Гонка реформ

11978

Почему Казахстан потерял одну позицию в рейтинге Doing Business 2018

В начале ноября Всемирный банк озвучил результаты своего традиционного рейтинга Doing Business 2018. Казахстан занял в нем 36-е мес­то, оставив позади такие развитые страны, как Италия (46), Бельгия (52), Израиль (54) и Турция (60), однако потеряв по сравнению с прошлым годом одну позицию. В масштабах ЕАЭС мы обошли Беларусь (38), Армению (47) и Кыргызстан (77), на одну строку отстав от России, за год совершившей рывок с 40-го на 35-е место.

Проект Doing Business посвящен оценке нормативных актов, регулирующих деятельность национальных предприятий в 190 странах. В рамках исследования проводятся сбор и анализ количественных данных для сравнения условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и в динамике. Для правительств Doing Business является своеобразным индикатором, позволяющим оценить качество и эффективность реформ; иностранные инвесторы же оценивают перспективы ведения бизнеса в тех или иных странах.

Нынешний рейтинг стал 15-м по счету. К юбилею составители приурочили подведение некоторых итогов. Так, за прошедшие полтора десятка лет под влиянием Doing Business только в странах Европы и Центральной Азии проведено 673 реформы. Абсолютным лидером по их количеству в регионе является Грузия, объявившая о проведении 47 реформ; немногим меньше, по 41, у Казахстана и Македонии.

Относительно конкретных результатов представители рабочей группы проекта отметили, что с 2003–2004 годов срок регистрации компании в мире в среднем сократился с 52 до 20 дней. Значительное упрощение процедур, сопровождающих работу в сегменте МСБ, зафиксировано в ЦА. Если еще 11 лет назад создание предприятия в Таджикистане занимало 79 дней, то сегодня – 11. В Кыргызстане почти втрое сократились сроки получения разрешений на строительство.

«Doing Business рассматривает важные показатели, хотя это лишь ограниченный набор норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Гораздо важнее результаты, которые реформы приносят для развития частного сектора и для экономики в целом. Поддержка хорошо функционирующего частного сектора – важная задача для правительств всего мира, и она требует долгосрочной политики по удалению административных барьеров, усилению законов, способствующих развитию бизнеса, и обеспечению верховенства этих законов», – говорит региональный директор ВБ в Центральной Азии Лилия Бурунчук.

Список стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса, возглавила Новая Зеландия. Сингапур, лидировавший на протяжении 10 лет, опустился на вторую строчку. В топ-5 также вошли Дания, Южная Корея и Гонконг. Страны – лидеры в легкости ведения бизнеса сочетают у себя несколько факторов: эффективные регулятивные процессы, правовые институты, которые обеспечивают защиту собственности и прав инвесторов, сильную политическую волю и способность организовать реформы. Директор глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности группы ВБ Сесиль Фурман особо отмечает прогресс Индии, улучшившей прошлогодний результат сразу на 30% – в масштабах столь густонаселенной страны это действительно впечатляет.

Среди государств ЦА наибольший рост ожидаемо показал Узбекистан, занявший 74-е место и преодолевший 16 ступеней по сравнению с прошлым годом. Наши соседи вошли в глобальную десятку стран-реформаторов: преобразованиям там подверглись сферы создания предприятий, получения разрешений на строительство, защиты миноритарных инвесторов, налогообложения и подключения к системам энергоснабжения. В Таджикистане перемены затронули сферы создания предприятий и регистрации собственности. Кыргызстан внес коррективы в процесс обеспечения доступа к кредитам; принято два указа о создании единого реестра и закон об обмене кредитной информацией.

Казахстан провел реформы в трех направлениях: регистрация собственности, защита миноритарных инвесторов и обеспечение исполнения контрактов. Процесс перевода собственности одного юридического лица другому, 10 лет назад занимавший более 50 дней, сократился до трех с половиной благодаря повышению прозрачности и совершенствованию механизма разрешения правовых споров в системе управления земельными ресурсами. В результате по индексу «Регистрация собственности» Казахстан занял 17-е место, на один пункт улучшив предыдущий результат. Расширение прав и роли акционеров в принятии главных корпоративных решений пошло в плюс такому индикатору, как защита прав миноритарных инвесторов, – по этому показателю мы вообще стали лидерами, тогда как год назад находилась на третьей строчке. Подъем с девятого места на шестое отмечен по показателю «Обеспечение исполнения контрактов». Как считают аналитики ВБ, здесь свою роль сыграло введение дополнительных сроков для важнейших этапов судопроизводства. Казахстан также улучшил показатели по таким индикаторам, как «Регистрация предприятий» (41-е против 45-го) и «Подключение к системе электроснабжения» (70-е против 75-го).

Решающую же роль в том, что страна опустилась на одну строку в общем рейтинге Doing Business, сыграло ослабление позиций по таким индикаторам, как «Получение разрешений на строительство» (падение с 22-го места на 52-е), «Разрешение неплатежеспособности» (39-е место против 37-го), «Получение кредитов» (77-е против 75-го), «Международная торговля» (123-е вместо 119-го).

Впрочем, отмечает Сесиль Фурман, в рамках отчета оцениваются как относительные, так и абсолютные показатели, и потеря одной позиции не означает ухудшения условий для бизнеса. К тому же другие страны тоже не стоят на месте, а проводят реформы. В этом отношении, считает она, более показателен индикатор удаленности от передовых рубежей. «Это абсолютный показатель, который позволяет понять, насколько далеко страна продвинулась, пытаясь приблизиться к лучшим мировым практикам. Казахстан по данному показателю имеет рейтинг 75,4 из идеальных 100%. Это означает, что страна прошла три четверти пути к тому, чтобы стать лучшим реформатором», – поясняет эксперт.

Эксперты видят ряд механизмов, которые могли бы способствовать сокращению разрыва между странами нашего региона и лидерами рейтинга. Внедрение инфокоммуникационных технологий позволит ускорить процессы регистрации бизнеса и выдачи лицензий. На пользу развитию бизнеса пойдет и внедрение механизма получения реальной обратной связи от частного сектора. Главное, чтобы реформы не просто проводились для продвижения в рейтинге, а трансформировались в результаты на местах.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить