В Казахстане начинается культурная революция

18502

Об этом было заявлено на специально созванной пресс-конференции в Алматы в среду, 23 октября

Плакат времён культурной революции в Китае
ФОТО: artforlife.ru
Плакат времён культурной революции в Китае

Встреча с прессой была организована научно-образовательным фондом «Аспандау», инициатором движения просветителей информационного общества. Своё заявление они назвали «манифестом», и было за что.

- Это манифест-призыв к культурной, образовательной, интеллектуальной революции, - уточнил модератор пресс-конференции политолог Досым Сатпаев.

Простыми словами выразил идею инициаторов предприниматель Ерлан Стамбеков:

- Через два года будем отмечать 30-летие нашей страны, независимости республики, и в пору зрелости приходит переосмысление ценностей, когда мы говорим о том, что мало только экономики, мало только развития инфраструктуры, необходимо подумать ещё и о душе, о том, кого мы воспитываем. Мне 52 года, у меня четверо детей, и для меня важно, какой мы оставим нашу страну, великую богатую землю, будущим поколениям.

Как отметил Стамбеков, у многих сохранилась фобия слова «манифест» как призыва к революции, однако в данном случае это скорее призыв к переосмыслению роли людей, которые, по мнению окружающих, являются лидерами мнений, к тому, каким образом они собираются оказывать влияние на процессы, проходящие в нашей стране.

Канат Нуров
ФОТО:
Канат Нуров

Шире и глубже инициативу представил президент НОФ «Аспандау» Канат Нуров. Он объяснил, что просветительские идеи давно воплощаются фондом, и настало время облечь их в общедоступную форму, «перевести в идеологический формат для массового охвата аудитории».

- Иначе любые концепции, какими бы они ни были продвинутыми, если они не овладели массами, не будут реализованы, - напомнил он классику марксизма слушателям. - И я считаю, что здесь слово «манифест» очень даже подходит, потому что это действительно образовательная революция, и именно в части идеологической. Мы хотели бы вернуть воспитательную функцию в образование, чтобы формировалась личность, её ценности, а потом уже компетенции. Никакие навыки и умения без ценностей, без знаний не будут работать. Я считаю, что наш манифест отвечает на вопрос, какова идеология нашего общества. Цель манифеста - чтобы его идеи стали сущностью нашего сознания, создали новую мораль и идеологию, чтобы мы знали, кто мы такие и куда идём.

- Ваш манифест - это форма национальной идеи? - прямо спросил Досым Сатпаев.

- Да, - так же прямо ответил Канат, - потому что есть отдельный элемент в политике образования информационного общества — «общегражданская национальная идея», которая, с одной сторона, чисто этническая, а с другой стороны — точно отвечает общечеловеческим ценностям глобального информационного общества.

Айгуль Тасболат
ФОТО:
Айгуль Тасболат

«Техническую» сторону проекта объяснила исполнительный директор «Аспандау» Айгуль Тасболат. Запуск движения общественных просветителей в Казахстане — это одно из направлений политики фонда по развитию системы образования информационного общества.

- Именно к сегодняшнему моменту многие общественные деятели, лидеры общественного мнения, яркие представители науки, бизнеса, искусства по личному посылу начинают деятельность, которая фактически является общественным просвещением. Они пропагандируют здоровый образ жизни, превалирование общечеловеческих ценностей, значимость науки, критического мышления, способствуют формированию свободного правосознания. Возникла идея призвать этих людей объединить свои усилия, получить какую-то синергию, для чего сформулировать и публиковать эти мысли, - отметила она.

Образцом для манифеста послужили европейские документы: манифест зеленых городов, манифест нового сознания и т. д.

- Здесь манифест больше как изложение идей и призыв объединиться вокруг этих идей, это предложение создать движение, которое свободно от политики, нацелено на внутренние изменения, потому что когда изменится наше внутреннее состояние, изменится и внешняя среда, - подчеркнула Тасболат.

- Если вы манифест представляете как национальную идею, это уже политика, - разочаровал исполнительного директора Сатпаев. - Ничего бояться не надо, сейчас все интересуются политикой и вносят предложения. Вы культуру поставили первичной перед политикой и экономикой. Я думаю, если это будет развиваться как новая форма политической деятельности с точки зрения культурной, образовательной революции, это будет хорошо. Ведь и власть имущих просвещать надо!

- Абсолютно правы, Досым, - согласился Канат Нуров. - Мы считаем, что именно культура лежит в основе политики, а политика - в основе экономики. И без изменения сознания общества характер власти не изменится.

Когда слово перешло к следующему спикеру - правоведу Арману Шайкенову, он осветил другую сторону идеи.

Арман Шайкенов
 
Арман Шайкенов

- Я совершенно согласен, что культура лежит в основе остальных социальных процессов, включая политические, но для меня культура в первую очередь - правовая культура. Законы — это не право, и суд — это не право. Культура правоприменения, нашего ежедневного поведения в правовом поле - это и есть право, и с этим большая проблема, - заявил он и разъяснил свою мысль: - Мы молодое государство. Мы боролись за независимость, но мы никогда не боролись за право, боролись за свободу, но никогда не боролись за демократию. И эти идеи права и демократии для нас пока, к сожалению, являются внешними формальными атрибутами. Проблема в том, что сколько бы мы ни меняли законы и сколько бы тасовали игроков на политическом поле, сколько бы ни говорили халва — во рту слаще не станет. Потому что без твёрдой опоры, без конкретного культурного наполнения всё это останется пустым звуком. А твёрдой опорой для всех этих политических и экономических институтов является гражданское общество, которое состоит из образованных, политически активных и обеспеченных людей. И я хочу, чтобы мы все стали образованными, политически активными, обеспеченными. Давайте на это опираться!

Актуальные задачи, вытекающие из цели манифеста, назвал Канат Нуров. Помимо восстановления воспитательной функции образования, это, во-первых, необходимость восстановить светский и всеобщий характер морали, потому что ценности должны быть всеобщими и объективными и не зависеть от религиозной окраски и социальной обусловленности. Второе — развитие в образовании объективной системы ценностей, что и есть мораль нового информационного общества. Третье — общегражданская идея личностной открытости как основы для строительства национального государства, которое строится как правовое государство, а не этническое, тем не менее под эгидой титульной национальности. Четвёртое - свободное правосознание, когда мы пытаемся изменить правовое сознание людей, внушить, что законодательство — не источник права, а всего лишь форма выражения права.

- Если в наших душах будет идея права, ценность права, не зависящая от мировоззрения людей, принимающих законы, тогда и законы будут правовыми. Это важно для нашей страны, где есть закон - есть право, нет закона — нет права, - повторил Нуров.

На вопрос Forbes.kz, предполагается ли лоббирование идей манифеста на государственном уровне, с целью, например, включения в программы университетов или школ, Канат Нуров ответил так:

- Конечно, предполагается. Манифест разослан членам Национального совета общественного доверия, в Министерстве образования и науки, в госучреждениях есть информация о разработанной нами политике. Но мой опыт показывает, что если этими идеями не заразится все общество, если они не станут фактом общественного сознания, никакие инициативы сверху не будут реализованы. Поверьте мне, пока внизу мы не изменимся сами, сверху ничего не изменится.

Дополняя президента фонда, Айгуль Тасболат уточнила:

- Когда мы говорим о госучастии, это не означает, что распространение идей будет идти через госучастие, наоборот, мы обращаемся к общественным просветителям, к людям, которые уже имеют влияние и авторитет у аудитории, для того чтобы они эти идеи транслировали, разъясняли. Здесь будет подход от количества к качеству, учитывая, что многие лидеры общественного мнения состоят в государственных или общественных организациях.

Кстати, манифест уже поддержали не только члены научного сообщество и лидеры мнений, но и вполне прагматичные бизнесмены, в частности Союз предприятий обрабатывающей промышленности.

- Я студентов стараюсь учить тому, что государство - не заботливый родитель, который придёт осушить ваши слёзы. Государство - слуга, призванный заботиться о наших интересах, - вслед за коллегами взял слово для ответа на вопрос Forbes.kz Арман Шайкенов. - То есть государственное участие будет приветствоваться, но это наша задача — давать нашему слуге правильные инструкции и быть в состоянии контролировать их выполнение.

Как отметила в заключение встречи Айгуль Тасболат, в фонде разработали типовой меморандум присоединения к просветительской работе.

- Предлагаем в свободной форме, без всяких отсечений, заходить на сайт и вписывать себя, если есть желание в этом направлении двигаться, - призвала она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить