Ход колесом: машиностроители Казахстана и России поделились друг с другом планами на будущее

7732

В Нур-Султане прошла международная конференция Объединения производителей железнодорожной техники

Конференция НП «ОПЖТ», г. Нур-Султан, Казахстан
ФОТО: Архив пресс-службы
Конференция НП «ОПЖТ», Нур-Султан, Казахстан

Два дня лидеры рынка Казахстана и России искали точки роста для отрасли и ответы на самые горячие вопросы, в числе которых выход на новые рынки и повышение конкурентоспособности казахстанской продукции, импортозамещение, цифровизация, борьба с контрафактом.

Конференцию некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) Казахстан принимал уже не в первый раз.

Встреча железнодорожников и машиностроителей двух стран проходила в Нур-Султане: более тридцати руководителей крупнейших казахстанских и российских компаний – производители железнодорожной техники и комплектующих, перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы подвижного состава – присутствовали на конференции лично.

Ориентация на экспорт

«Благодаря постоянному вниманию и поддержке со стороны государства отечественное машиностроение вносит существенный вклад (14%) в обрабатывающую промышленность страны», – подчеркнул во время открытия конференции внештатный советник президента Республики Казахстан, председатель правления Союза машиностроителей РК Мейрам Пшембаев.

«По итогам прошлого года, несмотря на пандемию, рост производства в целом по отрасли по сравнению с 2019-м годом составил более 16%», – сказал он.

В машиностроении работает более трёх тысяч предприятий. По словам Пшембаева, продукция заводов не только обеспечивает потребности внутреннего рынка в комплектующих для железнодорожного транспорта, но и ориентируется на экспорт: более 60% производимой продукции уходит за рубеж. В качестве примера он привёл деятельность железнодорожного кластера Railways Systems KZ, в состав которого входит ТОО «Проммашкомплект».

«Это современное предприятие, которое сегодня выпускает востребованную продукцию, и оно ориентировано на экспорт. Очень большие перспективы мы связываем с развитием этого комплекса. Действуя и наладив производство, предприятие поддерживает и смежные отрасли промышленности всего Казахстана», – сказал Мейрам Пшембаев.

Как отметил генеральный директор предприятия Игорь Голтвенко, ТОО «Проммашкомплект» производит продукцию в соответствии с международными стандартами.

Уже сегодня продукцию для железнодорожного транспорта со знаком «Сделано в Казахстане» закупает Россия, Азербайджан, Украина.

Сергей Павлингер, основатель и директор по развитию ТОО «Проммашкомплект»
Основатель и директор по развитию ТОО «Проммашкомплект» Сергей Павлингер

«Предприятие в год производит до 200 тыс. колес разных типов. Потребность Казахстана порядка 55-60 тыс. в год. Все остальное – это экспорт», – говорит директор по развитию ТОО «Проммашкомплект» Сергей Павлингер. – Сейчас мы проходим сертификацию в Европейском союзе. Интерес проявляют Болгария, Чехия, Германия».

Расширение ассортимента

Основной заказчик казахстанских машиностроителей – АО «НК «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ»). Как рассказал первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов, несмотря на влияние пандемии, экономика Казахстана возрождается, продолжает наращивать темпы роста.

«За пять месяцев текущего года грузооборот на сети вырос более чем на 5% в соотношении к прошлому году. Мы надеемся, что этот тренд будет продолжен. Для нас, железнодорожников, это работа. А для производителей продукции – рынок сбыта», – отметил он.

первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов
Первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов

Уже сейчас казахстанские предприятия производят 5200 наименований железнодорожной продукции, шаг за шагом преодолевая зависимость от импорта.

«В Казахстане только началось за годы независимости налаживаться производство продукции машиностроения для железнодорожного транспорта», – добавляет Канат Альмагамбетов.

Драйвером инновационного развития отрасли является конкуренция, считает директор по техническому регулированию железнодорожной продукции ТК «ЕвразХолдинг» Сергей Палкин. «Чем больше будет производителей, тем жестче будет конкуренция, а это значит, что продукция будет качественнее», – сказал он.

Машиностроителям ещё предстоит освоить производство высоковольтного оборудования для подстанций, литейных изделий, аккумуляторных батарей, изделий из композитных материалов.

«У нас также в планах запуск заводов по производству клеммного и бандажного оборудования. Обсуждаем вопрос по строительству сталелитейного завода на более чем миллион тонн выпуска стали в год», – добавил Сергей Павлингер.

«Цифра» задает направление

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович высоко оценил работу казахстанских машиностроителей, в том числе по расширению линейки выпускаемой продукции и внедрению новых технологий.

По его словам, предприятиям двух стран, работающим в Едином таможенном пространстве, важно получать поддержку от государства и самостоятельно улучшать производственные процессы.

президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович
Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович

ОПЖТ работает над созданием базы данных ключевых запасных частей грузового подвижного состава железнодорожного транспорта.

«Мы впервые создаем базу, исключающую попадание на рынок контрафактной продукции, продукции, которая как бы забракована на вагоноремонтных предприятиях, но потом неожиданно оказывается под грузовым вагоном. Я уверен, что наши казахстанские коллеги поддержат создание этой платформы», - сказал Валентин Гапанович.

Кроме этого, объединение реализует проект «Цифровой двойник грузового вагона».

«Пока еще в рамках концепции (в дальнейшем через программные продукты) удалось полностью создать цифровой двойник от рождения вагона до его утилизации, со всеми процедурами, процессами, которые с вагоном происходят на его жизненном цикле. Это позволит снизить издержки, повысить качество выпускаемой продукции и обеспечить безопасность грузового подвижного состава», - уверен президент объединения.

По его словам, в будущем «двойников» можно будет применить к путевой технике, к объектам инфраструктуры, к локомотивному комплексу.

Облегчит жизнь машиностроителям и внедрение электронной цифровой подписи. «Что это дает? Все по-другому выстраивается. И то, что раньше документально возилось почтой или даже машинами с завода - изготовителя комплектующих до завода вагоностроительного. Сейчас нажатием одной кнопки в течение микросекунды получаю любую информацию», - уточнил Валентин Гапанович.

По оценке заместителя генерального директора АО «ВНИИЖТ» Алексея Сухова, без цифровизации производства и технологических процессов уже немыслимо никакое развитие.

Экскурсия на производственные мощности Railways Systems KZ, г. Экибастуз, Казахстан
Экскурсия на производственные мощности Railways Systems KZ, г. Экибастуз, Казахстан

«Мы видим, что очень много внимания уделяется этому направлению, новым технологиям. Мы к этому готовы и точно, на мой взгляд, не уступаем в этом процессе ни одному из российских производителей», - подчеркнул Сергей Павлингер.

Убедиться в этом участники конференции смогли во второй день, когда была организована экскурсия на пять предприятий (ТОО «Проммашкомплект», ТОО «R.W.S. Wheelset», ТОО «ПРОММАШ.KZ», ТОО «R.W.S. BINDING», ТОО «R.W.S. Concrete), входящих в кластер.

Производственные мощности Railways Systems KZ, г. Экибастуз, Казахстан
Производственные мощности Railways Systems KZ, Экибастуз, Казахстан

Например, уже сейчас количество людей (а значит, ошибок), участвующих в производственном процессе, минимизировано – 80% всей работы автоматизировано. Специалисты лишь задают параметры для каждой стадии производства. Весь процесс контролируется автоматически, а вся информация доступна заказчику в режиме онлайн.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить