Игры номадов

6331

Почему группу Nomad Stunts приглашают работать в Голливуд, Болливуд и на другие площадки

Фото: Николай Постников

Около $30 тыс. на оплату работы 10 человек, покупку для них экипировки, приобретение двух лошадей и сбруи – с такого бюджета начала работу команда каскадеров Nomad Stunts. «Я был конным акробатом в Казахском государственном цирке, сотрудничал с каскадерами из Кыргызстана, и мне захотелось создать свою каскадерскую группу, чтобы зарабатывать на киноплощадках. Хотя деньги не стояли для меня на первом месте. Просто было желание сделать что-то лучшее, – вспоминает Жайдарбек Кунгужинов, основатель и руководитель Nomad Stunts. – В цирке нам ежемесячно платили зарплату, это был безусловный плюс. Но на наш проект средства дирекция не выделила, так как не могла рисковать. Поэтому мы создали отдельную организацию, хотя с цирком до сих пор сотрудничаем».

После работы с каскадерами из стран бывшего Союза Жайдарбек четко уяснил, как не надо делать: «Они действовали так: отработали проект, получили деньги, разъехались. Не было системы постоянных тренировок, отработки трюков, не покупалось оборудование, не набиралась молодежь. Хромала дисциплина, и была неразбериха в финансах. Причина, видимо, в том, что раньше говорили: цирковая акробатика – это искусство, о зарабатывании денег речь не шла. Но новое время диктует свои условия: нужен был бизнес-взгляд. Тем более, изучая голливудские фильмы, я видел, что мы что-то делаем даже лучше».

Но как правильно выстроить работу команды, как научиться делать зрелищные трюки, Жайдарбек не знал. Набираться опыта поехал прямиком в Голливуд. «Знакомый постановщик трюков, обладатель нескольких премий Taurus (так называемый каскадерский «Оскар». – Прим. ред.) Владимир Орлов работал в то время со Стивеном Спилбергом. Я не имел права находиться с ними на съемочной площадке, зато мог наблюдать со стороны», – рассказывает Жайдарбек.

Фото: Николай Постников

Первое, что бросилось в глаза, – дисциплина. Если каскадерам сказали быть на площадке в шесть утра, они в это время будут готовы выполнять задания, а не чай пить. Второе – субординация. «Каждый занимается своим делом, – отмечает Жайдарбек. – Даже если люди из одной семьи, родители не дают советов детям. У нас же любой может похлопать по плечу и сказать: «Братишка, это неправильно, делай по-другому». Третье – система подготовки. «У нас приезжают каскадеры на площадку, им ставят задачу, и они делают как получится. Там учат актеров, ставят драки, покупают оборудование, готовят ямы с песком для падения лошадей и так далее, вплоть до того, что четко прописывают, в какой момент давать актеру пластиковый нож, в какой – настоящий. Трюки снимают и предварительно показывают режиссеру», – перечисляет собеседник.

Первым делом Жайдарбек выстроил именно дисциплину в команде. «Коллеги к нашим порядкам отнеслись критически: «Вы не пьете, потому что выпендриваетесь», – вспоминает он. Но дисциплина позволила Nomad Stunts получить заказ, который открыл дорогу на зарубежные площадки. «Американцы, которые были задействованы в съемках «Кочевника», посмотрели каскадеров из Кыргызстана, России и сказали, что нужна еще группа всадников, приехали к нам. Мы четко выполняли задания, и продюсер сказал: «Давайте их возьмем». Так мы попали в первые ряды, стали элитой, нас сделали дублерами голливудских актеров», – рассказывает собеседник.

Сегодня Nomad Stunts знают во всем мире, они работали с Universal Pictures («47 ронинов»), Millennium Films («Конан-варвар»), Netflix («Марко Поло»), Arka Mediaworks («Бахубали. Заключение»). «На своих сайтах студии указывают, с какими каскадерами сотрудничали, благодаря чему нас находят новые партнеры», – отмечает Жайдарбек.

Каскадерских групп, по словам собеседника, на рынке много, но они узкоспециализированные. «Мы же универсальны – и с лошадьми работаем, и падаем, и горим, и фехтуем, и деремся, и делаем трюки с автомобилями. Поэтому нас везде приглашают», – объясняет Жайдарбек востребованность команды.

Чтобы выдерживать конкуренцию, нужно постоянно учиться чему-то новому, развиваться. «Для фильма «04.29» нас попросили снять, как человек прыгает с моста через проспект Аль-Фараби в Алматы, – рассказывает Жайдарбек. – Движение перекрыть не смогли, и нам пришлось придумывать, как прыгать на машины с разной скоростью движения и высотой. На нервах, но мы выполнили задачу».

Не только людям, но и лошадям из Nomad Stunts надо быть в форме и получать новые навыки. «Для нас они не животные, а партнеры, – подчеркивает Жайдарбек. – Продюсеры «Дневного дозора» искали лошадь, которая сможет пробить стену. Обычно для этого используют компьютерные эффекты, но Бекмамбетов хотел сделать живой кадр. У меня есть конь – злой, агрессивный. За неделю я его подготовил. Трюк получился штучный».

Фото: Николай Постников

В команде работают 30 лошадей. «За их участие в рекламных роликах и фильмах хорошо платят. Благодаря этому мы можем покупать специальное оборудование, а также тратить на текущие расходы порядка $7000 в месяц, – говорит Жайдарбек. – Когда-то нам за все трюки ежемесячно платили $1000, теперь ситуация изменилась. За работу на съемках одного человека в неделю платят от $400 до 1500 (за сложные трюки больше). Допустим, на «Неудержимых-2» нам платили $1200 в неделю, а китайцам – $800, потому что у нас статус выше и умеем мы больше».

Что касается самого Жайдарбека, то он попал в прошлом году в пул ведущей международной компании Hitz International, которая занимается постановками трюков. Ее специалисты работали над такими блокбастерами, как «Пираты Карибского моря – 5», «Игра престолов», «Дэдпул», «Железный человек» и др. Жайдарбеку предлагали переехать в Америку, но он решил остаться в Казахстане, вместе со своей командой. «Мы будем расширяться, готовить людей и лошадей. Многие каскадеры, например, из России, Канады, Новой Зеландии хотят у нас тренироваться. То есть можно говорить, что сформировалась своя школа», – отмечает собеседник.

Кроме того, Nomad Stunts хочет внедрить в казахстанский кинематограф систему, при которой сами постановщики трюков снимают экшен-сцены: «Подобное мы увидели, когда работали в «Неудержимых-2» со Сталлоне и Шварценеггером. Это правильное разделение труда, которое позволяет снимать качественнее, быстрее и дешевле».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить