Тяжело ли налоговое бремя в Казахстане и надо ли ещё увеличивать его?

28904

В нашей стране среди населения и в научных кругах распространено расплывчатое утверждение о том, что налоговая нагрузка в Казахстане слишком высокая. При этом, делая подобные заявления, никто не уточняет, что имеется в виду под налоговой нагрузкой, учитывая, что методов ее оценивания множество

ФОТО: Depositphotos.com/ofoto

Более того, никто не приводит научных обоснований в виде расчетов для подобных утверждений. Хотя, конечно, объективная необходимость в исчислении оптимальной налоговой нагрузки для Казахстана существует, и только на базе тщательно проведенного анализа мы можем утверждать, является ли налоговое бремя действительно неподъемным для субъектов хозяйствования.

Под налоговой нагрузкой в экономической теории понимается отношение налоговых поступлений в бюджет государства к ВВП страны. Если придерживаться общепринятого подхода, то нетрудно заметить, что в последние 8 лет, вопреки общему заблуждению, налоговая нагрузка в нашей стране не росла, а, наоборот, устойчиво снижалась с 15,7% в 2010 до 11,7% в 2018. При этом в снижении налоговой нагрузки с 2010 заметную роль сыграли уменьшение самих налоговых ставок в 2009 (в 2009 были внесены изменения в Налоговый кодекс, где КПН был снижен с 30% до 20%, НДС – с 13 до 12%, социальный налог – с 13 до 11%).

Если сравнивать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты в нашей стране с аналогичной нагрузкой развитых стран, то можно заметить, что у нас она относительно невысокая. Так, к примеру, в Дании налоговая нагрузка находится на уровне 34,2% от ВВП страны, в Австрии – 25,3%, в Великобритании – 25,4%. При этом, как показывают данные таблицы ниже, по многим видам сами налоговые ставки в экономиках развитых стран значимо выше, чем у нас.

Ставка корпоративного налога за 2018 в разрезе стран, в %

Источник: данные Tax Foundation: Corporate Tax Rates around the World

Более низкие ставки корпоративного налога характерны преимущественно для развивающихся и бедных стран, так как налоговая ставка для них становится единственным условием стимулирования бизнеса, поскольку остальные ключевые факторы успешного предпринимательства – стабильная политическая и макроэкономическая обстановка, инфраструктура, отвечающая потребностям экономики, и институты развития экономики – как правило, отсутствуют.

Конечно, сравнительный анализ дает хороший материал для понимания сути исследуемой проблемы, однако не является достаточным для утверждения о том, что в Казахстане налоговая нагрузка невысокая. Чтобы утверждение было обоснованным, следует провести специальные расчеты на основе построенной для этой цели модели. Нами была проведена такая работа для определения оптимальной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на основе использования статистических данных за последние 10 лет. Понятно, что оптимальная налоговая нагрузка для бизнеса и для государства будет разной, ведь для бизнеса – лучше ниже, для государства – выше. И вот эта разница двух оптимумов определяет остроту конфликта между бизнесом и властью относительно налогообложения в стране. Согласно нашим расчетам, оптимальные значения налоговой нагрузки в 2018 для бизнеса и государства не слишком отличались и были следующими:

· для бизнеса оптимальная налоговая нагрузка составляет 15,4%;
 
· для государства (в целях максимизации доходов бюджета) – 15,8%.

Как видим, фактический уровень налоговой нагрузки в нашей стране, составивший 11,7% по итогам 2018, гораздо ниже оптимальных 15,4% и 15,8%, что свидетельствует о наличии потенциала для увеличения налоговой нагрузки на почти 4%. Как показали расчеты, в целом в Казахстане только в 2005-2006 фактическое налоговое бремя было выше оптимальных значений. В остальные периоды фактическое налоговое бремя оказывалось ниже оптимальных значений.

Из сказанного имеем, что в стране налоговая нагрузка не просто невысокая, но даже имеется потенциал для ее увеличения, вопреки всем заявлениям о том, что она высока. Однако, говоря о наличии потенциала роста налоговой нагрузки в данном случае, мы не призываем к повышению налоговых ставок в стране, поскольку данная мера имеет множество различных последствий для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Рост налоговой нагрузки можно обеспечить другим способом – за счет расширения налогооблагаемой базы, то есть за счет стимулирования появления новых предпринимателей в стране, а также за счет активизации предпринимательской деятельности действующих компаний, за счет увеличения доходов населения. Именно такая работа преобладает в развитых странах: высокие значения налоговой нагрузки достигаются не за счет роста самих налоговых ставок, а за счет расширения малого и среднего бизнеса в экономике страны и увеличения доходов населения. Иными словами, рост налогового бремени является следствием расширения деловой активности в стране и роста благосостояния ее населения.

К сожалению, у нас в определенных кругах господствует заблуждение о том, что, снижая ставки основных видов налогов, можно добиться роста предпринимательской активности. Действительно, слаборазвитые и развивающиеся страны в большинстве случаев применяют снижение ставок налогов, полагая, что такие действия помогут стимулировать деловую активность, в то время как развитые страны характеризуются более высокими ставками налогов, выигрывая за счет других факторов. К примеру, ставка корпоративного налога в Казахстане – 20%, в России - 20%, в Узбекистане – 7,5%, в то время как в Норвегии – 22%, в Южной Корее – 25%, США – 27%.

При этом во многих развитых странах и без того высокий корпоративный налог, подлежащий уплате в государственный бюджет, сопровождается дополнительными локальными налогами (по штатам, городам). К примеру, корпоративный налог в 15% в Канаде дополняется локальными налогами, которые варьируются в пределах 11,5-16% в зависимости от штата. Тем не менее Канада занимает 23 место в рейтинге легкости ведения бизнеса, Дания со ставкой 22% находится на 3 строчке этого рейтинга. Очевидно, что величина налоговой ставки сама по себе не служит решающим фактором стимулирования/дестимулирования деловой активности в стране.

Таким образом, в Казахстане для оптимизации налоговой нагрузки необходимо, прежде всего, расширять налогооблагаемую базу путем стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов, создания равных возможностей по налогообложению предпринимательской деятельности разных субъектов бизнеса, а не через изменения действующей ставки налогов. Еще раз отметим, что снижение ставок само по себе не является панацеей для роста бизнеса. Конечно, подобная мера может дать временный эффект, однако снижение налоговых ставок уже было в 2009 – данная мера исчерпала свой потенциал, не дав значимого роста налогооблагаемой базы. Наоборот, как было отмечено выше, в последние годы в стране наблюдалось снижение налоговой базы, причем эта тенденция ускорилась после заметной трансформации фискальной политики в части создания льготных режимов для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения. Это в очередной раз говорит о том, что проблема снижения налоговой нагрузки на экономику связана не только со ставками налогов, но и с созданием самим государством неравных конкурентных условий для различных видов субъектов бизнеса. Кроме того, конечно, пока еще существуют проблемы с развитостью институтов развития бизнеса, прозрачностью механизмов предоставления различных субсидий, мер государственной поддержки и пр.

Таким образом, расширение налогооблагаемой базы должно происходить на основе комплексных административных и системных мер, направленных на выравнивание налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и субъектов хозяйствования. Однако для реализации такого подхода требуется, в первую очередь, детальный анализ по определению оптимальной налоговой нагрузки по каждому виду экономической деятельности. Но проведение подобного исследования осложняется отсутствием в открытом доступе соответствующей статистической информации по налоговым выплатам в государственный бюджет предприятиями в разрезе видов экономической деятельности. Предоставление доступа к подобной информации поможет понять, какая налоговая нагрузка оптимальна для различных отраслей, секторов экономики и типов бизнеса, а также выявить потенциал для расширения налогооблагаемой базы - конечно, не за счет роста ставок налогов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить