$1,5 млрд потратили за год казахстанцы в интернет-магазинах

В четверг, 28 ноября, в Алматы открылась III профессиональная интернет-конференция iProf-2013. Генеральный менеджер CNP Processing GmbH (Processing.kz), директор ОФ «Национальная интернет-премия AWARD.KZ» Константин Горожанкин подвел итоги функционирования рынка электронной коммерции за 2012 год и сделал прогнозы

Фото: Роман Суханов
Константин Горожанкин.

Из выступления Константина Горожанкина на iProf-2013 следовало, что годовой оборот электронной коммерции в 2012 в Казахстане приблизился к отметке $400 млн (0,7% от рынка), из них около $100 млн пришлось на долю Air Astana. Сегодня рынок e-commerce Казахстана составляют около 500 действующих интернет-магазинов, в том числе такие крупные, как Air-Astana, «Казахтелеком», «Казахстан Темир Жолы», Beeline, K-Cell, Sulpak, «Планета электроники», Chokolife.me, BeSmart.kz, Ticketon.kz, MyPay.kz, e-government и пр.

В настоящий момент в Казахстане насчитывается почти 10 млн интернет-пользователей. Когда интернет охватывает 20% населения (цифры в 3 млн, или 19% от числа жителей страны, мы достигли в 2009), люди начинают покупать в интернете, а значит, с этого момента можно делать бизнес в Сети.

- Сегодня мы на конференции впервые услышали, что 2,5 млн казахстанцев купили билеты онлайн у Air Astana. Общее число покупателей уже близко к 2 млн, это очень хорошо, что наши люди активно покупают, - высказал свое мнение эксперт.

Выступающий отметил, что в 2012 крупнейшим получателем онлайн-платежей стала Air Astana, ее оборот приблизился к $35 млн. В этом году, как прогнозируют аналитики, сумма возрастет до $70-80 млн. «Казахстан Темир Жолы» сообщила, что продала 1 млн билетов, что в 6 раз превысило показатели 2011.

-  Но здесь есть секрет: не все билеты были проданы онлайн, часть ушло через терминалы, - объяснил многократный рост показателей Горожанкин. - Электронное правительство в 2012 в 7 раз увеличило прием штрафов и налоговых платежей через интернет, доведя сумму до $942 тыс., в этом году они уже подошли к $5 млн.

По наблюдениям выступающего, в прошлом году рынок разогнали купонаторы.

- Это был взрывной рост, в прошлом году они росли примерно на 100% в год. В 2013 рост стал замедляться, его уже оценивают в районе 30%, в следующем году эта тенденция продолжится. Из-за этого многие игроки меняют концепцию: рядом с купонаторами запускаются интернет-магазины, куда перенаправляется трафик, так людей постепенно приучают к магазинному бизнесу. Насколько это удачная стратегия, мы увидим уже в наступающем году, - отметил генеральный менеджер CNP Processing GmbH (Processing.kz).

Если смотреть, что предпочитают покупать казахстанские женщины (красный график), а что мужчины (синий график), то выяснится, что сильный пол тяготеет к более «тяжелому» товару – мобильным телефонам и бытовой технике, дамы испытывают слабость к одежде и парфюмерия.

Что касается возрастных различий, то казахстанцы в этом плане тоже ничем не отличаются от всего мира: до 35 лет люди покупают одежду, после - больше смотрят бытовую технику.

Синий график показывает, что покупают Астана и Алматы, а красный - что приобретают другие населенные пункты. Как видно, большая часть товаров идет в регионы. По словам спикера, это объясняется тем, что на периферии, в отличие от столиц, многие товары не очень широко представлены оффлайн, поэтому покупатели устремились за ними в интернет.

- Одежда и парфюмерия – это те две категории товаров, которые активно потребляют регионы, - акцентировал спикер. - Мы в этом году выводили «Французский дом» в интернет, и представители торгового центра не верили, что будут онлайн-покупки. А сейчас удивляются, что у них большее число заказов идет из регионов, а не Астаны ил Алматы.

Константин Горожанкин заверил, что на этой диаграмме показано реальное число транзакций по карточкам. Цифры были представлены двумя крупными казахстанскими банками из первой пятерки. Данные ограничены вторым полугодием 2012, но они достоверно показывают, куда шли транзакции.

Этот рисунок отображает глобальную тенденцию перераспределения рынка торговли в пользу e-магазинов, так, в США уже 52% рынка занимают интернет-магазины. В России электронная коммерция пока отвоевала лишь 18%, но ее доля будет увеличиваться.

- Что в России, что в Казахстане останутся два-три больших игрока, которые заберут весь рынок, - сделал прогноз Константин Горожанкин. - Поэтому мы всегда говорим, что надо на рынок выходить уже сейчас, чтобы не потерять его.

Следующий слайд Константин Горожанкин назвал «очень некрасивым», потому что он показывает, что карточками в Казахстане в основном платят за покупку билетов.

Судя по анализу, средний чек на рынке e-commerce (оплата картой) составляет $57, наибольший средний чек - $488 - в сегменте продаж авиабилетов, самый низкий - $2– «заработали» учебные курсы.

Данные по карточным платежам в интернете были получены от Visa и MasterCard. По их сведениям, за 2012 казахстанцы потратили $1,5 млрд в интернет-магазинах, однако только 10% от этой суммы осталось в Казахстане.

- Мы видим, что большинство денег ушло в США - в Apple Store, e-Bay, различные сервисы, - объяснил спикер, куда уходят средства казахстанцев. - Это показывает нашим коммерсантам, какие бизнесы надо делать, что будет востребовано. Люди готовы покупать, просто на внутреннем рынке нет соответствующих предложений.

Диаграмма показывает, что в 2012 72% денег, ушедших за рубеж, «съели» США, а в Казахстане осело лишь 4% от суммы, потраченной нашими соотечественниками в Сети.

Прогноз по рынку e-commerce Казахстана

Как предполагают аналитики, в 2015 году соотношение рынка онлайн-ретейла ко всему рынку ретейла будет составлять 4%.

- К концу 2015, если мы все вместе приложим требующиеся от нас усилия и не будем сильно мешать рынку развиваться, то объём e-commerce составит $3,6 млрд (или 5,1% от всего казахстанского рынка товаров и услуг, оцениваемого в $90 млрд) и его постоянными покупателями станут 5,2 млн казахстанцев, - заключил Константин Горожанкин.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17751 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить