Гранты на $100 млн и сервис онлайн-шопинга: как Facebook пытается помочь малому бизнесу выжить

4740

Треть малых предприятий в США прекратили работу во время пандемии, показало исследование, проведенное Facebook. О том, как крупнейшая в мире социальная сеть пытается помочь предпринимателям удержаться на плаву, рассказывает ее операционный директор Шерил Сэндберг

ФОТО: © Depositphotos.com/IgorVetushko

Пандемия коронавируса продолжает наносить тяжелый удар по американскому малому бизнесу. Согласно исследованию State of Small Business («Состояние малого бизнеса»), подготовленному Facebook, 31% малых предприятий и 52% индивидуальных предпринимателей прекратили деятельность из-за кризиса, пишет Forbes.ru.

- Полученные данные заметно отрезвляют, — говорит операционный директор Facebook Шерил Сэндберг. — Мы находимся в очень сложной экономической ситуации, которая затронула все компании, но в особенности малые предприятия. Мы знаем также, как важен малый бизнес для создания рабочих мест, и мы знали это задолго до коронавируса. В этой стране две трети новых рабочих мест появляются благодаря малому бизнесу, а это означает, что положение малого бизнеса всегда имело большое значение, но сейчас более, чем когда-либо.

Особенное беспокойство вызывает тот факт, что лишь 45% владельцев и руководителей бизнеса планируют нанять прежнее число сотрудников, когда их компании возобновят работу после кризиса. Среди индивидуальных предпринимателей таких всего 32%.

- То, что эти компании отпускают людей, не означает, что они не хотят нанять их снова, — говорит Сэндберг. — Это означает, что они сомневаются, что смогут сделать это. Мы обнаружили серьезную проблему.

Компании, которые смогли продолжить работать, тоже сталкиваются с существенными препятствиями в доступе к финансированию и клиентам. Примерно 28% опрошенных компаний говорят, что в ближайшие несколько месяцев их главной проблемой станет денежный поток, 20% указывают на недостаток спроса. 

Отчет, подготовленный Facebook совместно с организацией Small Business Roundtable, основан на результатах опроса 86 000 владельцев, менеджеров и сотрудников американских компаний, в которых работают менее 500 человек. Это часть более масштабной инициативы Facebook по сбору данных о будущем бизнеса, осуществляемой совместно со Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества и развития.

- Мы начали работать над этим отчетом еще до начала пандемии коронавируса, — говорит Сэндберг. — Тогда мы ожидали, что это будет позитивная история о низкой безработице, процветающих предпринимателях и росте числа рабочих мест по всему миру. И вот посмотрите, в какой ситуации мы оказались сегодня.

Теперь компания запускает Facebook Shops — электронную торговую площадку, которая позволяет предпринимателям создавать свои «витрины» в Facebook и Instagram. Предприятия могут менять внешний вид своих цифровых магазинов, использовать обложки, чтобы привлечь внимание к своим брендам, и каталоги, чтобы продемонстрировать свои продукты. Клиенты могут написать владельцам бизнеса напрямую в WhatsApp, Messenger или Instagram Direct, чтобы задать вопросы, узнать статус доставки и так далее.

- Наша цель состоит в том, чтобы упростить процесс совершения покупок и позволить кому угодно — от владельца малого бизнеса до международного бренда — общаться с покупателями с помощью наших приложений, — написал сооснователь и генеральный директор Facebook Марк Цукерберг в посте с анонсом нового продукта. Как и в случае с опросом, запуск был запланирован до пандемии, но его пришлось ускорить, когда компании обратились к цифровым инструментам, чтобы адаптироваться к нынешнему кризису. По данным опроса, 51% владельцев малых предприятий чаще общаются с покупателями онлайн, а 36% действующих компаний осуществляют все продажи онлайн.

- Меня поражает то, какой объем работы теперь происходит онлайн, и то, что мы делаем вещи, которые раньше казались невозможными, — говорит Сэндберг. — Если бы я спросила вас или вы бы спросили меня, могла бы я работать исключительно из дома? Могла бы вся моя компания работать из дома? Я бы ответила: точно нет. Но мы справились. У малых предприятий предпринимательский дух еще сильнее.

В США насчитывается более 30 млн малых предприятий, многие из которых с трудом держатся на плаву из-за вынужденного прекращения работы и все еще надеются на финансовую помощь правительства. Согласно недавнему опросу Goldman Sachs, 71% предпринимателей, подавших заявки на поддержку по Программе защиты зарплат (Paycheck Protection Program), все еще ждут займы, а у 64% недостаточно средств, чтобы пережить ближайшие три месяца. Согласно исследованию Yelp, по состоянию на 19 апреля более 175 000 предприятий сферы услуг закрылись временно или навсегда. При этом в таких крупных городах, как Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Чикаго, число закрытых предприятий выросло на 200% и больше, чем в прошлом году.

Сотрудники этих компаний пострадали сильнее всех остальных: 74% из них не получили оплачиваемого больничного, 70 процентам работодатель не оплатил вынужденный отпуск. Для сотрудников гостиничной и ресторанной отраслей эти показатели превышают 90%.

Facebook, который в значительной степени полагается на малый бизнес в получении дохода от рекламы, был одной из первых крупных технологических компаний, которые предоставили остро необходимую помощь. 17 марта компания объявила, что выплатит малым предприятиям гранты на сумму $100 млн, причем большая часть будет выплачена в форме денежных средств, а остальное — в форме кредитов на рекламу услуг. Из этого фонда $40 млн будут распределены между 34 американскими городами и 50% будут зарезервированы для компаний, которыми владеют женщины, представители меньшинств и ветераны. Остальные $60 млн будут распределены среди владельцев малого бизнеса по всему миру. Помимо финансовой помощи, компания представила несколько новых продуктов, в том числе цифровые подарочные сертификаты, сервисы для сбора средств и упрощенные способы сообщать клиентам об изменениях в порядке оказания услуг.

Малый бизнес вынослив даже во времена кризиса. По данным отчета Facebook, 57% компаний настроены оптимистично или очень оптимистично по отношению к будущему и всего 11% действующих компаний ожидают банкротства в ближайшие три месяца, если текущая ситуация не изменится.

- Этот отчет повышает информированность о трудностях, с которыми малые предприятия столкнулись из-за пандемии COVID-19, — говорит Ретт Баттл, основатель Public Private Strategies и один из исполнительных директоров Small Business Roundtable. — Однако малые предприятия помогли нам пережить предыдущие экономические кризисы, и они помогут нам снова.

Автор: Манит Ахуджа, Forbes Contributor

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить