Зачем «Самрук-Казына» вкладывает миллиарды в убыточные проекты

20208

ФНБ «Самрук-Казына» опубликовал аудированную финансовую отчетность за 2014. Анализ отчётности показал, что Фонд, который провел минувший год под лозунгом трансформации своей деятельности, действовал от противного

Иллюстрация: garagebiz.ru

Главная цель фонда

В соответствии со специальным законом, «целью деятельности Фонда является повышение национального благосостояния Республики Казахстан посредством увеличения долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, и эффективного управления активами, входящими в группу Фонда». В октябре 2014 на форуме по трансформации фонда президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Фонд «Самрук-Казына» - это фактически второй Национальный фонд. В нем сосредоточено богатство страны, он является источником нашего благосостояния в настоящем и будущем».

Акцент на изначальной цели создания ФНБ «Самрук-Казына» особенно важен, поскольку до 2014 деньги фонда часто шли на заведомо убыточные социальные, инфраструктурные и индустриальные проекты или, например, на спасение проблемных банков. Такого неправильного использования активов фонда можно было избежать, делая убыточные инвестиции прозрачно, через госбюджет.

Программа трансформации

В 2013 «Самрук-Казына» сравнил Фонд и его дочерние компании с зарубежными аналогами. По результатам анализа выяснилось, что компании-аналоги получают больше прибыли при аналогичном уровне вложенного капитала, и Фонд выступил с инициативой реализовать программу трансформации аналогично той, что была проведена подобными фондами Малайзии (Кhazanah) и Сингапура (Temasek). Инициатива была поддержана главой государства в апреле 2014, и уже в сентябре программа была утверждена.

Не буду подробно останавливаться на этой инициативе, но отмечу, что авторы программы упустили ряд серьезных проблем, которые однозначно не позволят нашему Фонду приблизиться к лучшим по эффективности (здесь самым выдающимся примером является сингапурский Temasek). Тем не менее, в 2014 Фонд умудрился пойти вразрез даже с достаточно простыми задачами, поставленными в программе трансформации. Давайте рассмотрим несколько примеров, взятых из финансовой отчетности Фонда за 2014, которая была опубликована  30 апреля 2015.

Государство увеличило свою долю в рыночной экономике

На конец 2014 активы фонда составили 16,6 трлн тенге, или 43% от ВВП страны. Год назад активы составляли 15,3 трлн и те же самые 43% от ВВП. Казалось бы, несмотря на солидный рост активов (на 1,3 трлн тенге, или на 8,8%), с точки зрения ВВП увеличения доли государства в рыночной экономике не произошло. Однако это не так. В 2013 в консолидированную отчётность входили активы проблемных банков (БТА, Альянс и Темир); активы финансовых институтов Фонда составляли 2,4 трлн тенге. В 2014 эти банки были проданы, и активы финансовых институтов Фонда уменьшились на 2,2 трлн тенге.

Напомню, что эти проблемные банки были приобретены фондом в 2009. Было объявлено, что это вынужденная мера, и со временем БВУ будут проданы в частные руки. То есть активы банков изначально были временными и должны были стоять в стороне от основных бизнес-активов Фонда. Таким образом, если убрать активы банков из цифр на конец 2013, то прочие бизнес сегменты ФНБ «Самрук-Казына» выросли на феноменальные 3,5 трлн тенге! Это был наибольший годовой рост этих активов за все время существования фонда, и он в разы превышает аналогичные приросты прошлых лет.

Напомню основные бизнес-сегменты Фонда:
 
- нефтегазовый;
 
- горнопромышленный;
 
- транспортировка;
 
- телекоммуникации;
 
- энергетика;
 
- корпоративный центр и его прочие проекты.

Непонятные инвестиции

Еще в феврале 2014 Назарбаев поручил внедрить в Казахстане принцип Yellow Pages Rule, что предусматривает сворачивание госкомпаний во всех сферах, где может существовать частный бизнес. С этой точки зрения непонятно, зачем ФНБ скупал бизнес-активы у частных собственников в противоречие этим принципам.

Например, в 2014 Фонд приобрел оставшуюся долю 50% в ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» за 237 млрд тенге у Kazakhmys Plc. Спрашивается, зачем государство выкупало этот актив у частной компании за такие огромные деньги? Интересно, что в конце 2014 Фонд решил обесценить инвестиции в эту компанию (признать убытки) на 76 млрд тенге в связи с «негативными условиями текущей экономической ситуации». То есть на этой непонятной покупке государство в тот же год потеряло большие деньги, а частная компания осталась в выигрыше.

Другой похожий пример. В 2014 Фонд выкупил оставшиеся 49% в ТОО «Казахтуркмунай» у турецкой компании за 31 млрд тенге, при этом сразу признав убыток по сделке в размере 27 млрд тенге. Так как сделка происходила по поручению правительства (единственный акционер ФНБ), то вместо прямого убытка Фонд признал уменьшение капитала акционера. И тоже непонятно, зачем было покупать у частного инвестора и почему сделка принесла убыток государству.

К подобным сделкам можно также отнести: приобретение 100% акций АО «Шалкия цинк» за 31 млрд тенге в 2014 и покупку 29,8% капитала в ТОО «Казцинк» у частных инвесторов за 249 млрд тенге в 2013. Причем последняя сделка финансировалась целиком за счет средств Нацфонда. Для чего фонду нужно было обременять себя этими непростыми активами?

В целом у фонда с соблюдением принципа Yellow Pages дела совсем плохи. Опять же - зачем вместо привлечения частных местных или иностранных инвестиций государству нужно было вкладывать в прошлом году 51 млрд тенге в ТОО «Объединённая химическая компания»? Если это на самом деле реально прибыльный индустриальный проект, то, с учетом налоговых льгот и государственных субсидий, привлечение частных инвестиций в такие проекты не должно составлять особого труда. И таких непонятных примеров в отчетности фонда еще много.

Правительство использует «Самрук-Казына» для скрытых бюджетных расходов

В соответствии с законом о республиканском бюджете на 2014-2016 в прошлом году правительство (акционер ФНБ) осуществило взнос деньгами в капитал «Самрук-Казына» на сумму 104 млрд тенге для финансирования различных проектов (как говорится в бюджете, «для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики»). При этом Фонд выплатил дивиденды правительству в размере 9 млрд тенге. То есть чистыми деньгами на «конкурентоспособность» должно было пойти 95 млрд тенге.

Теперь давайте посмотрим на интересную статью баланса – «Прочие распределения акционеру». Эта статья означает, что часть расходов фонда была признана как уменьшение капитала акционера, поскольку они были выполнены по прямому распоряжению правительства. Так вот, по прямому распоряжению правительства фонд понес расходы на 94 млрд тенге.

В эту сумму входят:

- Оказание благотворительная помощи на 33,3 млрд тенге.

- Убыток на выкупе оставшихся 49% в ТОО «Казахтуркмунай» на 26,9 млрд тенге.

- Дополнительное обязательство по строительству многофункционального ледового дворца на 23,6 млрд тенге.

- Дополнительное обязательство по финансированию строительства Концертного зала (Театра хореографии) на 10,8 млрд тенге.

- Строительство детских садов и Дворца молодежи «Жастар» в городе Астана на 3,6 млрд тенге.

- Прочие расходы (реконструкция Выставочного центра в Москве, строительство музея истории Казахстана в Астане, строительство школ в Киргизии, Щучинско-Боровской гольф-клуб и так далее).

Отдельно указаны убытки фонда по инфраструктурному проекту «Создание специальной экономической зоны «Химический парк «Тараз»» в размере 16,9 млрд тенге. К сожалению, в отчётности не выделены отдельной строкой убытки фонда по программе «Доступное жилье – 2020». Также в 2014 правительство стало активно загружать КТЖ (одну из «дочек» Фонда) заранее убыточными инфраструктурными проектами, часто никак не связанными с основной деятельностью нацкомпании. 

Таким образом, в 2014 правительство вложило 95 млрд тенге на развитие конкурентоспособности фонда и в тоже время заставило ФНБ «Самрук-Казына» потратить 111 млрд тенге на заведомо убыточные социальные и инфраструктурные проекты. И это лишь то, что лежит на поверхности.

Кроме того, в неконсолидированной отчётности ФНБ говорится, что в 2014 он признал убыток от выбытия БТА Банка в размере 4,5 млрд тенге, при этом в 2013 его инвестиция в этот банк была обесценена (отнесена на убыток) на сумму 147 млрд тенге. Также в 2014 Фонд признал общий убыток на выбытии акций Темирбанка и Альянс Банка в размере 59 млрд тенге.

Как видно из описания расходов фонда, выполненных по распоряжению правительства, все эти затраты фактически должны были проводиться через государственный бюджет и утверждаться парламентом. То есть правительство вывело эти государственные расходы из бюджета и скрытно провело их через полностью подконтрольный фонд. Вот вам еще один ярчайший пример острой необходимости срочного проведения институциональных реформ в бюджетной сфере, прежде всего с точки зрения повышения прозрачности его расходов.

На этом хочу остановиться – если интересно, вы можете изучить финансовую отчётность самостоятельно. Примеров того, что деятельность Фонда идет вразрез с его главной целью, еще много.

В заключение хотел бы резюмировать:

- ФНБ «Самрук-Казына» процветает только благодаря нефтяным доходам. В 2014 и 2013 более 66% прибыли фонда было сформировано за счет нефтегазового сегмента.

- Активы Фонда раздуваются в основном за счет средств Нацфонда, то есть также за счет нефтяных доходов. В 2014 благодаря нефтедолларам государство резко ускорило свою оккупацию рыночной экономики.  

- Инвестиции Фонда в несырьевые секторы экономики непонятны и, судя по отчётности, очень неэффективны.

- Фонд полностью зависит от правительства. В результате деньги ФНБ используются не по назначению.

- Движение денег внутри Фонда, а также поступление и выдача денег из Фонда происходят крайне непрозрачно. За деятельностью фонда нет надлежащего общественного контроля.

- НУХ «Байтерек» и ФНБ «Самрук-Казына» во многом занимаются одним и тем же. Однако каждый институт должен заниматься своим делом. «Самрук-Казына» должен преумножать благосостояние, инвестируя только в активы, в доходности которых практически нет сомнений. «Байтерек» должен поддерживать и инвестировать в приоритетные отрасли экономики, особо не задумываясь о своей прибыльности. А государственный бюджет должен прозрачно тратить деньги налогоплательщиков на заранее убыточные социальные или инфраструктурные проекты.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить