Выборы прошли, а проблемы экономики остались

13779

В идеале выборы в парламент в кризисное время должны проходить в бурных дискуссиях о путях выхода из кризиса и о направлениях экономического развития страны. Однако у нас ничего такого не было

Фото: © Depositphotos.com/SergeyNivens

В одном из своих выступлений глава государства отмечал, что «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» является главным документом масштабных антикризисных мер государства, нацеленных на восстановление уверенных темпов экономического роста.

В среду, 30 марта, состоялась пресс-конференция с участием заместителя премьер-министра и некоторых членов национальной комиссии по модернизации на тему «Практическая реализация Плана нации». Со слов вице-премьера, теперь Казахстан живёт в условиях новой правовой институциональной среды, и успешная реализация плана позволит Казахстану подняться на новый уровень развития, сформировать достойные условия для экономического роста.

К сожалению, эта пресс-конференция не прибавила уверенности в том, что в ближайшем будущем несырьевая часть экономики наконец-то сдвинется с мертвой точки и начнет расти опережающими темпами так, чтобы компенсировать падение сырьевой части.

Скептицизм основан на трех моментах. Во-первых, сам план нации не сфокусирован должным образом на экономическом росте несырьевой экономики. В нем не хватает ряда ключевых реформ, без которых нам не построить конкурентоспособную экономику, не зависящую от цены на нефть. В то же время документ перегружен мелкими задачами, которые трудно назвать реформами.

Во-вторых, даже великолепно проведенные институциональные реформы не приведут к долгосрочному росту в экономике, если в стране проводятся ущербные денежно-кредитная и налогово-бюджетная политики. В настоящее время наша экономика до сих пор находится на «ручном управлении» и у экспертов нет понимания, куда двигаются экономические власти в этих направлениях. Если мы хотим добиться конкурентоспособности нашей экономики, нам нужны не только институциональные, а также серьезные реформы в экономической политике.

И, наконец, в-третьих. В прошлом у правительства уже было много планов по аналогичных мерам, указанным в Плане нации. Однако большинство из них так и не были выполнены или не привели к положительным результатам. Поэтому, как всегда, возникает риторический вопрос. Если правительство не смогло сделать это в прошлом, так почему мы ожидаем, что оно сделает это в этот раз?

Чтобы не быть голословным, предлагаю посмотреть структурные реформы, которые предлагает МВФ для стран – экспортеров нефти.

Необходимые структурные реформы по версии МВФ

22 марта этого года вышло исследование МВФ о структурных реформах, необходимых для достижения долгосрочного роста в странах Ближнего Востока и Центральной Азии. В документе проанализированы страны, чья экономика сильно зависит от экспорта нефти. Эксперты дают рекомендации по критически важным реформам для долгосрочного роста экономики в условиях низких цен на нефть. Это исследование интересно тем, что реформы, предлагаемые МВФ, можно сравнить с теми, которые предлагаются в плане нации.

В своем исследовании МВФ отмечает, что сегодня страны Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии сталкиваются с беспрецедентными вызовами, вытекающими из низких цен на нефть, сокращения нефтяных доходов, обострения конфликтов и роста геополитических рисков. Новая реальность нанесла серьезный урон долгосрочным перспективам роста стран - нефтяных экспортеров. В условиях низких цен на нефть МВФ ожидает, что рост экономики в этих странах в ближайшие пять лет будет значительно хуже, чем в прочих развивающихся странах, а это окажет сильное давление на уровень жизни населения.

В исследовании рекомендуется проведение ряда структурных реформ, которые являются наиболее важными для повышения долгосрочного экономического роста. МВФ выделяет три главные цели таких реформ. Это долгосрочный рост в:

- производительности труда;

- физическом капитале (машины, здания и компьютеры);

- занятости населения.

Чтобы осуществить эти три цели, МВФ рекомендует проведение ряда реформ в восьми ключевых направлениях, из которых выделяются три наиболее важных:  

- обеспечение конкурентной среды;

- развитие финансового рынка;

- укрепление талантов работников (развитие человеческого капитала)

Именно с точки зрения обеспечения конкурентной среды и развития финансового рынка в плане нации – есть пробелы.

Обеспечение конкурентной среды

Прежде всего, необходимо отметить, что наличие полноценной конкурентной среды в соответствии с лучшими мировыми практиками является главным стимулом для повышения производительности и эффективности любого бизнеса. У нас в Казахстане с этим направлением структурных реформ – самые большие проблемы.

Согласно МВФ, обеспечение конкурентной среды включает в себя следующие ключевые реформы:

- снижение доминирования государственных компаний на рынке и усиление роли частного сектора;

- снижение и оптимизация государственного регулирования и бюрократии;

- снижение издержек бизнеса, связанных с государством;

- снижение коррупции и махинаций (fraud) в госсекторе;

- обеспечение верховенства закона;

- улучшение налогового и таможенного законодательства.

 

К этому списку конкретно для Казахстана я бы добавил еще несколько моментов, мешающих развитию конкурентной среды.

- Прекращение субсидирования и защиты отечественных компаний, поскольку это приводит к искажению в рыночной мотивации, развитию у реального сектора экономики бюджетного иждивенчества, и к снижению конкурентоспособности.

- Замена государственной инициативы на частную в сфере развития новых бизнесов. Прежде всего это касается государственного финансирования программы индустриализации. 

- Приведение антимонопольного и законодательства по защите конкуренции к мировым стандартам.

Теперь давайте посмотрим, что предлагается в плане нации.

Сразу необходимо отметить, что по поводу снижения доли государства в рыночной экономике в плане нации не говорится ничего. А ведь это для Казахстана особенно важно, чтобы развивать конкурентную среду и частную инициативу. Если главная цель плана нации - это рост экономики, то почему масштабная приватизация не включена в него?

Кстати, в плане уделяется много внимания развитию Международного финансового центра в Астане. Однако в этот центр невозможно будет привлечь инвесторов без вывода ключевых госкомпаний Казахстана на IPO, что является ключевым моментом новой программы приватизации. То есть, в идеале сначала должна пройти приватизация, и только при условии её успешного выполнения, должна идти речь о создании МФЦА.

Также, говоря о развитии конкурентной среды, хочется вспомнить бесконечную борьбу правительства против коррупции и за верховенство закона в судах и госорганах. Из плана нации для меня лично так и осталось непонятным, что же принципиально поменялось в этих направлениях.  Если в реальности по этим очень важным моментам ничего коренным образом не изменится, то при низких ценах нефть мы однозначно не увидим роста экономики.

С точки зрения государственного стимулирования конкуренции в плане указан только один шаг. Для этого в 53 пункте плана предусмотрено изменение концепции работы антимонопольной службы. Ее будут ориентировать на продвижение свободной конкуренции в соответствии со стандартами стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Однако реформы, осуществляемые по этому шагу, уже вызывают большие сомнения. По этому поводу на Forbes.kz вышла статья, написанная непосредственным специалистом в этой области. Она говорит, что осуществляемые меры не решают множества проблем, которые отдаляют нас от передового опыта стран ОЭСР в сфере развития конкуренции.

Критику документа с точки зрения обеспечения конкурентной среды можно продолжать дальше, но я хотел бы остановиться на этом и немного обсудить проблемы развития финансового рынка.

Развитие финансового рынка

МВФ отмечает, что без этого направления реформ невозможно достичь цели – долгосрочного роста в физическом капитале (машины, здания и компьютеры). К сожалению, в самом плане нации о развитии финансового рынка не говорится ни слова. «Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года» (утвержденная правительством в августе 2014) изначально вызывала много серьезных вопросов и возражений, а на сегодня документ уже совсем не отражает текущую реальность и безнадежно устарел. А ведь проблем в этой сфере у нас множество.

С точки зрения объемов кредитования экономики наша банковская система сильно отстает от развитых стран, и в настоящее время четко видна негативная тенденция в этом направлении. Банковская система задыхается от высокой долларизации депозитов, отсутствия долгосрочного фондирования в тенге и очень высокой базовой ставки. Сейчас практически единственным источником долгосрочной ликвидности в тенге является государство, которое ведет себя как слон в посудной лавке, разрушая рыночные отношения в банковском секторе.

Также с точки зрения финансирования долгосрочного роста физического капитала крайне важно развитие рынка ценных бумаг, и с этим у нас катастрофическая ситуация. 30 марта Нацбанк анонсировал довольно интересные реформы по либерализации фондового рынка. Однако Нацбанк – всего лишь регулятор, а настоящие возможности по стимулированию роста РЦБ находятся в руках правительства. Именно оно сейчас демонстративно не занимается этим вопросом, переводя стрелки на Нацбанк и Ассоциацию финансистов Казахстана. Хуже того, своим «ручным управлением» экономикой и субсидированием ставок по ценным бумагам для госкомпаний, оно разрушает остатки этого рынка.

В заключение хотел сказать, что план нации по своей сути – неплохой документ, но его недостаточно, чтобы добиться долгосрочного роста нашей экономики в условиях низких цен на нефть. Сто шагов стали наполняться правовыми документами, однако их содержание уже заставляет полагать, что вместо шагов вперед будет просто топтание на месте.

Первая пресс конференция правительства по практической реализации плана показала отношение к этому стратегическому документу как правительства, так и всего общества. Если от этого плана зависит экономический рост и наше с вами будущее благосостояние, то все мы с замиранием сердца должны ждать таких пресс-конференций, чтобы понять, что предпринимает государство, чтобы остановить негативную долгосрочную тенденцию в нашей экономике.

Темы, обсужденные на пресс конференции, в большинстве своем были не принципиальными и фактически не нашли отклика в прессе и в соцсетях. Самой обсуждаемой темой стало высказывание Дариги Назарбаевой по поводу использования смартфонов госслужащими.

Еще раз хочу повторить. Нам крайне не хватает единого стратегического документа, который бы объединял необходимые структурные реформы во всех сферах – в экономике, в институциональном развитии и так далее. Также нам крайне не хватает честного и полноценного анализа того, почему мы не смогли сделать эти же самые реформы в благоприятное время высоких цен на нефть.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить