Гранит науки на вес золота

4078

Темпы роста стоимости обучения в вузах делают неэффективным закон «О накопительной системе образования»

В январе 2013 года в Казахстане принят Закон «О накопительной системе образования», по которому государство планирует стимулировать граждан к накоплению на высшее образование своих детей. Для того чтобы проверить перспективы новшества, специалисты ОО «Казпотребнадзор» подсчитали, сколько денег накопил бы среднестатистический казахстанец, если бы программа заработала 11 лет назад.

Суть нововведения проста: каждый желающий может начать откладывать в БВУ на высшее образование своих детей за 10-20 лет до их поступления в вуз. Помимо вознаграждения со стороны банка, государство будет доплачивать дальновидным гражданам 5% от накопленной суммы в год.

Критики реформы в качестве ее главного недостатка указывают на риск, что накопления будет съедать инфляция. Уполномоченный орган и сторонники реформы рассчитывают, что инфляцию будет в полной мере покрывать доходность, обеспечиваемая банковской ставкой и компенсацией государства в размере 5% для большинства казахстанцев и 7% для социально незащищенных слоев населения. Из представленной ниже таблицы видно, что средний рост цен на услуги высшего образования в 2005-2011 годах составил примерно 14,5%, что больше уровня роста цен на все товары и услуги на 44%.

Очевидно, что предусмотренная в рамках накопительной образовательной системы добавочная процентная ставка государства даже в совокупности с банковским вознаграждением не сможет покрыть почти 15-процентный ежегодный рост цен в образовательной отрасли.

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Средние показатели

Рост цен на все товары и услуги, %

7,8

8,6

10,8

17

7,3

7,1

8,3

9,56

Рост цен в сфере высшего образования, %

16,5

20,9

13,8

11,4

12,1

12,3

14,4

14,49

Учитывая специфику отечественного образования и неминуемое сокращение числа абитуриентов в ближайшие годы в виду демографического кризиса 90-х, можно прогнозировать, что опережающие темпы роста цен в сфере высшего образования в ближайшие годы сохранятся. При этом их главным сдерживающим фактором будет риск утраты привлекательности высшего образования в Казахстане в сравнении с зарубежными вузами. Проще говоря, дальнейшим ростом цен отечественные вузы могут спровоцировать массовый отток абитуриентов за рубеж.

Эти цифры наглядно демонстрируют, что нововведение не позволит большинству казахстанцев накопить на обучение своих детей. Расчет производился исходя из того, что родитель откладывал ежемесячно 10% от своей зарплаты, а суммарная ставка вознаграждения по накоплению составляла бы 10% (5% - банк и 5% - государство).

Для расчета использовался официальный размер среднемесячной номинальной заработной платы за последние годы. Данный показатель значительно завышен ввиду того, что он вычисляется среднеарифметическим, а не медианным методом. При этом средний размер заработной платы примерно на 40-45% больше медианного.

Приведем пример: А. получает 20 тыс. тенге, В. -  50 тыс. тенге, С. - 200 тыс. тенге. Если вычислять средний размер их заработной платы среднеарифметическим методом, применяемым в Казахстане, то она составит 90 тыс. тенге, а если медианным, используемом в большинстве стран мира, то 50 тысяч тенге.

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Среднемесячная номинальная заработная плата (в тенге)

20323

23128

28329

34060

40790

52479

60805

67333

77611

90028

104896

Накопленная сумма на конец года

22762

55567

98518

153329

222505

314027

425693

557141

715301

905669

1134698

В настоящее время стоимость годового обучения в большинстве вузов по популярным специальностям составляет не менее 500 тыс. тенге. Даже исходя из среднеарифметического, а не медианного показателя средней зарплаты, этой суммы в миллион тенге с лишним, накопленной за 11 лет, хватило бы только на два из четырех лет обучения в вузе.

В действительности же среднестатистический казахстанец, ежемесячно откладывая 10% из своей зарплаты, смог бы накопить за 11 лет лишь около 650 тыс. тенге (примерный расчет, исходя из медианной заработной платы).

Таким образом, новая накопительная система обучения доступна только:

гражданам с уровнем дохода существенно выше среднего с числом детей не больше трех;

семьям, где воспитывается только один ребенок, а оба родителя получают зарплату не ниже средней.

Однако и для данных категорий накопительная модель, вероятно, не будет привлекательной, в виду того что рост цен в системе высшего образования заметно превышает процентные ставки по вкладам.

Примечание. Данные агентства РК по статистике: Статистический сборник «Цены на потребительском рынке Казахстана»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить