Как конкуренция убила видеозвезд

6931

О чём писал Forbes более тридцати лет назад

Эра алчности: 11 марта 1985 года

«Неужели от этих чудовищ, пьющих кровь корпораций, никуда не скрыться?» – задавался вопросом редактор Forbes Джим Майклс в главной статье номера, посвящённого буму выкупа крупных компаний. В 1980 была лишь одна миллиардная сделка, когда Seagram продал Sun Co. компании Texas Pacific. А в 1984 Уолл-стрит провернула уже 17 десятизначных сделок, включая $13,3-миллиардную покупку Gulf Oil компанией Chevron (в пересчёте на 2018 это примерно $32 млрд).

Масла в огонь подливали дерегулирование банков, недооценённые активы, мягкое антитрастовое законодательство и наличие свободных средств у компаний благодаря принятому в 1981 году закону о налоговом послаблении. Но, что еще важнее, на Уолл-стрит теперь было полно финансистов, имевших опыт мегапоглощений, включая такие фирмы, как Drexel Burnham Lambert и Salomon Brothers.

- Люди научились работать очень быстро, – отмечал Чарльз Нэйтан, управляющий Merrill Lynch. – Раньше нужно было несколько недель ждать решения от банков. Теперь на это уходит несколько дней.

Достаточно скоро банкиры и рейдеры почувствовали жёсткую скорость перемен. Эпоха «быстрее-быстрее» достигла своего апогея в 1988-м, когда банки обеспечили выкуп компаний на общую сумму почти $100 млрд (до $200 млрд сегодня). Но уже на следующий год на фоне мягкого рынка акций и усиления регулирования количество сделок, обеспеченных займами, сократилось на 60%.

Быстрая перемотка: Карл-завоеватель

1985 год: Карл Икан, один из самых опасных корпоративных рейдеров Америки, завершает громкую, но обречённую на неудачу сделку по покупке Trans World Airlines. К 1992 компания становится банкротом.

2018 год: История с провалом TWA уже далеко позади, и Икан, теперь известный как «инвестор-активист», занимает 73-е место в рейтинге самых богатых людей планеты с состоянием $17 млрд.

Дух времени: Как конкуренция убила видеозвезд

По прогнозу, продажи пустых видеокассет должны были удвоиться и вырасти до 200 млн единиц в 1986, но никто из крупных производителей не смог получить прибыль из-за жёсткой конкуренции.

- Мы все видим огромную морковку и за ней бежим. Это настоящая война! – жаловался Ричард Мюллер, менеджер по маркетингу 3М.

Со стола редактора: Вера в бумажные пакеты

Заместитель главного редактора Стив Форбс скептически относился к появлению в магазинах пластиковых пакетов. «Коричневые бумажные пакеты победят», – предрекал он в небольшой заметке под заголовком «Эти *!%!*!#* пластиковые пакеты». Он оказался не совсем прав: пластик вытеснил все остальные материалы в кассовых зонах, но, учитывая негативное влияние на окружающую среду, Стив мыслил в правильном направлении.

Удивительная реклама: Добрые старые времена

В 1985-м подразделение олдсмобилей компании General Motors сообщило о рекордных продажах третий год подряд. Автомобили Cutlass Ciera и Cutlass Supreme заняли четвёртое и десятое места в рейтинге самых популярных моделей в Америке соответственно. Доходы детройтского гиганта выросли на 15% – до $96 млрд (примерно $227 млрд по современному курсу).

Фото: Уиф Дойл/Alamy; Ханс вон Нолд/AP; AP

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить