Зачем приезжал Атамбаев?

13381

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: «Для Казахстана любая дестабилизация обстановки в Центральной Азии будет иметь гораздо больше негативных последствий, чем даже конфликт России с Западом из-за Украины»

Фото: knews.kg
Алмазбек Атамбаев.

Несмотря на то, что Кыргызстан не входит в список основных торговых партнеров Казахстана, именно с этой страной, а также с Таджикистаном у нас есть совместные инвестиционные фонды. В свою очередь, по данным Министерства экономики Кыргызстана, по уровню товарооборота Казахстан стоит у наших соседей на третьем месте. Например, 86% экспорта электроэнергии из КР приходится именно на РК. Это значит, что определенные экономические интересы у Астаны в этой стране присутствуют. По крайней мере, руководство Казахстана заявило о том, что в киргизскую экономику было вложено свыше $1 млрд казахстанских инвестиций. Важность этой страны для нас демонстрирует даже тот факт, что с 2010 специальным представителем президента Казахстана по вопросам сотрудничества с Кыргызстаном является один из представителей президентской «старой гвардии», прописавшийся в рейтинге миллиардеров Forbes, Булат Утемуратов.

Встреча президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева  с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, состоявшаяся в среду, 26 марта, в первую очередь касалась экономической тематики.

Не стоит забывать, что у Кыргызстана есть долги перед Казахстаном. В частности, за газ: в прошлом году он составлял около $25 млн.

Киргизам нужны казахстанские инвестиции. Астане нужны гарантии их сохранности. Речь идет о высоких политических рисках. В 2015 в Кыргызстане должны пройти очередные парламентские выборы, а позиции Атамбаева не очень стабильны. В стране уже появилось новое «Национальное оппозиционное движение», куда вошло несколько партий. Дополнительной проблемой для Астаны является то, что после конституционных изменений президент Кыргызстана не является главным игроком на политическом поле страны и делит свои полномочия с парламентом, который довольно непредсказуем. Недавняя смена правительства добавила неопределенности, несмотря на то, что формированием нового кабмина вроде бы занялась СДПК, связанная с Атамбаевым. Впрочем, в последнее время он пытается укрепить собственные позиции, расставляя своих людей на ключевые государственные посты. Например, в начале января 2014 на выборах мэров крупнейших городов победили ставленники президента: Бишкек возглавил Кубанычбек Кулматов, а Ош - Айтмамат Кадырбаев.

Естественно, в ходе визита президента Кыргызстана в Казахстан поднимался вопрос и о возможном вступлении этой республики в Таможенный союз. Стоит напомнить, что в конце 2013 Кыргызстан не принял «дорожную карту» по вступлению в ТС, несмотря на то, что более 40% объема его внешней торговли приходится на страны Таможенного союза. Также не секрет, что в киргизской политической элите существуют как сторонники членства в ТС, так и скептики.

Первые считают, что оно улучшит социально-экономическую ситуацию в стране и привлечет инвестиции. При этом Темир Сариев, занимавший пост министра экономики в распущенном правительстве, заявлял, что у Кыргызстана есть четыре условия вступления в ТС: создание фонда для трудоемкого производства, обеспечение свободного передвижения трудовых мигрантов, функционирование крупных рынков («Дордой», «Кара-Суу», «Мадина»), а также создание фонда помощи. А глава фонда перспективных инициатив Кыргызстана Аскар Салымбеков намекнул на то, что Казахстан и Россия должны сформировать для Кыргызстана стабилизационный фонд в $5 млрд, если хотят поддержать будущего участника Таможенного союза.

Противники исходят из того, что Кыргызстану нет смысла торопиться с вступлением в ТС, так как лучше подождать, когда Казахстан присоединится к ВТО. Учитывая, что Кыргызстан давно уже является членом Всемирной торговой организации, они рассчитывают на то, что рынки РК и РФ снова откроются для реэкспорта.

Кстати, по мнению экспертов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Кыргызстан не получит осязаемых преимуществ от ТС. Теоретически Таможенный союз дает общий рынок и налаживание общих промышленных связей, но это возникнет не сразу. «Первичные преимущества, которые получит Кыргызстан: откроется рынок труда, то есть страна получит выход на рынки России, Беларуси и Казахстана. В то же время это приведет к оттоку трудовой силы, или, наоборот, промышленные мощности перенесут в Кыргызстан - все это можно гипотетически предположить», - заключили эксперты.  

Но на Кыргызстан в вопросе присоединения к ТС давит не столько Казахстан, сколько Россия, которая опасается изменения расстановки сил в этой стране после парламентских выборов. Тем более что здесь стали появляться и «антитаможенные» настроения. Например, в Бишкеке в январе 2014 состоялась акция, в ходе которой начался сбор подписей против вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Инициатором выступила партия «Реформа». Организаторы отметили, что ТС невыгоден Кыргызстану экономически, так как от него в первую очередь пострадают простые граждане и малый бизнес. В феврале в Сочи уже состоялась встреча Путина и Атамбаева, на которой обсуждалась перспектива участия Кыргызстана в ТС. Президент КР заявил, что переходный период до вступления в этот союз займет примерно три года. Хотя для наших соседей это слишком большой срок, за который может произойти всякое. Не исключая смены власти.

Также не стоит забывать, что у Кыргызстана серьезные проблемы с южными соседями. С Таджикистаном недавно был еще один серьезный пограничный конфликт. А с Узбекистаном сохраняются напряженные отношения по поводу использования водных ресурсов. В этой связи Астана хорошо подходит для роли посредника в обсуждении региональных проблем, поскольку у Казахстана более или менее нормальные отношения практически со всеми странами Центральной Азии. Не так давно даже Ислам Каримов, находясь в Астане, пытался активно переманить Казахстан на свою сторону в вопросе распределения водных ресурсов в регионе. Кстати, в свое время Астана активно поддержала проект создания водно-энергетического консорциума с участием всех государств ЦА, который мог бы частично снизить напряженность по водной проблематике. Но трения между Ташкентом, Душанбе и Бишкеком так и оставили этот проект только на бумаге.

Более того, прецедент с Крымом может иметь определенные риски и для некоторых стран нашего региона, где существует восемь анклавов на фоне неопределенности границ. При этом именно в Кыргызстане располагаются два таджикских и четыре узбекских анклава. И вокруг некоторых из них чуть ли не каждый год возникают конфликтные ситуации. В свою очередь, в Узбекистане есть таджикский анклав Сарвак в Наманганской области, а также кыргызская деревня Барак. А для Казахстана любая дестабилизация обстановки в Центральной Азии будет иметь гораздо больше негативных последствий, чем даже конфликт России с Западом из-за Украины. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить