руководитель веб-направления ТОО «Колеса», публично объявил, что сумма, которая ушла на рекламу сайтов, составила $1 млн. Если уж столько вложили в рекламу, то за сами веб-ресурсы отдали наверняка не меньше. Хотя сложно говорить о стоимости сделки, потому что мы не видели договор. Может, просто пришел человек и сказал: «Ребята, я вкладываю миллион на раскрутку, и он становится моим». Но это не те деньги, которые ушли на развитие сайта, на зарплату, на оплату прежним владельцам. Тем не менее, это считается самой крупной сделкой 2013 и вообще всего 20-летнего периода развития Казнета.

Далее. Кенес Ракишев совместно с ресурсом Vox Populi организовал биржу стартапов. Это демонстрирует, что человек, который раньше предпочитал вкладываться в зарубежные IТ-проекты, начал инвестировать и в казахстанские. Эти два примера показывают, что отношение к стартапам, к сайтам изменилось. Бизнес увидел возможность зарабатывать в этом сегменте рынка.

И, наконец, Рамиль Мухоряпов (CEO Choco Family Holding. – F) начинал с фотохостинга Photobook и скидочного сервиса Chocolife, а сейчас его Choco – это целый холдинг, куда входят несколько интернет-магазинов и сервис по бронированию путешествий.

F: В прошлом году была создана Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ). На ваш взгляд, нужно такое объединение казахстанским участникам рынка e-commerce?

– Если люди хотят, то почему бы им не создать ассоциацию? Конечно, мне как вице-президенту Интернет-ассоциации Казахстана было бы удобнее, если бы Костя (Константин Горожанкин работал над созданием АКИБ. - F) действовал в рамках нашей ассоциации. Что мешало учредителям АКИБ войти в ИАК и двигать электронную коммерцию уже в рамках нашей организации? Но поскольку у Кости возникли непреодолимые разногласия с Шавкатом (Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации Казахстана. – F), он вышел вместе с Award.kz из ИАК, и создание АКИБ было логическим шагом. Но я считаю, что такая идея давно им прорабатывалась. Появление нового объединения - это не следствие выхода, он сознательно шел на разрыв и на создание АКИБ. Это моя точка зрения, хотя Костя может говорить, что АКИБ был создан после того, как он вышел из ИАК. Но ведь ассоциация не создается за месяц, это готовилось в течение года, все было заранее просчитано (версию Константина Горожанкина о причинах выхода из ИАК можно прочитать здесь).

Защищать нужно и покупателей, и продавцов

F: Вы предлагали создать фонд страхования электронной коммерции. Почему такая идея возникла и делается что-то для ее реализации?

– Почему существует Фонд страхования вкладов? Потому что, когда речь идет о деньгах, всегда существует опасность банкротства, кражи, коррупции, соответственно, нужно защищать депозиты. Если с банком происходит коллапс, то фонд, который накапливает деньги (все участники делают туда взносы), компенсирует затраты людей и компаний. По такому же принципу еще в рамках обсуждения ИАК я предлагал создать фонд страхования электронных платежей. В этот фонд все участники электронной коммерции отчисляют определенный процент, зависящий, например, от оборотов. И если что-то происходит с интернет-магазином - например, не прошла транзакция, то существует возможность компенсировать людям эти затраты. Однако до сих пор по факту ничего не было сделано. Вопрос в доброй воле участников рынка или в жесткой воле государства. Я считаю, что государство должно защищать потребителей, таким образом можно повысить доверие к электронной торговле.

F: А продавцов нужно защищать?

– Им нужно давать налоговые преференции, как делали в США. Когда в Штатах только-только начиналась электронная коммерция, участников e-commerce примерно на 10 лет освобождали от налогов. Интерес должен быть и у покупателей, то есть, повторюсь, у них должна быть уверенность в безопасности платежей, и у самих продавцов. В противном случае интернет-магазины будут существовать только в качестве придатков к обычным торговым сетям. Но смысл в том, чтобы поддержать онлайн-магазины в чистом виде.

Карточкой расплатиться можно даже в Антарктике

F: Каким образом еще можно развивать этот рынок, если учитывать, что большинство держателей карт предпочитает просто снимать деньги в банкоматах?

– Это все должно идти естественным путем. Мы же не изобретаем велосипед. Запад тоже шел к этому не быстро. Но сейчас там карточкой расплатиться можно где угодно. Простой пример. Я вернулся из путешествия по Антарктике, побывал в городке Грютвикене (о. Южная Георгия), где проживает 27 человек - ученые, почтовики, таможенники. Там сувенирный магазинчик спокойно принимает карточки Visa, MasterCard. Связь есть, все очень быстро.

Усилия по популяризации таких платежей нужно предпринимать и участникам рынка, и государству, нужно говорить: «Ребята, оплачивать карточками – это выгодно и не так страшно, как вам кажется». Государству это необходимо делать, чтобы, во-первых, снижать денежную массу, во-вторых, переводить все в электронную систему, ведь по транзакциям легче отслеживать движение денег, наличку отслеживать тяжелее.

Кто съедает рекламные деньги?

F: По прогнозам Aegis Media Kazakhstan, затраты рекламодателей на конец 2013 в казахстанских интернет-медиа должны составить около $18 млн, или 5% от рынка рекламы в СМИ. То есть компании уже понесли деньги в сетевые издания. Будет ли рекламодатель и в дальнейшем приходить в Казнет?

– Естественно, куда он денется. По мере того, как будут терять популярность бумажные СМИ, этот кусок пирога будет уходить в интернет. Но, как в любом бизнесе, у нас определился пул сайтов, на который ложится вся рекламная масса. Этот пул можно выделить, если зайти на zero.kz. Посмотрите первые 10-20 ресурсов Казнета, которые активнее всего посещают казахстанские пользователи, и можно четко сказать, что эти медиа съедают почти весь объем рекламы, а другим остаются объедки.

F: Для казахстанских СМИ hard copy – это обуза или преференция?

- Конечно, обуза. Ведь надо печатать, распространять. Гораздо проще выложить ее в интернете. Озвучу распространенное мнение, что в итоге выживут глянцевые издания, которые людям приятно подержать в руках, порассматривать фотографии хорошего качества на бумаге, поставить на полочку; выживут те издания, где информация не для головы, а для глаз. Другой вопрос, насколько долго они будут жить.

«Нужно публично запрещать использовать свою информацию»

F: Сейчас агрегаторы информации получают больший трафик, а значит, и большие объемы рекламы, чем те, кто производит оригинальный контент. Как в этой ситуации быть?

– Говорят, что защитить информацию в интернете невозможно. Но на самом деле все упирается в законы и их исполнение. Нам нужно дорабатывать законодательство в части определения, что такое «своровать контент». То есть уже недостаточно дать ссылку мелким шрифтом на первоисточник, нужно запрещать это делать, как запрещает zonakz.net. Сам ресурс zonakz.net дает заголовки чужих текстов и, в лучшем случае, маленький абзац. Это не воровство, а реклама, ведь человек идет и читает полный текст. А если пользователю сразу дать полный текст, то он не обратится к первоисточнику, даже если ссылка прописана. Проблема именно в том, что, когда более известные сайты воруют ваш контент, они воруют всех ваших посетителей. Ведь если информация прошла у вас и у них, то поисковик первым делом даст ссылку на них, потому что у них ссылочная масса гораздо выше. Я об этой проблеме всегда кричу, но меня никто не слышит.

Когда я обращаю внимание на то, что люди в Facebook дают ссылку, например, на zakon.kz, а не на первоисточник, то мне говорят: «А какая мне разница? Где увидел новость, на тот ресурс и даю ссылку». Конечно, так легче делать. Но с таким отношением мы никогда не придем к законопослушному обществу.

F: Что посоветуете делать тем редакциям, у которых воруют тексты?

– Публично запрещать использовать свою информацию. Такие случаи в нашей истории уже были. В 2008 разразился большой скандал, когда sports.kz откровенно таскал материалы у gazeta.kz. После того как sports.kz выиграл Award.kz и его стали поднимать на щит, Алена Аукенова (в то время главный редактор Gazeta.kz. – F) и Роман Насонов (тогда директор Gazeta.kz. – F) возмутились, опубликовали открытое письмо: «Ребята, хватит уже на нашем контенте наживаться. Если мы еще раз поймаем вас на воровстве, мы подадим в суд». Если каждый так будет поступать, то у нас появится общество защиты собственной информации.

«Award.kz можно реанимировать»

F: В одном из интервью вы сказали, что уже 2012 для Award.kz был провальным, а 2013 - еще более провальным. В чем эта «провальность» заключается?

– Самый первым признак – это количество участников. Скатиться к показателям 2004 года – разве это не провал? В 2004 их было 541, а сейчас 556. А максимальное число было в 2010 - 971. Если в следующем году будет 400 участников, то возникнет вопрос: почему число сайтов растет, а число участников снижается? Главная причина в том, что для организаторов Award.kz, конкурс стал не то что обузой, он стал им не нужен. Это просто хорошая вывеска, под которой проходит множество мероприятий – iMix, iProf и так далее.

F: Но почему вы лично ушли из Award.kz? Ведь вы были учредителем и членом попечительского совета конкурса.

- Мне надоело за два последних года биться головой об стенку. У Кости (Константин Горожанкин, директор ОФ «Национальная интернет-премия Award.kz». - F) свой взгляд на это: он видит Award.kz как хорошую вывеску для своего бизнеса. Меня в этом бизнесе нет, поэтому, если говорить открыто, мне не интересно работать на дядю, и я предпочел уйти. Но судьба конкурса меня беспокоит: Award.kz – это все-таки марка, это десятилетняя история. Я считаю, что его можно реанимировать, но для этого нужна добрая воля организаторов. Им надо просто заниматься конкурсом – рекламировать, объяснять потенциальным участникам, что Award.kz - это возможность сравнить свой сайт с другими, узнать мнение экспертов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить