Играть по-новому

10335

На чем стоит сосредоточиться компаниям, чтобы пережить пандемию COVID-19

ФОТО: архив пресс-службы

Чемпионат мира по футболу 1966 года оказался провальным для сборной Бразилии. Команда, до этого дважды выигрывавшая мировое первенство, не вышла даже в плей-офф. Бразильцы проиграли венграм и португальцам, выбыв из первенства на стадии подгруппы, что стало национальной катастрофой. Тогда никто и не думал, что уже на следующем мундиале Бразилия вернет себе звание лучшей команды мира.

Реванш дался непросто. В первую очередь были необходимы инновации – так возникла уникальная тактика нападения бразильской сборной. Кроме того, перед тренером стояла задача создания сплоченной команды, которая могла бы противостоять давлению и быть максимально собранной. Все это удалось сделать, и на ЧМ-1970 Бразилия показала футбол высочайшего класса, выиграв все матчи. В финале со счетом 4:1 была разгромлена Италия. Звезда команды Пеле играл настолько грациозно и эффективно, что был признан лучшим.

Опыт той бразильской команды сегодня мог бы пригодиться бизнесменам во всем мире, которые день и ночь думают, как бы вернуться к нормальной жизни и поправить свое положение. Эксперты консалтингового агентства McKinsey & Company уверены: чтобы получить второе рождение, компаниям необходимо пересмотреть свою бизнес-модель. Важно не терять время, а сделать это именно сейчас – тогда есть шанс обогнать конкурентов и преуспеть в постпандемическом мире. Аналитики выделили четыре задачи, на которых стоит сосредоточиться топ-менеджерам.

1. Восстановление доходности

Недостаточно просто ждать, пока восстановится спрос на услуги и продукты компании. Нужно фундаментально изменить подход к извлечению прибыли. В этом могут помочь принципы работы стартапов, где решения принимаются на ходу и тут же внедряются. Эксперты рекомендуют отказаться от долгих совещаний – достаточно беглых ежедневных пятиминуток для членов одного коллектива, где обсуждались бы самые насущные вопросы. Топ-менеджменту не стоит лишний раз обременять сотрудников своим присутствием на встречах – вместо этого можно раз в неделю уделять полчаса обзору дел в том или ином отделе.

Кроме того, важно перестроить операционную деятельность компании, исходя из того, как сотрудникам удобнее работать. 60% респондентов, опрошенных McKinsey, заявили, что на «удаленке» эффективность работы их бизнесов не снизилась или даже выросла. Успешные компании сегодня не просто внедряют цифровые решения в повседневную деятельность – они используют сложные аналитические инструменты и работают с большими данными, чтобы принимать оригинальные решения и быть на связи с клиентами.

Чтобы прибыльность бизнеса восстанавливалась быстрее, крайне важно определить основной источник прибыли и начинать его оживлять еще до того, как закончится пандемия. Например, можно определить основную целевую аудиторию вашего сервиса или продукта и запустить специальное ценовое предложение для этих людей. Главное – делать ставку на то, что является сильной стороной бизнеса и гарантированно принесет вам доход.

2. Изменение операционной модели

Коронавирус оказался шоком для большинства компаний мира, однако подобных ему угроз – великое множество. Успешные бизнесы уже сейчас думают о том, как обезопасить себя и от других рисков. По мере того как на смену глобализации приходит регионализация, меняются цепочки поставок. После окончания пандемии этот тренд, по мнению экспертов McKinsey, только усилится. Наряду с поиском новых поставщиков, которые расположены в той же части света, многие компании увеличивают аутсорсинг своих услуг. Все это служит готовности к потенциальным кризисам.

Пандемия COVID-19 приблизила будущее, и работодателям теперь никуда не деться от автоматизации труда. Пожалуй, нет компании, сотрудникам которой не пришлось бы овладеть навыками удаленной работы во время карантина. Это только подстегнуло масштабную перестройку операционной деятельности компаний во всех сферах экономики. Механической, монотонной работы все меньше – вместо этого возникает спрос на аналитические навыки и умение работать со сложной техникой.

3. Поиск ответов на вечные вопросы

В кризис сразу становится ясно, кто чего стоит. Особенно это касается руководства компаний. Один из исполнительных директоров, опрошенных McKinsey, сказал: «Будет иметь огромное значение то, позаботились ли вы о благополучии сотрудников и общества на самом деле или сделали это на словах». По мнению аналитиков, социальный контракт между работодателями и сотрудниками кардинально изменится. Поэтому топ-менеджерам уже сейчас важно понять, какие ценности они отстаивают и за что готовы бороться, помимо дивидендов для акционеров.

Другой вопрос, стоящий внимания менеджеров, заключается в поиске оптимальной модели работы. В краткой формулировке он звучит следующим образом: «Как мы работаем?» Есть смысл продолжить децентрализацию бизнеса – горизонтальная структура доказала свою эффективность. Она способствует быстрому принятию решений и увеличивает конкурентоспособность компании.

Наконец, важно ответить на вопрос, как расти. Кризис рано или поздно закончится, и победителями из него выйдут те компании, что смогли создать крепкие взаимоотношения с партнерами и сотрудниками. Это важная основа для последующего роста наряду с доскональным знанием потребностей своих потребителей. Чтобы понять, чего хотят клиенты, следует опять же использовать современные технологии обратной связи.

4. Ускоренное внедрение цифровых решений

Последние несколько месяцев, пожалуй, навсегда изменили многие наши привычки. То, как мы общаемся с близкими, работаем, путешествуем, пользуемся услугами и проводим досуг, уже никогда не будет прежним. По мере того как компании будут возвращаться к жизни, они начнут осознавать, как сильно изменились привычки потребителей. Адаптироваться к этому можно, внедряя удобные и безопасные цифровые решения. Ретейлерам придется усовершенствовать системы, позволяющие совершать покупки онлайн. Автоконцернам нужно будет задуматься о том, как доставлять новые машины покупателям и освободить автовладельцев от необходимости самостоятельно ездить на СТО. Авиалинии вынуждены будут придумать способы минимизировать контакты между пассажирами. Возможно, этому поможет особая рассадка в самолетах и бесконтактные системы регистрации и посадки. Это лишь несколько примеров – похожие решения придется придумать компаниям и в других индустриях.

Опыт игроков бразильской сборной по футболу в преддверии чемпионата мира 1970 года сегодня пригодится бизнесменам всех стран и народов. Фантазия, упорство и воплощение задуманного – вот что сможет помочь компаниям остаться на плаву и даже преуспеть по окончании пандемии. Вести дела по-старому не получится – уж слишком изменились правила игры.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить