Зачем Минсельхоз хочет превратить 1,5 тыс. сёл в мини-городки и как это сделать

11259

В рамках спецпроекта «Ауыл - Ел бесiгi» предполагается подвергнуть трансформации до 1,5 тыс. из 6,6 тыс. сельских населённых пунктов страны с тем, чтобы к 2030 году в них с комфортом проживали 80% казахстанских сельчан

Фото: Сергей Буянов

Кадры решают

Заинтересованность Минсельхоза РК в развитии сельских территорий понятна. Только для реализации десятилетней программы развития мясного животноводства планируется увеличение фермерских хозяйств с нынешних 20 тыс. до 80 тыс. Плюс множество других программ требуют человеческих ресурсов. Сохранить людей на селе, а также привлечь туда специалистов возможно, лишь создав достойные условия жизни.

Арман Евниев
Арман Евниев

- Перед нами стоит задача в течение пяти лет поднять производительность труда в агропромышленном комплексе в 2,5 раза, - прокомментировал планы ведомства Арман Евниев, первый вице-министр сельского хозяйства. – Но это невозможно без привлечения передовых знаний, компетенции, опыта, практических навыков. Чтобы осуществить трансферт передовых технологий, внедрить их, нам нужны люди, готовые работать по-новому. То есть молодёжь. А как её привлечь в село, если там не будет условий? Чем мы их заинтересуем? Нашими убитыми дорогами и аулами, где отсутствуют нормальные учреждения образования и здравоохранения?

Первый вице-министр напомнил, что в июле 2018 была актуализирована Государственная программа развития АПК РК на 2017-2021 годы. Одной из причин доработки как раз и стал тот факт, что прежняя версия никак не затрагивала необходимость развития сельских территорий. А это неправильно, ведь специфика сельского хозяйства состоит в том, что это не только сфера производства, но и сфера жизни огромной части населения страны.

Год за два

Самая болевая точка на селе – конечно, работа, отмечает Нэйля Ракижанова, жительница села Иртышское Осакаровского района Карагандинской области.

Долгое время она была акимом этого небольшого населённого пункта, но полтора года назад ушла с должности и сейчас с мужем и двумя сыновьями работает в семейном хозяйстве, КХ «Мырза». И это основной тренд на селе: фермы развиваются именно в семейном формате. Даже если площадь обрабатываемых земель насчитывает тысячи гектаров, все стараются обходиться собственными силами, без привлечения наёмного труда – для сокращения издержек. Так что расчёт Минсельхоза на развитие семейных ферм – верный. Но даже если им оказать поддержку в развитии, останутся вопросы качества жизни на селе.

- Отток населения у нас очень сильный, - рассказала Нэйля Ракижанова. – За последние полтора года число жителей сократилось с 290 до 200. В школе тоже очень мало детей осталось, 22 ребёнка всего. Если собственного хозяйства нет, найти работу невозможно. И эти проблемы взаимосвязаны. То есть при сокращении числа учащихся школа становится недокомплектной, и её закрывают. У нас тоже планируется оптимизация. В местной школе оставят только начальные классы, а дети постарше будут ездить в соседнее село, за 20 километров, либо переводиться в интернат. Это может привести к дальнейшему оттоку людей. Власти делают много для развития села – отремонтировали дорогу, установили фонари, привели в порядок клуб. Но вопросы работы и образования всё-таки заставляют многих думать об отъезде.

С этим мнением согласен Манат Курмангалиев, руководитель отдела сельского хозяйства Бухаржырауского района Карагандинской области. Школа была и остаётся центром жизни любого села. Каждый думает о будущем, а оно в первую очередь связано с перспективами детей получить качественное образование. В условиях нехватки и учителей, и учащихся шансы на его получение отсутствуют. Это и вынуждает многих сельчан думать о смене места жительства.

- Если школа будет стоять на месте, то село никуда не поедет, - поделился своим мнением Манат Курмангалиев. – Дети - наше всё. И у них должна быть возможность хорошо учиться, посещать развивающие кружки, спортивные секции. Если всё это будет, люди будут жить и работать на селе. Пока в этом смысле ситуация не лучшая. Молодые специалисты не хотят ехать в село, поскольку в городе они могут зарабатывать столько же. Чтобы появился стимул, сельским учителям необходимо давать льготы. Да, сейчас по программе «С дипломом в село» дают кредит на жилье, это хорошо, но недостаточно. Нужно что-то ещё придумать. Вплоть до того, что считать один год работы на селе за два. Или устанавливать коэффициент к оплате, чтобы сельские учителя получали намного больше, чем в городе. А так - село сейчас оживает. Господдержка чувствуется, особенно в плане развития мясного скотоводства. Программы хорошие, у сельчан появляется возможность работать, развивать свои хозяйства. Работа есть, осталось создать достойные условия для жизни.

Некомфортный дисбаланс

С тем, что укрупнение поселков – этот принцип понятный, согласна Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия».

Гульмира Илеуова
Гульмира Илеуова

По её словам, селу необходима кооперация, объединение каких-то усилий для получения новых возможностей. В том числе для создания качественных условий для жизни, включающих развитие транспортной инфраструктуры, водоснабжения, здравоохранения и образования. Пока все системы в государстве «заточены» под города. И это притом, что почти половина населения живёт на селе. Этот дисбаланс требует исправления.

- И действительно, логично строить эту работу по принципу развития тех сёл, которые сохранили свой потенциал, - отметила Гульмира Илеуова. - Ведь, несмотря на все бурные урабанизационные процессы, которые протекали в Казахстане в 90-е годы и начале 2000-х, у нас доля городского населения так и не превысила 60%. Что держит 42% казахстанцев в сельской местности? Значит, для них этот образ жизни является привлекательным, и на них можно рассчитывать в вопросах развития аграрного сектора. Люди хотят жить на селе – нужно создать им достойные условия для этого.

Возвращаясь к актуализированной Госпрограмме развития АПК на 2017-2021, Арман Евниев отметил, что реализуется она уникальным для Казахстана образом: с применением проектного подхода. Это означает отказ от пресловутого инструмента «план мероприятий», который зачастую начинает жить собственной жизнью, оставляя в стороне реальные цели программы.

- Наш подход предполагает не создание плана мероприятий, а разработку долгосрочных отраслевых программ, - пояснил Арман Евниев. - Всего их 43, какие-то уже готовы, над некоторыми мы продолжаем работать. Они разделены на три группы. Первая – десять программ в животноводстве и растениеводстве. Вторая группа программ связана с вопросами, от которых развитие АПК зависит, но формально они не входят в компетенцию МСХ РК. То есть мы заинтересованы, чтобы наши коллеги в других министерствах сделали какие-то вещи, которые помогут нам достичь своих целей. Например, Министерство национальной экономики должно помочь нам развить малый и средний бизнес, решить вопросы налогообложения. Или, например, МОН - подготовить тех специалистов, которые нужны в сельском хозяйстве. А вот третья группа программ как раз и связана с вопросом обеспечения сельского хозяйства человеческими ресурсами. И в первую очередь созданием на селе достойных условий жизни.

Деньги и желание

Конечно, самый интересный вопрос – это бюджет спецпроекта. Но обозначить его в МСХ РК пока не могут. Ведь детальная проработка планов – это задача целого ряда ведомств во главе с Миннацэкономики, в чьём ведении находятся вопросы развития сельских территорий. На нынешней же стадии пока ещё даже не только не составлен список сёл, которые должны превратиться в мини-городки, но и нет окончательных критериев отбора в число избранных.

Сакен Калкаманов
Сакен Калкаманов

- Спецпроект «Ауыл - Ел бесiгi» - межотраслевой, - констатировал Сакен Калкаманов, советник министра сельского хозяйства. – Понятно, что обустройство населённых пунктов – задача МНЭ РК, развитие культуры на селе – МКиС РК, развитие школ – МОН РК, и так далее. И конечно, местные власти в лице акиматов тоже не должны оставаться в стороне. Мы инициировали этот проект и больше всех заинтересованы в его успехе, но работа с коллегами идёт непросто. У нас были встречи по этому поводу на уровне заместителей министра. В первую очередь ждём, что каждое министерство по своему направлению определится с конкретным наполнением проекта его финансированием. До всех мы пытаемся донести свою позицию: если этим не заниматься сейчас, то когда? В течение десяти лет это реально сделать в рамках возможностей нынешнего бюджета, без поиска дополнительного финансирования. Поручение президента есть – надо его выполнять. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить