Возвращаясь к печати

12295

Казахстанский онлайн-сервис печати фотографий надеется завоевать свой рынок по примеру зарубежных аналогов

фото: Андрей Лунин

Рынок мобильных приложений Казахстана постепенно набирает обороты и развивается разнонаправленно: одни их разрабатывают, другие создают к уже существующим дополнительные доходные сервисы, например онлайн-услуги печати фотографий. Среди таких сервисов у нас представлены printogram.me, instamade.kz, profotki.kz, а теперь easyprint.me. Отличие последнего заключается в том, что он позволяет напечатать фотографию, не выходя из дома, используя смартфон.

Идея создания easyprint.me принадлежит Нуржану Оспанову, бизнесмену-стартаперу, специализирующемуся в области электронной коммерции. Шел он к ней постепенно. Задумываясь об открытии нового дела, Нуржан старался учитывать два фактора: во-первых, это должно было быть то, чем ему действительно интересно заниматься, во-вторых, необходимо было занять свою нишу на локальном рынке. В итоге выбор пал на такой узкий сегмент, как фотография. Совместно с друзьями был открыт центр фотографии Capture (общая сумма инвестиций $30–35 тыс.) для обслуживания в основном профессиональных мастеров. Однако вскоре предприниматели столкнулись с тем, что таковых в городе довольно мало, и решили расширить аудиторию, начав привлекать корпоративных клиентов (для этого даже было приобретено дополнительное оборудование).

Спустя некоторое время к ним обратились основатели сервиса печати фотографий из социальной сети Instagram – printogram.me, предложив вместе работать над проектом в качестве партнера. Участвуя в разработке и продвижении сервиса, Оспанов увидел перспективу развития бизнеса в сети и расширения продуктовой линейки. Но товарищи не разделяли такого подхода и будущее компании представляли иначе. «В конечном счете мы решили, что продолжим сотрудничать, но я буду самостоятельно развивать свой проект», – рассказывает Нуржан. Сегодня все заказы printogram.me печатаются с помощью сервиса easyprint.me.

«Легкая печать»

Однако, прежде чем начать заниматься развитием собственного онлайн-бизнеса, Нуржан Оспанов нашел партнера, с которым они провели анализ рынка печати фотографий, ориентируясь на зарубежную практику. Та показывала, что при использовании сервиса онлайн-печати люди все чаще пользуются смартфонами. Ситуация в Казахстане говорила в пользу создания подобного сервиса: количество пользователей смартфонов постоянно растет, тогда как на рынке отсутствовали компании, которые использовали бы мобильные приложения для печати. Оставалось только подсчитать рентабельность проекта.

«Проводя примерный расчет, мы ориентировались на показатели пяти хороших фотосалонов в ТРЦ, которые печатают в среднем 2 тыс. фото в день, – поясняет Нуржан. – Выходило, что если 10% их клиентов будут пользоваться онлайн-сервисом печати, то такой бизнес представляет интерес. При этом если наше оборудование будет работать по три-четыре часа в день, то этого хватит, чтобы покрыть наши расходы».

Придя к пониманию, что этот сервис способен работать в Казахстане, Оспанов с партнером начали поиск инвесторов. «Найти человека с деньгами в нашей стране несложно, труднее найти инвестора, способного помочь чем-то, кроме денег, к примеру собственной профессиональной командой, умеющей правильно оценить бизнес и риски, оказать поддержку в вопросах юрис­пруденции. Важно, чтобы у него были возможности доступа к маркетинговым каналам продвижения проекта и интерес к дальнейшему его развитию», – отмечает Нуржан. И им удалось найти такого, потратив на поиск четыре месяца.

Сервис был запущен в октябре 2013 года. На сегодняшний день, по словам Оспанова, для его развития было привлечено $140 тыс., из которых $80 тыс. потрачено на закупку дополнительного оборудования мощностью 900 фотографий в час, позволяющего снизить затраты на печать, $40 тыс. – на разработку мобильных приложений для двух платформ – iOS и Android, а также сайта и около $10 тыс. – на маркетинг. Для создания приложений и интернет-ресурса была привлечена местная компания «Ракетная фирма». К моменту появления инвестора Нуржан вложил в проект $25 тыс. в виде затрат на оборудование для фотосалона мощностью 400 фотографий в час.

Следует отметить, что принципиально идея сервиса не нова. В мире уже действуют подобные успешные проекты, такие как shutterfly.com, mimeo.com, kicksend.com. «Аналогом easyprint.me является kicksend.com, который позволяет распечатывать фотографии с помощью приложения в телефоне. Но есть существенное различие: мы печатаем все сами, in-house, а американский сервис аутсорсит печать», – поясняет Оспанов.

Для того чтобы воспользоваться сервисом, необходимо скачать в телефон приложение, затем выбрать фотографии, формат, нажать кнопку «заказать»  – и заказ тут же поступает в компанию. Доставка по Алматы осуществляется на следующий день, по Казахстану – в течение нескольких дней. По словам собеседника, сейчас продукцию доставляют собственные курьеры, в дальнейшем планируется работа с курьерскими службами. При оплате товара у клиента есть две опции: оплатить наличными доставщику или с помощью банковской карты, причем первым способом пользуются 95% заказчиков.

С момента запуска приложение скачали свыше 617 человек, из них 90% – пользователи ОС iOS. За первые два месяца работы поступило всего 40 заказов, но это с учетом того, что команда еще не занималась маркетинговым продвижением сервиса. При этом соотношение количества скачиваний к количеству заказов на сегодня составляет 9%, а процент пов­торных заказов от клиентов – 21. По словам Оспанова, через полгода планируется увеличить количество заказов в день до 1,5 тыс. фотографий. Средний чек составляет примерно 3900 тенге (около $25), цена печати одной фотографии – 40 тенге, доставка по Алматы – 500 тенге, по Казахстану – 1200.

Как признается Нуржан, пока компания не генерирует прибыль и с учетом продаж продукции в офлайновом бизнесе находится на точке безубыточности. В 2013 году оборот составил около $50–60 тыс.

В планах на ближайшее время – запустить сайт, где будет дублироваться сервис приложений, а кроме того, будут печататься визитки, принты на футболках, бланки, презентации и т.д. Также планируется сотрудничество с художниками, иллюстраторами и фотографами на предмет продажи их работ с помощью сайта. Намечаются также активное маркетинговое продвижение сервиса в социальных сетях, запуск рекламы в «Кинопарке», использование контекстной рекламы, SEO-оптимизация. 

«Для нас важно не только количество скачанных приложений, но и то, сколько людей реально пользуются нашими услугами и кто из них возвращается. В идеале хотим, чтобы 20–30 из 100 пользователей стали нашими постоянными клиентами», – подчеркивает Оспанов. В планах компании на ближайшие пять лет – стать лучшим печатным сервисом в Казахстане и выйти на другие рынки. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить