Возврат к рынку: серьёзный настрой или декларация?

31312

В конце минувшей недели прошло расширенное заседание правительства с участием президента. Решения, принятые главой государства на этом совещании, гораздо более важны и актуальны для страны, чем те, что были в его Послании народу Казахстана, считает финансист Мурат Темирханов

Иллюстрация: professionali.ru

Сначала немного о самой горячей теме последних дней. Одномоментная девальвация тенге, проведенная государством 11 февраля, шокировала меня и как эксперта, и как простого обывателя. Она еще раз показала, что гипертрофированно-высокая роль государства в экономике достигла просто угрожающих размеров, а административно-директивные методы управления экономикой возвращают страну во времена социализма. Интересно, что на последнем расширенном заседании правительства о социализме вспомнил и глава государства. Президент подчеркнул, что если государство не будет придерживаться рыночных принципов по отношению к частным предприятиям, то Казахстан так и будет «одной ногой стоять в социализме, а другой - в капитализме».

Сразу же после девальвации я хотел написать злую статью по этому поводу, но решил подождать расширенного заседания правительства с участием президента, которое состоялось 14 февраля. Оказалось, не зря. Если девальвация представилась окончательным шагом назад из рынка в социализм (встали в него двумя ногами), то заседание показало мне, что мы все-таки решили вовремя остановиться. По крайней мере, президент четко сказал, что мы будем возвращаться обратно к рыночным отношениям.

Глава государства поднял 7 вопросов:

1. Меры по социальной поддержке населения.

2. Стимулирование развития предпринимательства.

3. Повышение устойчивости финансового сектора.

4. Снижение участия государства в экономике.

5. Сокращение теневой экономики.

6. Улучшение инвестиционного климата.

7. Активная диверсификация экономики.

Остановлюсь на нескольких вопросах, которые показались наиболее важными.  

Снижение участия государства в экономике

Насколько я знаю, в стратегических документах, утвержденных президентом, таким образом вопрос еще не разу не ставился. В Стратегии «Казахстан 2050» от 14 декабря 2013 говорится: «Государство должно изменить свою роль. Нам необходима вторая волна широкомасштабной приватизации». Косвенно такое предложение можно назвать «снижением участия государства в экономике», однако последующие документы показали, что у правительства в плане работ вообще нет такого вопроса, который, по моему мнению, является самым важным для развития страны. Например, 13 ноября 2013 публикуется обновлённый «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года», и в нём нет ни слова ни о снижении роли государства в рыночной экономике, ни о приватизации, включая «Народное IPO». В Послании президента от 17 января 2014 по этому поводу было всего одно предложение: «В первом квартале текущего года должна быть принята комплексная Программа приватизации на 2014-2016 год». И всё!

На последнем же заседании правительства по вопросу снижения участия государства в экономике президент принял два крайне важных решения: это «закрепления принципов Yellow Pages Rule» и «до 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП».

Принцип Yellow Pages Rule означает, что государство должно выйти из тех сфер деятельности, которые можно оставить на усмотрение частного бизнеса, и более в них не входит. Это очень важный принцип! Но здесь у меня сразу два вопроса по поводу НПФ. Почему мы не использовали этот принцип, когда в начале 2013 приняли решение об объединении всех частных пенсионных фондов в один государственный? Если мы собираемся применять этот принцип, вернем ли рыночные отношения в эту очень важную часть финансового рынка?   

Но все-таки самым главным решением данного заседания для меня является четкий цифровой индикатор снижения госдоли к определенному сроку. Единственное, что осталось непонятным: как будет измеряться эта доля - в активах госпредприятий к ВВП, их доходах к ВВП или их капиталу к ВВП? Впрочем, решение по размеру в 15% - точно не капитал госпредприятий по отношению к ВВП, так как в среднем по ОЭСР этот показатель равен 8%.

Если имелось в виду снизить уровень активов госкомпаний до 15% от ВВП к 2020, то такой план, на мой взгляд, является абсолютно нереальным. На сегодня активы ФНБ «Самрук-Казына» и госхолдинга «Байтерек», по оценке МВФ, составляют более 50% ВВП. Накопления пенсионных фондов, аккумулированные в ЕНПФ, составляют свыше 10% ВВП. А ведь есть еще государственные коммерческие активы вне упомянутых организаций. Уменьшить такую громадную госдолю в рыночной экономике до 15% за 6,5 лет просто невозможно! Да это и не нужно делать, поскольку ископаемые ресурсы должны все-таки контролироваться государством. По ощущениям такой план к 2020 был бы достаточным на уровне 30%. Из них 10% останутся за ЕНПФ, а остальное - за «Самрук-Казына» и «Байтереком».  

Если подразумевалось, что не более 15% ВВП к 2020 должны составлять доходы всех госпредприятий, то это тоже очень жесткая задача на предстоящие шесть с половиной лет. Хотелось бы посмотреть расчеты по этому показателю на текущий момент, поскольку в официальной статистике такой информации нет. Очень надеюсь, что мы не просто продекларировали возврат к рыночным отношениям, а будем делать этот процесс прозрачным, и с участием самого рынка, а не только правительства. 

Улучшение инвестиционного климата и активная диверсификация экономики

В этих двух вопросах, поднятых президентом, меня большего всего обрадовало, что здесь появился четкий фокус на привлечение прямых иностранных инвестиций в несырьевую экономику.  Также на совещании Назарбаев ясно сказал, что индустриализацию не сделаешь без прямых иностранных инвестиций и лучших транснациональных несырьевых компаний. Это кардинальное изменение в политике индустриализации страны, с которым я целиком и полностью согласен.

31 декабря 2013 правительство утвердило «Концепцию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы». И в этом документе о таком понимании индустриализации и диверсификации страны нет ни слова. В концепции индустриально-инновационное развитие страны ставка делается на отечественного производителя и ключевую роль квазигосударственного бизнеса. С учетом того, что до 2020 планируется свести на нет долю госкомпаний в несырьевом секторе рыночной экономики, то такую концепцию надо кардинально переделывать.

В целом я считаю, что нам нужна не столько Концепции индустриально-инновационного развития, сколько Концепция развития конкурентоспособности страны в несырьевой экономике. Сегодня никто не сможет сказать, в каких областях станет конкурентоспособен Казахстан: . будет ли это экспорт индустриальных продуктов или просто услуг? Не исключено, что мы сможем конкурировать только в экспорте услуг - например, по геологоразведке.

Повышение устойчивости финансового сектора

Наконец-то президент жестко поставил вопрос о развитии фондового рынка в Казахстане! Единственно, что беспокоит: глава государства не сказал, кто будет нести прямую ответственность за его развитие. Исторически за развитие фондового рынка почему-то отвечал Нацбанк, хотя рычаги его роста находятся только у правительства: приватизация, финансовое и налоговое стимулирование, привлечение иностранных инвестиций и т.д.

Считаю, что персональную ответственность за развитие фондового рынка необходимо возложить на заместителя премьер министра, курирующего широкомасштабную приватизацию. В противном случае мы будем наблюдать пинг-понг между Нацбанком и правительством, а фондовый рынок так и будет топтаться на месте.   

Другим интересным решением был переход на режим инфляционного таргетирования, что нам уже долгое время рекомендует МВФ. Если бы Казахстан начал этот метод внедрять постепенно, как Россия (она начала этот переход с 2009), то одномоментная девальвация была бы невозможна в принципе. Один из ключевых моментов «инфляционного таргетирования» - национальная валюта отпускается в свободное плавание по рынку, а Нацбанк составляет регулярный (например, ежеквартальный) анализ текущей ситуации, собственный прогноз развития экономики на ближайшее время,  описывает, какие цели он ставит перед собой и какие меры в рамках монетарной политики собирается принять.

Ярким примером такой политики являются ежеквартальные выступления главы ФРС США (сейчас это Джанет Йеллен, а ранее был Бен Бернанке). Весь мир ждет этих выступлений, и на их основе все государства и инвесторы ориентируют свои монетарные и инвестиционные политики.

В такой ситуации является невозможным то, что случилось у нас. До девальвации глава Нацбанка Кайрат Келимбетов уверенно говорил, что в Казахстане нет серьезных предпосылок, во-первых, для одномоментной девальвации и, во-вторых, для девальвации на 20%.

Вы можете себе представить, чтобы Бен Бернанке проделал такой же финт и искусственно девальвировал доллар США, говоря перед этим обратное? Что бы случилось с мировой экономикой и с каждым из нас? 

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить