Выживет ли казахстанский рынок труда после двойного экономического шока?

20005

Страны по всему миру существенно пострадали от глобальной пандемии, вне зависимости от устойчивости их рынков труда

ФОТО: pixabay.com

В настоящее время экономисты дают разные прогнозы относительно роста глобальной безработицы из-за пандемии COVID-19. Тем не менее существует консенсус, что глобальная пандемия будет иметь серьезные последствия для занятости, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Во многих развитых странах уже наблюдается значительная потеря рабочих мест. К примеру, в США, которые являются одним из наиболее устойчивых рынков труда в мире, уже зарегистрировано более 19 млн заявок на пособия по безработице.

Казахстанский рынок труда в настоящее время сталкивается с одновременным шоком падения цен на нефть и экономическими последствиями глобальной пандемии COVID-19 с введением режима карантина и самоизоляции. В соответствии с экономическими моделями, разработанными глобальной консалтинговой фирмой в области стратегии и государственной политики Whiteshield Partners, количество безработного населения в Казахстане может варьироваться от 550 до 600 тыс. человек из-за введения жестких ограничительных мер.

Поддержание деятельности и занятости будет особенно трудно для малых и средних предприятий, ввиду низкого уровня движения денежных средств и ликвидных активов. Самозанятые, неформально занятые и малообеспеченные слои населения особенно уязвимы в такое время.

По мере того как страны во всем мире закрываются на карантин, работа в удаленном режиме становится нормой для многих людей, и данный формат может использоваться и после кризиса, однако существуют определенные барьеры. Согласно недавнему опросу, проведенному Ассоциацией HR-менеджеров Казахстана, одной из главных проблем для малых предприятий является адаптация к новым условиям работы и системам внутренней коммуникации. Только 37% компаний подтвердили наличие удаленных IT-услуг и HR-поддержки. Развитие цифровых технологий в долгосрочной перспективе позволит компаниям внедрять инновации не только в свои бизнес-модели, но и в методы своей работы.

Конечно, неизбежно, что HR-модели будут значительно преобразованы в долгосрочной перспективе. Кроме того, производительность труда будет измеряться на основе результатов деятельности, а не рабочего времени, тогда сотрудники станут более независимыми в управлении собственным временем. Дистанционная работа может стать неотъемлемой частью рынка труда после кризиса, связанного с COVID-19.

Спасать жизни людей или экономику? Скорость ответных мер играет решающее значение

Глобальная пандемия подтолкнула многие страны к сложному выбору – спасти жизни людей или экономику? Скорость принятия решений в данном случае играет существенное значение. Как показывает исторический опыт, введение строгих ограничительных мер в виде карантина имеет положительный эффект не только на спасение человеческих жизней, но и на экономические последствия в будущем. К примеру, во времена глобальной пандемии так называемого испанского гриппа, в странах, где были приняты более жёсткие ограничительные меры в виде карантина, спад деловой активности был не более глубоким, чем в остальных. Однако после окончания пандемии они росли быстрее и устойчивее. Американские экономисты из Федеральной резервной системы и Массачусетского технологического института нашли некоторые интересные факты в своих исследованиях о экономических последствиях пандемии. Разница в 10 дней в сроках введения карантина дала прирост занятости в индустриальном секторе примерно на 5% в постэпидемический период. А дополнительные 50 дней карантина обеспечили прирост рабочих мест на 6,5% после пандемии.

Пандемии крайне вредны для экономического развития и рынка труда в отдельности. Однако своевременные меры могут уменьшить масштабы негативного эффекта и тем самым смягчить последующий экономический кризис. Таким образом, карантинные меры не только снижают смертность, но и в конечном итоге приносят свои экономические выгоды.

Необходима приоритизация секторов экономики для выработки мер государственной поддержки

Секторы экономики должны должны быть приоритизированы в соответствии с их уязвимостью к подобным шокам и критичностью (социальной значимостью) для определения мер государственной поддержки. Наиболее важными секторами являются взаимозависимые сектора с более высоким мультипликативным эффектом для остальной части экономики. Уязвимость секторов измеряется в зависимости от сокращения выпуска в случае непринятия необходимых мер. Согласно экспертным оценкам Whiteshield Partners, такие сектора, как розничная и оптовая торговля, строительство, транспорт и хранение, недвижимость, гостиничный бизнес и общественное питание являются наиболее уязвимыми и критичными секторами, которые требуют целенаправленной поддержки со стороны государства.

Казахстан: приоритизация секторов экономики для выработки мер реагирования на COVID-19

Источник: Whiteshield Partners

Казахстан имеет сильные стороны, позволяющие противостоять кризисам, но необходимо действовать быстро и решительно

Конечно, есть и позитивные моменты, которые необходимо подчеркнуть. Согласно Global Labour Resilience Index 2020 (Глобальному индексу структурной гибкости рынка труда), ежегодному сравнительному анализу рынков труда 145 стран мира, разработанному компанией Whiteshield Partners в сотрудничестве с Оксфордской школой бизнеса Saïd, Институтом будущего труда и ManpowerGroup, казахстанский рынок труда имеет определенные преимущества в виде положительной демографии, усовершенствованной технологической инфраструктуры и прогрессивной сервисной экономики, обеспечивающие устойчивость рынка труда к различным потрясениям. В контексте COVID-19 низкий уровень плотности населения в Казахстане также является значительным преимуществом.

Казахстанский рынок труда, тем не менее, остается крайне уязвимым к таким потрясениям, как COVID-19, на которые необходимо быстро и решительно реагировать. Как и в случае со многими другими странами, находящимся в режиме карантина, Казахстан сталкивается с краткосрочной перспективой спасения жизней людей в ущерб экономики и рабочим местам. Поэтому ключевой вопрос заключается в том, какую государственную политику необходимо реализовывать для минимизации влияния COVID-19 на экономику и рынок труда в условиях карантинного режима?

Шесть ключевых направлений краткосрочных мер в ответ на COVID-19

Поскольку в настоящее время Казахстан находится на этапе введения режима жесткого карантина, государство как на центральном, так и на региональном уровнях проявило бдительность и относительно быстро приняло решительные ответные меры, которые обеспечили сглаживание кривой по COVID-19. Ответные меры государственной политики по защите занятости в краткосрочной перспективе должны быть особенно амбициозными, включая сочетание денежно-кредитной политики, субсидированного доступа к финансам и целевых мер государственной политики в области занятости.

Предлагается рассмотреть шесть ключевых направлений:

  1. Поддержание рабочих мест и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения

Первым приоритетом государства является поддержание занятости и рабочих мест, находящихся под угрозой влияния COVID-19. Данная мера может быть реализована путем предоставления компенсаций за сокращение рабочего дня либо через временное финансирование сотрудников, вынужденных остаться дома. Схемы финансирования могут быть реализованы через возмещение расходов (например, система Kuzarbeit в Германии), либо через предоставление прямых выплат (на примере Нидерландов). Казахстан также предоставляет финансовую поддержку для самых уязвимых категорий населения. Компенсация осуществляется за счет существующих пособий по безработице и дополнительных фондов. Однако важно укрепить статус подобных фондов, в том числе определить приоритетные направления финансирования и распределить соответствующие обязанности государственных органов по целевому использованию этих средств и механизм общественного контроля. Также следует подчеркнуть, что обращения на получение социальной помощи помогут предоставить дополнительную информацию о занятости, рынке труда в целом и реальных доходах населения для реализации более эффективной государственной политики в области рынка труда в будущем.

  1. Поддержка бизнеса, в частности в сфере услуг

Малые и средние предприятия, на которые приходится примерно две трети рабочих мест в стране, особенно нуждаются в прямой помощи со стороны государства, столкнувшись с ограничениями, вызванными COVID-19 и режимом карантина. МСП могут быть поддержаны с помощью ряда защитных и наступательных мер. Защитные меры включают прямую компенсацию за сохранение рабочих мест, субсидированные займы, а также отсроченные налоговые платежи. Большинство стран ОЭСР предоставляют МСП различные комбинации государственной поддержки. Наступательные меры предоставляют новые возможности для МСП, а именно продвижение бизнеса в онлайн-формате и поиск новых рынков. Например, Сингапур и Южная Корея предоставляют онлайн-тренинги для небольших компаний по продолжению деятельности в удаленном режиме.

Конкретные финансовые меры также могут быть приняты для того, чтобы подтолкнуть мелкие фирмы к покупке и аренде цифрового и телекоммуникационного оборудования. Япония предоставляет субсидии малым и средним предприятиям для покрытия расходов на установку аппаратного и программного обеспечения. Кроме того, особенно во время режима изоляции, очень важно, чтобы МСП стали более адаптированы к цифровым технологиям. Например, Сингапур предоставляет финансовую поддержку для IT-компаний, которые бесплатно предоставляют бизнесу IT-услуги в виде онлайн-приложений, системы мобильных платежей и отслеживания доставки товаров.

С учетом последних трендов, в частности особенного роста капитализации компании по электронной коммерции Amazon во время текущей пандемии, правительству Казахстана важно именно сейчас нарастить отечественные компании, которые занимаются IT-разработками, выделив их в отдельную приоритетную отрасль экономики.

  1. Содействовать мобильности рабочей силы

Значительным шоком для рынка труда является также перераспределение трудовых ресурсов. Такие страны, как Новая Зеландия и Португалия, выделили финансирование для незамедлительной подготовки работников в секторах, наиболее пострадавших от COVID-19 (например, туризм), а также в секторах с дополнительной потребностью в рабочей силе (например, розничная торговля продуктами питания и агробизнес). Краткосрочная переподготовка кадров должна сопровождаться созданием «зеленых коридоров» для миграции рабочей силы в регионы с дефицитом кадров. Мобильность рабочей силы также означает возможность работать в дистанционном режиме. Например, целевые субсидии могут быть предоставлены на услуги доступа в интернет для учителей и государственных служащих, переведенных на удаленную работу.

  1. Поддержка онлайн образования и обучения

Обеспечение ускоренного доступа к онлайн-образованию на всех уровнях является ключевой мерой, особенно в нынешних условиях. Как мы уже обнаружили, МСП нуждаются в руководстве по адаптации своих бизнес-моделей в условиях кризиса, в то время как кадрам необходимо приобретать новые навыки для перехода от одной профессии к другой. Будущие выпускники вузов также должны иметь возможность непрерывно обучаться. Таким образом, университеты и другие образовательные учреждения должны обеспечить быстрый доступ к соответствующему цифровому контенту и онлайн-курсам.

Правительство должно предоставить соответствующую финансовую помощь для цифровизации сферы образования и устранить неэффективные нормативные ограничения на местном рынке онлайн-образования, чтобы сделать его более гибким и конкурентоспособным.

  1. Проведение экспансионистской денежно-кредитной политики

Для того чтобы успешно пройти кризис, необходимо предоставить доступное финансирование для бизнеса и населения. Например, таким странам, как США и Канада, более низкие процентные ставки центрального банка позволили значительно снизить стоимость кредитов коммерческих банков. Также предлагается упростить процедуры и требования для ускоренного предоставления финансирования, в частности, для малого и среднего бизнеса.

  1. Общегосударственный подход

В условиях подобного рода кризиса необходимо повысить ответственность и координацию всех государственных органов и их ориентацию на создание рабочих мест и занятость. Для этого предлагается усилить функции государственных органов по содействию в информационной поддержке бизнесу в условиях кризиса. Также необходимо обеспечить полную цифровизацию государственных услуг и предоставление качественных и актуальных данных о рынке труда населению.

Необходимы значительные государственные инвестиции для спасения экономики и рабочих мест

Конечно, большинство предлагаемых инициатив в краткосрочной перспективе будут достаточно дорогостоящими. Whiteshield Partners оценивает уровень государственных инвестиций в размере 15-50% от ВВП в 2020 году в условиях режима карантина.

Государственные меры в ответ на глобальную пандемию COVID-19

Источник: Whiteshield Partners

Эксперт Whiteshield Partners и бывший главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев утверждает, что V-образное восстановление после экономического шока, вызванного COVID-19, может быть достигнуто только с введением значительных государственных инвестиций для активной поддержки населения и предприятий и поддержании их деятельности.

В долгосрочной перспективе необходимо сосредоточиться на инновациях для обеспечения устойчивого восстановления

В более долгосрочной перспективе Казахстану необходимо будет устранить свои основные структурные недостатки за счет большей экономической диверсификации экономики, продвижения вверх по цепочке создания добавленной стоимости, инвестиций в технологическую инфраструктуру и инновации.

Регионы внутри страны могут передавать знания и опыт, тем самым способствуя повышению устойчивости рынка труда посредством развития инноваций. Несмотря на низкие затраты на НИОКР по отношению к остальным регионам, Павлодарская область занимает второе место по доле инновационных продуктов в ВРП. Город Алматы обладает достаточно диверсифицированной экспортной базой и успешно расширил сектор услуг, что является хорошим примером для других регионов. Обучение по принципу «равный равному» на локальном уровне может способствовать повышению устойчивости рынка труда на национальном уровне и более высокой гибкости к последующим внешним потрясениям.

Каждому региону необходимо разработать свою инновационную стратегию и двигаться в направлении интеллектуальной специализации с акцентом на развитие инноваций в отраслях, имеющие чрезвычайно важное стратегическое значение, для стимулирования создания рабочих мест в наукоемких профессиях. Центры знаний, такие как Центр повышения квалификации в области нефти и газа в Дубае, созданный в сотрудничестве с Microsoft, могут помочь организациям в проведении технологических преобразований. Такие центры могут быть открыты по всей стране с особым акцентом на ключевые отрасли каждого региона.

Более того, Казахстан должен и далее развертывать и использовать преимущества своей информационно-коммуникационной инфраструктуры для расширения возможностей в обучении и коммерции через цифровые каналы связи. Необходимо обеспечить доведение доступа домохозяйств к интернету в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан». Более того, посредством специального обучения и поддержки в области цифровых технологий правительство может оказывать поддержку для малых и средних предприятий. Примером такой инициативы является «Институт кодирования», инициатива государственно-частного партнерства, запущенная в Великобритании для повышения квалификации в области IT.

Краткосрочные и долгосрочные меры государственной политики должны тщательно мониториться

После определения государственной политики по противодействию COVID-19 важно отслеживать прогресс и корректировать меры в зависимости от уровня воздействия. В этих целях Whiteshield Partners разработали специальный Navigator – информационную панель для непрерывного мониторинга развития COVID-19 и измерения распространения вируса, а также социальных, экономических последствий от предпринятых мер. Данная панель инструментов позволит лицам, принимающим решения, преобразовывать большие и сложные объемы данных в более удобный формат и принимать эффективные решения. Более того, это может помочь разрабатывать более эффективные меры для минимизации риска безработицы на основе непрерывного отслеживания ситуации.

The Whiteshield Partners Navigator™

Источник: Whiteshield Partners

COVID-19 может оказаться переломным моментом в цифровой трансформации рынка труда

Меры реагирования на COVID-19 в краткосрочной перспективе должны быть незамедлительными, решительными и всеохватывающими, для того чтобы защитить экономику и рынок труда от кризиса COVID-19. В рамках исследования предлагается шесть ключевых мер наряду с уже реализуемыми мерами государственной политики, в частности, касающихся защиты наиболее уязвимых сегментов рынка труда, поддержки МСП, содействия перераспределению кадров, расширения цифрового образования, использования денежно-кредитной политики и общегосударственного подхода.

В долгосрочной перспективе COVID-19 может стать переломным моментом для цифровой трансформации рынка труда. Среди других направлений государственной политики Казахстану необходимо также существенно сократить разрыв в цифровых навыках для эффективного противостояния и готовности к подобным шокам в будущем. Данные меры требуют применение общегосударственного подхода с вовлечением всех ключевых стейкхолдеров, включая крупные фирмы и банки, которые должны сыграть важную роль в рамках коллективного реагирования, в борьбе с пандемическим кризисом COVID-19.

Авторы: Энтони О’Салливан, партнер и директор, Whiteshield Partners; Алихан Байменов, председатель управляющего комитета Регионального хаба в сфере государственной службы в Астане; Ернар Жаркешов, директор по странам Евразии, Whiteshield Partners; Гульмира Раисова, председатель координационного совета ОО «Республиканская Ассоциация HR-менеджеров Казахстана»

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить