Выживут ли казахстанские поставщики без льгот?

10763

Вслед за государством, квазигосударственный сектор также вынужден отменить льготы для отечественных поставщиков при закупках. Это ставит перед властью задачу выработки кардинально новой политики поддержки своих производителей

Иллюстрация: interfax.ru

Без местного содержания

Фонд «Самрук-Казына» принял новые правила закупок для компаний, входящих в его группу. Как известно, приобретение ими товаров работ и услуг не подпадает под действие закона о государственных закупках. Главное новшество правил – исключение норм, предусматривающих приоритет отечественных поставщиков.

Тем самым пал последний бастион в системе поддержки «местного содержания», которая выстраивалась долгие годы. И разрушался он тоже очень долго, ведь еще с самого момента начала переговоров по вступлению в ВТО было, в принципе, понятно, что со льготами для казахстанских поставщиков в сфере госзакупок рано или поздно придется попрощаться.

Напомним, что ранее в правилах осуществления госзакупок местное содержание было критерием, влияющим на конкурсное ценовое предложение участников конкурса. За каждый процент местного содержания условная цена конкурсной заявки уменьшалась на 0,1%. Подтверждалось это содержание сертификатом о происхождении товара формы CT-KZ. Но еще в середине 2014 данный пункт был исключен, а с нынешнего года вступило в силу новое законодательство о госзакупках, где нет ни условной скидки, ни других льгот для местного содержания.

Тем не менее, правила закупок фонда «Самрук-Казына» все это время продолжали действовать в прежней редакции, которая сохраняла получение условной скидки при предоставлении сертификата СТ-KZ. И это было жизненно важно, поскольку компании, входящие в группу фонда, являли собой ключевой сегмент рынка закупок, да и внутреннего рынка в целом. Теперь отменена и эта норма.

В поисках обходных путей

Остались ли какие-либо еще варианты для поставщиков «made in Kazakhstan», чтобы получить особые условия? Переходный период до 2021 года предусмотрен лишь для закупок недропользователей, входящих в группу «Самрук-Казыны». При закупках они смогут предоставлять отечественным поставщикам условные скидки, освобождать их от всех видов обеспечений и выплаты обязательного аванса.

В законе о госзакупках предусмотрено «оказание поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан». Однако внятных механизмов оказания подобной поддержки нет. Правда, с апреля нынешнего года вводится такой механизм, как госзакупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.

Суть в том, что государство совместно с Национальной палатой предпринимателей формируют реестр квалифицированных потенциальных поставщиков. А затем закупки осуществляются через конкурс среди тех, кто включен в этот реестр. В законодательстве прямо не сказано, что квалифицированные потенциальные поставщики должны быть только казахстанскими. Однако вполне возможно, что это подразумевается, и речь идет о косвенной поддержке отечественных компаний.

Напомним, что ранее, еще на стадии принятия нового закона о госзакупках, министр финансов Бахыт Султанов отмечал, что есть «различные способы контролировать процесс доступа отечественных товаропроизводителей, предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам национальных компаний, и мы эту работу, конечно же, будем проводить».

Поддержка 2.0.

Но какие бы обходные варианты не удалось найти, следует признать, что неизбежна смена доминанты в отношениях между государством и квазигосударственным сектором, с одной стороны, и частным бизнесом, с другой. В течение долгого времени она строилась на том, что надо покупать свое, пусть даже хуже и дороже. Сейчас мы наблюдаем за тем, как эра «местного содержания» уходит в прошлое.

И дело тут не просто в нормах ВТО и ЕАЭС. Падение доходов и необходимость жесткой экономии так или иначе заставили бы пересмотреть подходы к госзакупкам,  ориентируясь на соотношение цены и качества, а не страны происхождения. Здесь нужно добавить и нормы о так называемом национальном режиме - необходимости допуска  к госзакупкам иностранных товаров и иностранных поставщиков работ и услуг на равных основаниях с казахстанскими.

Переход к новой модели будет болезненным. Во-первых, он совпал с периодом, когда рыночный спрос итак упал, и именно госзаказ рассматривался для многих видов бизнеса в качестве единственного «луча света». Во-вторых, говорить о равной конкуренции отечественных поставщиков с зарубежными в подавляющем количестве отраслей не приходится.

Поэтому государство не имеет права в своей экономической политике просто так взять и отказаться от поддержки отечественных поставщиков. Поддержка должна не только остаться, но и усилиться. Другое дело, что нужно сосредоточиться не на том, чтобы искать лазейки в конкурсных процедурах. Фокус в поддержке отечественных поставщиков должен быть смещен с последней стадии – закупок на начальную стадию – условия для производства. Именно так и поступают в развитых странах. Они обеспечивают сильные сравнительные преимущества своим компаниям на этапе производства, а потом с чистой совестью требуют отмены барьеров на этапе конкуренции между готовыми товарами.

Перед Казахстаном стоит серьезный вызов – переходить к такому же формату, занимаясь системным стимулированием отечественного производства вместо механического снижения условной цены. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить