В рейтинге Doing Business Казахстан поднялся на 41 место

16509

Ежегодно среди 189 стран мира составляется рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business. В соответствии с новым отчётом Всемирного Банка Казахстан переместился с 53-го на 41 место. Однако президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил задачу – республика должна войти в 30 стран этого авторитетного международного рейтинга. О проделанной правительством работе в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев

Бакытжан Сагинтаев.

FБакытжан Абдирович, как работа правительства по улучшению деловой среды отразилась на позиции Казахстана в рейтинге Doing Business в этом году?

- Мы в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business – 2016 заняли 41 место среди 189 стран. Надо сказать, что это лучший результат в истории нашей страны.

Казахстан сделал большой рывок, улучшив свои позиции на 12 пунктов по сравнению с прошлым рейтингом.

Казахстан опередил такие страны ОЭСР, как Венгрия (42 место), Италия (45), Чили (48), Израиль (53), Турция (55), Люксембург (61). Среди стран Евразийского экономического союза позиция Казахстана лучше, чем у Белоруссии (44), России (51) и Кыргызстана (67).

Хочу подчеркнуть, что, по мнению международных экспертов, Казахстан является ведущим реформатором и осуществил самое большое количество реформ среди государств мира – 19 реформ в семи из десяти тематических областей.

Если говорить об основных индикаторах, то по пяти из них Казахстан вошел в первую тридцатку стран рейтинга. К примеру, по такому индикатору, как «исполнение контрактов», Казахстан переместился на 9 позицию с 14 места прошлого рейтинга. По индикатору «регистрация предприятий» мы переместились с 53-й строчки на 21-ю. По показателю «налогообложение» Казахстан занял 18 место, «регистрация собственности» - 19-е, по «защите миноритарных инвесторов» сохранил 25 строчку.

По остальным пяти индикаторам у нас следующие места: «международная торговля» 122 место, «получение разрешений на строительство» - 92, «подключение к системе электроснабжения» - 71, «получение кредита» - 70 и «разрешение неплатежеспособности» - 47.

Но перед нами стоит вполне конкретная задача – мы должны быть в тридцадке в общем рейтинге!

Президент поручил, мы – работаем. Действительно, правительство провело масштабную работу по реформированию действующего законодательства, предприняты беспрецедентные меры по улучшению деловой среды и снижению административного давления на бизнес.

FДавайте остановимся на реформах по улучшению деловой среды...

- Как я говорил, проведена работа по реформированию законодательства. Это касается и совершенствования разрешительной системы, упрощения процедур создания бизнеса, оптимизации государственной контрольно-надзорной деятельности, и в целом улучшения бизнес-климата в стране.

Сегодня уже приняты три блока поправок в законодательство, направленных на сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат бизнеса. Первый пакет поправок принят 2 июля 2014 в рамках закона по вопросам государственного управления. Внесены изменения в 4 кодекса и 3 закона. Второй пакет законодательных норм принят 29 декабря 2014 в рамках закона о кардинальных мерах улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Тогда были внесены изменения в 4 кодекса и 15 законов. В рамках закона об ограничении участия государства в предпринимательской деятельности от 22 апреля 2015 принят новый пакет поправок в действующее законодательство: внесены изменения в 5 кодексов и 8 законов.

Убеждён, что это позволит значительно снизить нагрузку на предпринимателей.

Мы упростили процедуры оформления земельного участка, регистрации предприятия, для объектов с пониженными требованиями экологических норм исключили процедуру проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Облегчили жизнь и представителям малого и среднего бизнеса. В частности, теперь у нас отменены требования регистрационного сбора для МСБ, печати для всех субъектов частного предпринимательства, технического паспорта при регистрации прав на недвижимое имущество, внедрен принцип «одного окна» с возможностью прохождения комплексной строительной экспертизы. Исключены также дублирующие экспертизы по экологической и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора.

Что касается участников внешнеэкономической деятельности, то для них сокращено количество документов, предъявляемых при таможенном декларировании товаров. Так, при экспорте количество документов сокращено до трёх. А при импорте из стран Евразийского экономического союза теперь потребуется всего один документ.

Кроме того, законодательно закреплена возможность досудебного регулирования земельных споров посредством медиации.

FА насколько бизнес осведомлён об этих реформах?

- Контакты с бизнесом у нас идут постоянно. Мы доносим до предпринимателей суть реформ. И надо сказать, что все сегодняшние нововведения – это не только инициативы государственного аппарата. Это прежде всего инициативы бизнеса!

Поэтому ожидания большие, и у бизнес-сообщества есть готовность поработать в новых условиях.

Хочу отметить, что суть реформ мы доносили до предпринимателей во всех регионах. Это была масштабная кампания. К примеру, государственные органы совместно с представителями Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», банков, ЦОНов и многих других структур провели более 320 «круглых столов» и совещаний по разъяснению проведённых реформ. Плюс ещё информационные листы, буклеты, памятки для ознакомления предпринимателей и участников внешнеэкономической деятельности о реформах.

Создан и функционирует интернет-ресурс Doing Business in Kazakhstan (www.doingbusiness.gov.kz). На этом портале размещены принятые законы в рамках улучшения позиции Казахстана в рейтинге, информация о текущих показателях, анализ работы. На официальных сайтах центральных государственных органов имеются разделы «Основные реформы в рейтинге Doing Business».

FКак правительство взаимодействует со Всемирным банком по рейтингу Doing Business?

- Взаимодействуем в тесном контакте через представительство Всемирного банка в Казахстане.

В апреле текущего года правительственная делегация провела презентацию реформ в головном офисе Всемирного банка в Вашингтоне. В ответ представители Всемирного банка с 4 по 12 мая провели верификационную миссию в Алматы. Позднее, с 14 по 15 мая, сотрудники Всемирного банка находились в Астане для обсуждения реформ в рамках Doing Вusiness на диалоговых площадках министерств, ответственных за соответствующие индикаторы рейтинга.

FБакытжан Абдирович, какие планы у правительства относительно дальнейших действий по улучшений позиций Казахстана в рейтинге Doing Вusiness?

- Сейчас важно, чтобы все эти реформы воплотились в жизнь. Правительство будет контролировать этот процесс.

Методология Всемирного банка постоянно меняется, критерии к странам из года в год дополняются. И в этом вопросе у государств, участвующих в рейтинге, тоже своеобразная конкуренция. Поэтому если мы не будем продолжать реформирование, то рискуем откатиться вниз в будущих рейтингах.

В первую очередь, мы должны сосредоточиться на тех показателях, по которым пока занимаем не лучшие позиции. Это и «международная торговля», и «получение разрешений на строительство», и «подключение к системе электроснабжения». Мы должны подтянуться по этим индикаторам.

Хочу также отметить, что со следующего года в Астане, Алматы и 6 областных центрах страны (Актобе, Караганда, Усть-Каменогорск, Павлодар, Костанай, Шымкент) впервые в пилотном режиме будет внедрен субнациональный рейтинг Doing Business.

Он позволит создать объективные критерии сравнения регулирования бизнеса на местном уровне, определит и будет способствовать обмену опытом, лучших практик регулирования бизнеса и правоприменительной практики по всей стране.

Но надо понимать, что работа по улучшению позиции в рейтинге не является самоцелью, главное – улучшение бизнес-климата страны!

FСпасибо за интервью.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить