Гуманная трансформация

8062

Какой бывает цифровизация бизнеса и почему кадры особенно важны для сферы IT

ФОТО: © Айвар Дюсенов

Основанная более четверти века тому назад международная компания Softline поставляет IT-решения и сервисы на рынках Восточной Европы, Америки и Азии. Среди ее партнеров – больше 3 тыс. поставщиков программного и аппаратного обеспечения, число клиентов перевалило за 60 тыс.

Softline не только предлагает комплексные технологические решения – на ее базе действует учебный центр для сертифицированной подготовки и переподготовки IT-специалистов. Глобальный оборот компании по результатам 2019 года превысил $1,54 млрд.

В Казахстане Softline работает с 2004 года. О том, какие IT-решения пользуются спросом в нашей стране и как изменился рынок с началом пандемии, рассказывает Forbes Kazakhstan директор Softline Kazakhstan Анна Дю.

– Как с началом пандемии изменился спрос на предлагаемые вами IT-решения? Какие продукты стали более или, наоборот, менее популярными? Появились ли у клиентов кардинально новые запросы?

– Пандемия и введенные ограничения заставили провести глобальный эксперимент: почти весь мир перестроился на работу из дома. Наша отрасль была на передовой этого эксперимента.

С началом пандемии популяр­ность IT-решений возросла, изменилась структура спроса. Наибольшей популярностью стали пользоваться решения из области информационной безопасности: защита каналов передачи данных, персональных устройств, решения по созданию удаленных рабочих мест. Если до пандемии многие клиенты только думали о переходе на использование облачных решений, то теперь подобная инфраструктура жизненно необходима. Кроме того, мы отметили всплеск спроса на системы электронного документооборота и другие решения по автоматизации бизнес-процессов. Существенно выросли продажи ноутбуков и планшетов. Одним словом, компаниям теперь нужны решения, которые позволяют создать работающую и безопасную среду в режиме онлайн.

– Как повлияла пандемия на ваши продажи? Идете ли вы навстречу клиентам, которые испытывают финансовые трудности? Много ли таких клиентов?

– В Softline Kazakhstan я работаю 14 лет. За это время мировая экономика пережила несколько глобальных финансовых кризисов. Каждый из них наша компания преодолевала с ростом бизнеса. Мы верим, что любой кризис – это в первую очередь точка роста, новые возможности. Поэтому и прошедший год был для нас неплохим. Мы растем, и растем быстрее рынка.

Наша стратегия роста основана на двух подходах. Первый – это органический рост, когда компания развивается за счет собственных ресурсов, постепенно наращивая свои компетенции в той или иной области. Второй подход предполагает покупку компаний, обладающих теми компетенциями, которых у нас в портфеле нет или развитие которых потребует слишком много времени и ресурсов. Такой подход мы называем неорганическим ростом. В год пандемии наша компания совершила ряд крупных сделок M&A в Западной Европе, Индии, России и странах СНГ.

Что касается органического роста, мы растем в том числе потому, что клиентоориентированность – ключевой принцип нашей работы. Любой клиент для нас важен, в компании внедрена система управления качеством, в рамках которой проводится анкетирование клиентов на предмет их удовлетворенности. К слову, мы также опрашиваем и наших партнеров, поставщиков. В нашей экосистеме важно учитывать мнение всех участников.

Что касается мер по поддержке клиентов, то у нас действует программа Softline Finance, которая позволяет клиенту платить в рассрочку. Программа набирает обороты. Однако нужно отметить, что, как правило, у крупных компаний достаточно своих ресурсов. А сегмент малого и среднего бизнеса еще до пандемии оценил удобство работы по подписочной модели, когда оплата осуществляется по факту потребления услуг.

– Увеличился ли спрос на цифровую трансформацию бизнеса? Какие решения в этой области сейчас наиболее востребованы?

– Для начала давайте разберемся, что подразумевается под цифровой трансформацией. Зачастую у нас этим словосочетанием обозначают банальное внедрение IT-технологий – например, разработку торговой онлайн-площадки для офлайн-магазина или создание приложения, подключение к нему чат-ботов, социальных сетей. Я считаю, что это, конечно, можно назвать цифровой трансформацией, но по большому счету подобные меры – лишь малая часть того, на что способны технологии.

ФОТО: © Айвар Дюсенов

Полноценная цифровая трансформация означает создание нового или кардинальное преобразование имеющихся продуктов и сервисов. Подобная трансформация меняет парадигму социального поведения и напрямую влияет на стратегию компании, ее бизнес-модель, оперативную деятельность и корпоративную культуру. Такую перестройку можно осуществить, серьезно инвестируя в R&D (научно-исследовательская работа. – Прим. ред.).

Из наиболее востребованных продуктов в этой сфере я бы отметила решения, связанные с интернетом вещей. Мы уже давно знакомы с такими технологиями, как умный дом, фитнес-браслеты, GPS-трекеры. Во время пандемии появился целый ряд продуктов, которые позволяют контролировать соблюдение социальной дистанции и масочного режима в офисах и на производстве, а при выявлении случаев заболевания оперативно обозначить группу риска (коллег, с которыми контактировал заболевший) и пресечь возможное распространение вируса, поместив на карантин не весь персонал предприятия, а только «контактных» сотрудников.

Помимо этого, возрос спрос на решения по роботизации бизнес-процессов и сервисов, а также на продукты и системы по анализу и управлению big data.

– У вашей компании есть собственный учебный центр для тех, кто хочет укрепить свои IT-навыки. Кто там преподает? Как происходит сертификация преподавателей? Насколько востребованы подобные курсы и что отличает их от других подобных предложений?

– Кадры решают все. Наверное, это самое точное описание миссии нашего учебного центра. В его портфеле – курсы от более чем 30 мировых производителей программного и аппаратного обеспечения. В штате центра – как собственные тренеры, так и вольнонаемные авторы курсов.

Наши тренеры должны подтверждать свою квалификацию ежегодно. Иногда сертификация проводится в несколько этапов и включает в себя собеседование с экспертами – представителями производителей.

Учебный центр и его деятельность для нас больше, чем просто бизнес. Выходя на новый рынок, Sotfline всегда считает своей миссией развитие IT-технологий и рост кадрового потенциала в той или иной стране. Все это – задача учебного центра. Мы восполняем пробелы в знаниях выпускников IT-факультетов, которые нередко возникают в результате упора на теорию в университетах. Наш учебный центр дает практические знания в конкретных областях по всему спектру IT-решений. Мы помогаем специалистам определиться с дальнейшей карьерой, укрепить навыки. Это развивает IT-отрасль в Казахстане.

– Как вы оцениваете состояние казахстанского IT-рынка? Насколько конкурентоспособны местные IT-компании в сравнении с зарубежными? Каковы перспективы рынка в свете растущего спроса на цифровизацию?

– Стабильно растущий – так бы я охарактеризовала казахстанский рынок IT. Мы, конечно, отстаем от рынков наших крупнейших соседей – России и Китая. Однако если мы в полной мере реализуем заявленные правительством программы по цифровизации экономики, то велики шансы сократить это отставание.

Рынок IT неминуемо будет расти, ведь мы живем в цифровой среде. Представить реальность без информационных технологий невозможно. Что касается казахстанских компаний, то вот уже несколько лет подряд я регулярно знакомлюсь с технологиями, разработанными в нашей стране. Есть интересные решения в сфере интернета вещей, информационной безопасности. Мы помогаем авторам этих решений расширить географические границы их бизнеса, приглашаем войти в портфель решений, которые Softline продвигает на глобальном уровне, во всех 55 странах, где работает наша компания.

– Каковы, на ваш взгляд, основные тренды глобального IT-рынка? В каком направлении планирует развиваться ваша компания? Ожидаете ли вы в ближайшее время прорывов на рынке цифровых продуктов? И если да, то каких?

– Цифровая трансформация коснется не только внутренних аспектов работы бизнеса – политик, бизнес-процессов, но и потребует создания внешней цифровой среды, в которой будут находиться все контрагенты. В пандемию многие компании начали цифровизировать внутренние процессы, что неминуемо приведет к кардинальному изменению их бизнес-моделей. Чем раньше это случится, тем легче им будет в будущем.

Переосмыслению традиционных подходов к ведению бизнеса будут способствовать и успешно опробованные в пандемию новые решения. Так называемая модель гибкого поведения, когда пользоваться продуктами выгоднее, чем ими владеть; облачные сервисы, которые становятся центром прибыли и генерации новых идей; рассредоточенные географически и собираемые под реализацию конкретных проектов команды – вот тренды, которые меняют рынок.

Что касается Softline, то выделить одно направление, в котором мы развиваемся, вряд ли возможно. Наша отличительная черта в diversity, разнообразии. Например, совсем недавно мы запустили стартап в сфере услуг по сопровождению бухгалтерского и кадрового учета. Видеть новые возможности – это одна из наших ключевых характеристик.

Этот финансовый год в нашей компании мы проведем под лозунгом «Я, мы, Softline!» 2021 год – год персонала. Мы уже давно перешли от понятия HR, что означает human resources («человеческие ресурсы». – Прим. ред.), к понятию HC, означающему human capital («человеческий капитал». – Прим. ред.). За каждым процессом в компании стоят живые люди, и от их настроя, веры в успех, отдачи зависят наши общие достижения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить