Закулисные тайны казахстанского кризиса

13339

В наступлении кризиса в Казахстане стоить винить не только падение цен на нефть и неэффективность чиновников, но и владельцев и руководителей малого и среднего бизнеса, считает управляющий партнер Consulting Group Андрей Якунин

Фото: new-retail.ru

Последние два месяца я активно общаюсь с капитанами МСБ и очень глубоко вникаю в специфику их бизнес-процессов: строительство, оптовая торговля, производство, сервис и много-много других направлений. Знаете, что объединяет 95% этих бизнесов? Сможете отгадать?

Пока думаете, я расскажу вам историю одного бизнеса.

Хозяин магазина запчастей попросил меня помочь ему оценить состояние его бизнеса. С его слов, рост продаж остановился еще пару лет назад, а из-за высокой конкуренции наценка постепенно снижается. Несколько лет назад сильно выручали поставки запасных частей по госзакупкам. Они и были драйверами роста продаж и прибыли. У хозяина магазина появились новый Land Cruiser, дом в верхней части города. Он стал регулярно летать с семьей на отдых за границу. Розница тоже развивалась на прибыли от тендеров: проводились различные акции, в продвижении принимали участие промоутеры, мерчандайзеры. Размещалась реклама в СМИ. Сотрудники регулярно получали премии. Хозяин магазина поверил, что он - гений бизнеса, и жизнь наконец-то удалась.

Спустя короткое время случилось несчастье: партнер по бизнесу, который обеспечивал победы в тендерах и получение субподрядов у других компаний, отправился к праотцам. Этот момент стал поворотным. Все реже компания побеждала в тендерах, перестали предлагать субподряд. Веря в свою гениальность, хозяин магазина решил сконцентрироваться на рознице. Целых полтора года он вкладывал накопленный жирок в развитие магазина. Он покупал рекламу в интернете и на радио, раскручивал сайт в поисковиках, запускал агрессивные скидки и клубные карты, насаждал в коллективе добрую семейную атмосферу.

Полгода назад предприниматель признался себе, что его бизнес мечется в районе точки безубыточности и, более того, съедает запас бизнесмена на безбедную старость. А самое ужасное – человек не понимает, как исправить ситуацию. Не он один понимал, что с бизнесом все плохо. Например, уволился исполнительный директор и открыл свой интернет-магазин по продаже запчастей. Ассортимент пришлось оптимизировать, отказаться от услуг аренды дополнительного склада, часть сотрудников сократить.

С лета 2015 бизнесмен боялся рассказать кому-либо о своих проблемах. Даже жене не говорил, пытался найти выход. Поднять бизнес с колен сам не мог, покупателя на бизнес найти не получалось, идею о добровольном уходе из жизни отбросил сразу. В декабре за рюмкой чая рассказал всё своему старому другу. По рекомендации этого друга, нашего общего знакомого, он обратился ко мне за консультациями и диагностикой бизнеса. Узнав до встречи основные детали, контакты, адрес сайта и т.д., я сделал предварительную оценку его бизнеса.

Что же я узнал?

Один раз из трех звонков трубка не была поднята. Во второй раз я ждал ответа семь гудков. И только в третий раз ответили быстро. Во время двух разговоров никто не взял мои контакты, собеседник даже не пытался завязать со мной разговор-продажу, просто сообщал цену на названную деталь. Услугу доставки запчастей магазин не оказывает даже за деньги. «Суббота - короткий день, воскресенье – выходной». На сайте компании в глаза бросается последняя «новость» от 1 ноября 2014. Также там нет формы заказа обратного звонка. Тестовое письмо на электронную почту с адресом инфо@имя.кз осталось без ответа. Форма онлайн-заказа товара отсутствует.

И это только то, что я узнал до визита в магазин и трехчасовой беседы с хозяином. Нужно сказать, что и дальше я выявлял все больше и больше мелких, средних и крупных недочетов, которые оказывают жестокий кумулятивный эффект на его бизнес и не добавляют конкурентоспособности.

В процессе нашего аудита бизнес-процессов хозяин магазина стал выдавать на-гора огромное количество идей по улучшению существующего бизнеса, увеличению оборота и прибыли. Мы договорились встретиться с ним после новогодних праздников. Последняя фраза, сказанная им на прощанье, была: «Кризис во мне, а не в сотрудниках, рынке или правительстве».

Что мы имеем в итоге?

Страшная тайна нашего МСБ заключается в неимоверно низкой эффективности процессов. Бизнесменов, подобных описанному выше, подавляющее большинство. В тучные годы экономического роста все купались в шальных деньгах и не задумывались о развитии эффективного бизнеса. Помните, как было написано у Сент-Экзюпери: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».

Бизнесмены в свое время «приручили» своих сотрудников, поставщиков сопутствующих услуг и товаров, арендодателей, банковских клерков и еще множество человек. И все эти люди связывали свои чаянья и надежды, свое будущее, в том числе и с этими лидерами. Но они не поняли, не захотели, не знали, не сумели сделать свой бизнес эффективным и устойчивым. Когда наступили кризисные времена, вместо того, чтобы быть новыми локомотивом экономики, они незаметно сдали свои позиции. Так же, как и нефть, и тенге. Государству, плохому или хорошему, с упавшими в цене ресурсами оказалось просто не на кого опереться. Нет упругой опоры малого и среднего бизнеса.

Вот такая страшная тайна, о которой не особо много говорят журналисты, люди на кухнях, сами бизнесмены. Но в этой ситуации есть один хороший момент: цены на нефть не зависят от казахстанских чиновников. Зато эффективность бизнес-процессов зависит от собственников и руководителей МСБ. Было бы желание и понимание, куда идти.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить