Звездные войны

9313

Крушение ракеты-носителя «Протон-М» на Байконуре в начале этой недели, несмотря на техническую причину, пришлось некстати с политической точки зрения, так как совсем недавно, в рамках дискуссии о перспективах этого космодрома, между Россией и Казахстаном уже пробегала черная кошка

Фото: Григорий Беденко

Космический пинг-понг

Неудивительно, что некоторые представители казахстанской оппозиции после этого ЧП озвучили открытое обращение к правительствам Казахстана и России с требованием не только пересмотреть соглашение по Байконуру с целью запрета пусков ракет-носителей, содержащих гептил и другие отравляющие вещества, но и начать создание международного космодрома с участием Франции, США, Индии и других заинтересованных стран.

Напомню, что первую серьезную волну дискуссий по поводу перспектив Казахстана и России на Байконуре еще в конце прошлого года поднял глава Национального космического агентства РК Талгат Мусабаев. Выступая в парламенте, он заявил о необходимости сокращения количества запусков «Протонов», о невыполнении договора со стороны России в части создания космического ракетного комплекса «Байтерек» и о желательности нового соглашения по аренде космодрома. В ответ, правительство России направило официальную ноту правительству Казахстана с требованием объяснить высказывания главы «Казкосмоса».

А чуть позже президент России Владимир Путин вообще заявил о том, что космодром Байконур морально и физически устарел. И это, мол, оправдывает строительство более эффективного нового космодрома Восточный, куда в качестве партнеров он пригласил и другие страны. По словам Путина, первые пуски с Восточного планируется начать в 2015. В 2018 предполагаются пуски для пилотируемых полетов, а в 2020 - запуски сверхтяжелых ракет.

Не так давно Федеральное космическое агентство России разработало проект «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года». К этому времени РФ собирается закрепиться в тройке космических лидеров. Интересно, что в этой программе ни слова не говорится о сотрудничестве с Казахстаном в космической сфере и о реализации новых проектов на Байконуре. Зато большое внимание уделено развитию именно космодрома Восточный, который должен быть готов для запуска автоматических космических аппаратов и вывода на орбиту нового ракетного комплекса «Ангара», а также тяжелых пилотируемых кораблей нового поколения. Кстати, тогда некоторые представители Казкосмоса заявляли о том, что этот космодром, находясь на той же широте, является прямым конкурентом Байконура. И в случае использования «Ангары» судьба казахстано-российского ракетно-космического комплекса «Байтерек», который помог бы нам выйти на перспективный рынок коммерческих запусков спутников связи, окажется еще более туманной. А ведь этот проект мог стать не только техническим прорывом для республики, но и тестом на реальное, а не мнимое партнерство России и Казахстана в инновационных сферах.

Интересно, что в этот раз глава Казкосмоса Талгат Мусабаев почему-то оказался более лоялен к аварии «Протона» , заявив, что это внутреннее дело Роскосмоса. Довольно странный диссонанс на фоне прежних его заявлений о необходимости уменьшения запусков «Протонов». Впрочем, его можно объяснить. Ведь космос, как и нефть, - всегда политика. Это значит, что тема пересмотра арендных соглашений, как и вопрос ухода-неухода России с Байконура будет решаться в первую очередь с точки зрения  политических интересов Акорды и Кремля, а не «хотелок» Роскосмоса и Казкосмоса.

Фото: Григорий Беденко

Чемодан без ручки

В январе 2004 российская аренда Байконура была продлена до 2050. Казахстанская оппозиция полагает, что арендная плата за эксплуатацию космодрома и ряда военных полигонов на территории Казахстана необоснованно занижена.

Действительно, что существующий договор не приносит значительных финансовых выгод - всего $115 млн в год. Хотя всё познается в сравнении. Например, за пребывание своего черноморского флота в Крыму Россия платит ежегодно менее $98 млн. И на Украине также требуют повышения арендной платы. Но самое главное, что договор аренды Байконура не очень помогает развитию казахстанской космической отрасли. И это странно, учитывая нынешнюю любовь наших чиновников к инновационной риторике. Потеря первого спутника KazSat-1, который  разрабатывался в Центре им Хруничева, непонятная ситуация вокруг комплекса «Байтерек» для запуска ракетоносителей «Ангара», подвисший вопрос о полете казахстанского космонавта на МКС - то из-за отсутствия финансирования этого полета, то из-за нехватки мест на российских кораблях «Союз», которые взяли на себя основную нагрузку отправки космонавтов и грузов на МКС.

Выходит, нам отвели лишь скромную роль арендодателя, которого иногда возмущает то, что арендаторы мусорят в «квартире», разбрасывая по степи космические обломки и разливая ядовитый гептил. Конечно, мы реалисты и должны понимать, что самостоятельно Казахстан вряд ли может претендовать на статус космической державы. Судя по расширению «ядерного клуба» и медленном росте количества космических держав, создать свою атомную бомбу все-таки легче, чем космическую индустрию. Космос предполагает наличие определенных возможностей у государства: собственные космические разработки, наличие человеческого капитала, серьезную финансовую базу и самое главное - космические амбиции. Даже США несколько раз пытались прикрыть космические программы NASA, ссылаясь на их дороговизну. В любом случае космическую гонку могут позволить себе очень ограниченное число стран. Казахстан не входит в этот список. И если на космические разработки и исследования мы еще сможем найти средства, то опять же у нас нет кадровых ресурсов. Ведь эта сфера требует не только денег, но также опыта и кадров - инженеров, конструкторов, ученых, которые бы занимались разработкой космических программ.  Должна быть космическая школа и преемственность в передаче опыта и знаний. Мы своей школы не создали. Поэтому Казахстан вряд ли сможет и обозримом будущем претендовать на статус космической державы. Это надо четко понимать.

Поэтому речь для нас может идти только о сотрудничестве в космосе с другими государствами.

В мае 2011 официальная делегация Национального космического агентства РК посетила Китай, где обсуждался вопрос подготовки межправительственного соглашения об исследовании космического пространства в мирных целях. По словам Талгата Мусабаева, этот документ позволит двум государствам осуществлять сотрудничество в космической отрасли. В свою очередь, заместитель национального космического ведомства КНР Чжан Цзянь Хен не без гордости заявил, что Китай обогнал США по запуску ракет и наступает на пятки России, которая в последнее время явно снизила качество космических запусков. Более того, привычная ставка КНР на самодостаточность отражена и в космической программе, где серьезное внимание уделяется строительству китайской космической станции «Тяньгун-1».  Есть также Индия и даже Украина, которая уже предлагала Казахстану сотрудничество в этой сфере. А в ходе недавнего визита премьера Великобритании Дэвида Кэмерона в РК между английской компанией «Surrey Satellite Technology Ltd (SSTL)» и ТОО «Ғалам», «дочкой» АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», был подписан контракт по совместной разработке космической системы научно-технологического назначения (STSAT).

Но, с кем бы ни сотрудничал Казахстан в космической сфере, наша республика должна полностью поменять стратегию взаимодействия, как это мы сейчас делаем в нефтегазовой отрасли. Правило простое. Если хотите работать на космодроме Байконур - увеличивайте казахстанское содержание, в первую очередь в кадровой сфере. Готовьте местных специалистов. Такой же подход должен был работать в отношении космического сотрудничества с Россией. Но он не работал. Поэтому мы сидим и гадаем, что делать с космодромом, если вдруг Россия рано или поздно примет решение оставить его. Как бы не получилось, что этот космодром будет напоминать «чемодан без ручки». Вроде и носить его неудобно, но и бросать жалко.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить