Дело в ёлках: Серик Буркитбаев рассказал, как сделать воздух Алматы чистым

Чтобы очистить город от выбросов вредных веществ в атмосферу, необходимо в первую очередь решить проблему с транспортом, а затем заняться высаживанием елей, но не в самом Алматы, а на Капшагае

Серик Буркитбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Серик Буркитбаев

Этой зимой экологическая обстановка в южной столице вновь привлекла внимание общественности - огромная черная шапка смога накрывает город и практически постоянно висит над головами жителей. Забили тревогу активисты, им на помощь пришли крупные бизнесмены, осознавшие, что решать проблему нужно здесь и сейчас, потому что власти самостоятельно быстро с этим вопросом могут и не справиться.

Впрочем, поддержка от городских властей и правительства все же ожидается. По некоторым данным, на модернизацию ТЭЦ-2 планируется выделить не менее $1 млрд. И это только частичный этап реорганизации отопительной системы южной столицы. Для полной реновации потребуется гораздо больше финансовых вливаний. Однако надеяться на то, что перевод ТЭЦ на газ или установка новейших фильтров на трубы сделают воздух в городе чистым, не следует. По крайне мере, так считает экс-министр транспорта и коммуникаций РК, экс-глава АО «КазМунайГаз», доктор физико-математических наук Серик Буркитбаев.  

- Нельзя отрицать, что экологическая обстановка в городе стала критической. Все горожане, в особенности активная часть жителей города, озабочены сложившейся ситуацией, и это правильно. С этой проблемой нужно разбираться как можно быстрее. Однако нужно сперва четко установить причинно-следственные связи, прийти к правильному общему знаменателю, а затем приниматься за работу. А не так, как иногда это у нас происходит: нарубят таких дров, что потом переделка стоит дороже, чем изначальное решение проблемы. Здесь нужно четко осознавать, что если будут выделены деньги на что-то, то это будет разово – государство не может и не должно каждый год выделять из бюджета деньги на один и тот же вопрос, - подчеркнул Серик Буркитбаев.

Сегодня он занимается собственными проектами в сфере экологии: разрабатывает вместе с группой единомышленников программы по улучшению окружающей среды и предлагает новые бизнес-процессы в сфере зеленой экономики. До недавнего времени подобные проекты он вводил в Иране, а теперь занимается такой работой и в Грузии.

По словам Серика Минаваровича, горожане и экологические активисты заблуждаются в том, что основной причиной постоянного смога является ТЭЦ-2. Легче всего указать на то, что главным загрязнителем города является грязный дым, который валит из труб основного источника тепла мегаполиса.

- ТЭЦ-2 введена в строй около 40 лет назад, но ведь тогда мы не наблюдали столь существенного загрязнения. Хочу напомнить, что в те времена в городе на угле также работали все ТЭЦ (ТЭЦ-1,-2,-3), и около 40 котельных, которые ныне уже переведены на газ. В то время большинство частных алматинских домов отапливались также углем, а не были газифицированы. Зато 40 лет назад в Алма-Ате не было такого количества автотранспорта, - напомнил эксперт.

Так что же является в Алматы главным источником загрязнения? Единственным корректным параметром сравнения может служить объем сжигаемого топлива и его теплотворная способность — то есть суммарная тепловая мощность или фактически установленная мощность.

Серик Буркитбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Серик Буркитбаев

- Установленная мощность всей центральной тепло-энергетической системы города – 3 ГВт. Установленная мощность частного сектора может быть оценена через закупки угля. По оценкам акимата, в городе сегодня около 3 тыс. домов отапливается углем. Пусть их будет 5 тыс., которые тратят по 10 тонн угля за сезон, это равно 50 тыс. тонн. ТЭЦ тратит 2-3 млн тонн. Среднесуточный трафик Алматы с учетом транзитных автомобилей – 700-800 тыс. единиц. Если добавить грузовой и автобусный транспорт к легковым автомобилям, то можно говорить о цифре ≈ 1 млн автомобилей. Установленная средняя мощность двигателя 100 кВт (136 л.с.). Итого суммарная установленная мощность автомобилей Алматы равна 100 ГВт. Для сравнения – мощность всех электростанций страны – менее 15 ГВт! – приводит логические доводы собеседник.

Сколько тысяч тонн бензина и дизельного топлива ежедневно сжигается в ДВС и какое количество вредных веществ выбрасывается через выхлопные трубы, нужно установить путем дополнительных исследований и систем мониторинга.

При этом спикер отметил, что также нужно учитывать фактор высоты выбросов загрязненного воздуха в атмосферу. ТЭЦ выбрасывает загрязненные частицы на высоту свыше 100 м, частные дома – на 10-20 м, автомобильный транспорт – от 0,5 до 1 м.

- Перевод существующих ТЭЦ на газ технически невозможен. Это подмена понятий, а если говорить по существу – то попросту обман и народа, и руководства. Переведенная на газ ТЭЦ-1 по сути генерирует только горячую воду. Поэтому нужно строить новые ТЭЦ специально под газ. Даже замена одного вида угля на другой, по-хорошему, требует замены котла, то есть фактически новой ТЭЦ. А это миллиарды долларов и минимум десять лет проектных и строительно-монтажных работ. И, как следствие, резкий рост коммунальных платежей, - продолжил разрушать стереотипы доктор наук.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, необходимо в первую очередь сделать несколько вещей. Убрать с дорог нещадно чадящий транспорт с изношенными двигателями – к этому надо привлечь экологическую и дорожную полицию, которые за несколько недель наведут порядок. Запретить ввоз и сборку автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам. Запретить низкокачественный бензин, который у нас повсеместно продается на АЗС. И вернуть ночной тариф на электричество.

- Причины отмены ночного тарифа непрофессиональны и необоснованы ни технически, ни экономически, но экологический вред отмена ночного тарифа несет колоссальный. В частности, экологические проблемы Нур-Султана последних лет на 99% связаны с отменой ночного тарифа. В первую же зиму, когда отменили ночной тариф на электричество, в столице стал постоянно наблюдаться плотный смог. Людям стало невыгодно отапливаться путем электроэнергии, все частники в срочном порядке перешли на низкокачественный уголь. А ведь столица интенсивно продуваема со всех сторон. Что уж говорить про Алматы, - пожимает плечами Серик Минаварович.

Но даже все эти простые действия – лишь полумеры, которые не станут кардинальным решением проблемы. Воздух станет чище в несколько раз, но экоатмосфера все равно будет оставлять желать лучшего. А с разрастанием мегаполиса, ростом числа транспорта город будет загрязняться.

Проблема экологии Алматы – далеко не новая тема. Ею занимались ведущие специалисты, ученые, экологи времен СССР. Конечно, тогда еще ситуация не была столь критична, но эксперты уже обращали внимание на климатические и географические особенности столицы республики.

- В конце 70-х годов к нам приезжала научно-исследовательская группа для изучения природных условий города. По всему городу были установлены различные приборы: датчики и зонды крепили на разной высоте, в том числе на самом высоком здании города того времени - гостинице «Казахстан». Уже тогда было понятно, что город по сути лежит в низине, со всех сторон окруженный цепями возвышенностей. Ученые пытались понять, как ведут себя на этом пространстве воздушные потоки, почему они не могут рассеяться или пробиться через вершины. И сделали научный доклад, - рассказал Серик Буркитбаев.

Смог все сильнее накрывает Алматы потому, что город расположен в горловине: южная часть низины упирается в северный склон хребта Заилийского Алатау (верхняя часть города), а противоположная часть этой низины, в которой расположен мегаполис, простирается до северного берега Капшагайского водохранилища, также расположенного на возвышенности. Скопившаяся грязь никак не может выбраться из этой природной чаши и поэтому постоянно висит над городом.

- Зимой края этой чаши – заснеженные вершины гор Алатау и побережье Капшагая - плохо прогреваются днем и не обеспечивают эффективную конвекцию приземного грязного воздуха вверх. А ночью, соответственно, холодный тяжелый воздух с вершин стекает в город и «запирает» грязь, накопившуюся за день. Все это приводит к так называемой температурной инверсии, когда в приземном слое (где дышат люди) скапливается холодный грязный воздух, который в нормальных условиях каждый день, нагреваясь, должен с конвекцией уходить вверх. А выше находится инверсионный теплый слой, который, во-первых, не дает приземному слою подняться, а во-вторых, накапливая загрязнения, потихоньку становится непрозрачным и поглощает все солнечное излучение. Это приводит к двум ужасным последствиям. Первое: приземный слой без солнца вообще остывает и прижимается к земле. Второе: в городе вечный сумрак, хотя за городом светит яркое солнце, чему причина — смог. То есть городская котловина сама предрасположена к накоплению загрязнений в холодный период осень–зима, - рассказал Серик Буркитбаев.

Серик Буркитбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Серик Буркитбаев

Объясним еще раз. Заснеженные края вершин, окружившие Алматы, своим холодным воздухом не дают перевалить через себя теплому «грязному» воздуху и рассосаться на открытом пространстве. Темное облако смога ежедневно гуляет по всей этой многокилометровой территории с севера на юг и обратно, с каждым днем накапливаясь все больше и больше и выветриваясь только после обильных осадков и сильных ветров, выталкивающих смог через природные препятствия - вершины. Однако ждать, когда климатические условия снизойдут до проблем горожан, неправильно. И выход есть.

Вид на снежные горы через тепловой прибор
ФОТО: из архива Серика Буркитбаева
Вид на снежные горы через тепловой прибор

Как вспоминает Серик Буркитбаев, однажды он обратил внимание на следующую деталь. Тянь-шаньские ели являются природным источником тепла – миллионы игл поглощают солнечное излучение, тем самым генерируя тепловой поток мощностью до 100 кВт от каждого дерева. И если посмотреть на горы через тепловые приборы, то можно увидеть, как места, засаженные елями, будут в огромном количестве генерировать тепловое излучение и притягивать к себе «грязный» воздух (поэтому ели часто покрыты сажей). Однако вершины гор все-таки засыпаны снегом, поэтому теплый воздух не может перебраться через это препятствие. Высаживать на макушках гор ели – бессмысленное и слишком затратное занятие.

- Поэтому я предлагаю высадить на северном берегу Капшагая лесной массив площадью до 1,5 млн га: длиной около 30 км и шириной 3 км. Это прекрасный способ для «форсирования» механизма конвекции зимой. Раз уж теплый «грязный» воздух не может перевалить через хребты Алатау, то мы сможем заставить его сделать это благодаря высаженным елям с другой стороны мегаполиса. Это не дорогой проект, хватит $10 млн. Более того, я готов безвозмездно передать городу для этого проекта 10 тыс. собственных елей, которые высажены в моем питомнике. Этот проект – «Самгау» - принесет только пользу: мы очистим и воздух Алматы, и создадим тысячи новых рабочих мест для казахстанцев, - подчеркнул Серик Буркитбаев.

Графическое изображение проекта
ФОТО: из архива Серика Буркитбаева
Графическое изображение проекта

Он отметил, что готов рассказать о проекте «Самгау» (в переводе – «взмывать», «парить высоко») экспертам, экологам, чиновникам и активистам более подробно.

- Спешить нельзя, нужно все хорошо взвесить и обдумать, но и затягивать также не стоит – моргнуть не успеете, как на носу будет новый отопительный сезон, - напомнил Серик Минаварович. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13485 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
30 марта родились
Сергей Терещенко
бенефициар и руководитель ТОО «Международный фонд «Интеграция», независимый директор АО «Рахат»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить