ВТО перекроит экономический ландшафт Казахстана

15388

Последствия вступления во Всемирную торговую организацию нельзя сводить лишь к росту экспортно-импортных операций. Обязательства Казахстана, которые налагает ВТО, предусматривают коренные изменения правил ведения бизнеса в стране. Они будут похожи, наконец, на правила, а не на свод исключений. В этом убежден аналитик Forbes.kz Тимур Исаев

Фото: Вадим Борейко
У входа в штаб-квартиру в ВТО в Женеве (Швейцария).

«Лежачие полицейские» vs «противотанковые ежи»

Сейчас сложилось два полярных мнения относительно последствий вступления Казахстана в ВТО.

На одном полюсе отношение к нему - как к стихийному бедствию, от которого, понятное дело, нужно только защищаться, чтобы свести ущерб к минимуму.

На другом полюсе – как к потайной двери в каморке папы Карло, которая волшебным образом откроет доступ к зарубежным рынкам.

Однако на самом деле вступление в ВТО – это возможность привести все ключевые инструменты экономического регулирования в соответствие с международными стандартами. Точнее, это уже не возможность, а то, что в ВТО называется «обязательствами Казахстана».

Среди них можно выделить три больших блока. Первый касается самого обсуждаемого вопроса – пошлин.

Казахстан идет на снижение пошлин на импортные товары. Их средний размер для сельскохозяйственной продукции составит 7,6%, тогда как сейчас, по данным зампреда Национальной палаты предпринимателей Рахима Ошакбаева, они составляют 16,7%. Он назвал такое снижение «драматичным».

Хотя дело даже не в величине уменьшения, а в том, что новый размер таможенных пошлин приведет к коренному изменению их экономической роли. Свою фискальную функцию они продолжат выполнять, несмотря на снижение ставок. Возможно, обеспечивать поступления в бюджет они станут даже эффективнее, поскольку, с одной стороны, вырастет объем импорта, а с другой - сократится объем злоупотреблений, так как от невысокой пошлины меньше смысла уклоняться.

А вот защитная функция пошлин сведется к минимуму. Величина 7,6% (а по непродовольственным товарам средняя пошлина будет 5,9%) явно не способна обеспечить серьезные конкурентные преимущества отечественным товарам. Таким образом, наш бизнес, по сути, станет жить в новых реалиях, где пошлины перестанут быть «противотанковыми ежами», а станут скорее «лежачими полицейскими».

Что касается экспортных ограничений, то все они в любой форме: будь то квоты, запреты, разрешения, лицензионные требования, требования по поставке на внутренний рынок, - должны быть отменены. Или самим Казахстаном, или через органы ЕАЭС. И это тоже радикальное изменение правил игры во многих отраслях, особенно нефтегазовой.

Сервис с доставкой

Второй блок преобразований будет связан с доступом зарубежных компаний на казахстанский рынок услуг. В течение двух с половиной лет после официального вступления в ВТО Казахстан должен будет отменить норму, устанавливающую максимальную долю иностранного участия в телекоммуникационных компаниях - 49%. Единственное исключение делается для «Казахтелекома».

Через 5 лет зарубежным банкам и страховым компаниям будет разрешено открывать в Казахстане свои филиалы, то есть работать напрямую (сейчас они могут только открывать казахстанские «дочки»). Через такой же срок у нас разрешат деятельность иностранных дистрибьюторов лекарств и медицинских товаров. По истечении двух лет с момента вступления в ВТО у нас смогут работать и зарубежные туроператоры.

И хотя по всем этим видам услуг установлен переходный период, регулирование в них должно постепенно начать меняться сразу после вступления в ВТО.

Как видим, для иностранных игроков открываются все ключевые рынки услуг, значимых как для населения, так и для бизнеса. Несомненно, это повысит конкуренцию, расширит выбор для потребителей, создаст давление на цены.

В то же время для отечественных игроков приходит время кардинально менять свои стратегии. Это предстоит сделать, в первую очередь, на уровне самих компаний. Однако и на отраслевом уровне это не может остаться без внимания. Сейчас открытие рынков для иностранцев не учитывается ни в одной из отраслевых госпрограмм. И начинать готовиться следует незамедлительно.

Поддержка без поддержки

Третий блок обязательств касается различных инструментов поддержки отечественных предприятий. Как утверждается в информации ВТО, Казахстан отменит все субсидии для промышленности, включая положения, предусмотренные в отраслевых программах развития, либо изменит их таким образом, чтобы исключить субсидирование экспорта или приоритет отечественных товаров перед импортными.

Сельскохозяйственные экспортные субсидии также должны быть сведены к нулю. К 1 января 2018 должны быть отменены льготы по НДС для отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В соответствие с нормами ВТО должны быть приведены все наши санитарные и фитосанитарные требования, что резко снизит возможности использовать нетарифные меры регулирования.

К 1 января 2021 должны быть отменены нормы, связанные с местным содержанием в нефтегазовых проектах, а к 1 июля 2018 – тарифные льготы для автосборочных предприятий.

Серьезно ослабнет и такой инструмент поддержки, как льготный налоговый и таможенный режимы в специальных экономических зонах. Общие требования ВТО будут распространяться на все казахстанские СЭЗ. Исключение составят лишь компании, зарегистрированные в СЭЗ до 1 января 2012, для которых освобождение от таможенных пошлин продлится до 2017.

Таким образом, Казахстану придется пересматривать свою политику развития СЭЗ и индустриальных парков. Также, по всей видимости, необходимо будет согласовать с ВТО и проект создания международного финансового центра в Астане, который также предусмотрен в режиме СЭЗ.

Отдельные требования есть и для политики закупок, которая также является инструментом господдержки. Государственному сектору придется отказаться от приоритета для отечественных поставщиков, которые должны будут конкурировать наравне с зарубежными.

Эффект от преобразований в связи с вступлением в ВТО на самом деле может оказаться масштабнее, чем реформы,  самостоятельно проводимые Казахстаном.

Ставить данному эффекту «плюс» или «минус» мы пока не будем, поскольку занятие это бессмысленное. Бесспорно лишь одно – экономический ландшафт будет меняться в сторону унификации мировых правил игры и усиления конкуренции и ухода от отечественной системы со  множеством исключений и индивидуальных норм. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить