Модернизация системы госуправления: что должно измениться в Казахстане по инициативе Токаева?

16892

Эксперты высказали свои предположения

ФОТО: pixabay.com

Как заявил Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями президентского молодежного резерва, «Казахстану необходима новая модель государственного управления, адекватная запросам общества, эффективная и справедливая. При этом она должна основываться на использовании самых современных технологий».

Каким должно стать госуправление в Казахстане и какие меры потребуются для внедрения новой модели — такой вопрос Forbes.kz задал экспертам.

По мнению президента НОФ «Аспандау» Каната Нурова, во главе угла должно встать участие гражданского общества.

- Когда мы говорим о новой модели госуправления, «адекватной запросам общества» и основанной при этом на «современных технологиях», то ничего нового не имеется в виду, кроме участия гражданского общества в государственном управлении через прозрачные (честные) выборы всех трех властей при помощи открытой политической конкуренции и информационно-коммуникационных технологий, - уверен он. - Пока эти демократические стандарты не будут достигнуты, бессмысленно говорить о децентрализации управления и прочих полиархических нововведениях типа открытости данных, лежащих в основе общественных решений.

Согласен с Нуровым и политолог Досым Сатпаев.

- Не надо изобретать велосипед. Адекватная запросам общества модель государственного управления должна быть, в первую очередь, демократической, где реальная, а не мнимая политическая конкуренция формирует электоральную политику, которая должна учитывать запросы разных электоральных групп, - отметил он.

Эффективная система госуправления базируется на плюрализме каналов коммуникации между властью и обществом, а также на системе разделения властей, где независимые суды делают систему более справедливой.

- При этом новые коммуникационные технологии и так уже оказывают давление на многие авторитарные системы, даже разрушая их - как во время «арабской весны». Мир поменялся очень сильно. Как технологически, так и ментально и демографически. Многие «миллениалы» и «поколение Z» уже мыслят более глобально и либерально. Поэтому управлять таким миром по-старому уже не получится, - предупредил эксперт.

Показательно, что коллега Досыма Сатпаева политолог Виктор Ковтуновский, отвечая на вопрос, тоже упомянул об «изобретении велосипеда».

- Токаев прав, последние тридцать лет структура государственного управления менялась бесчисленное число раз. Скажу больше. Менялась она под конкретных людей, занимающих тот или иной министерский пост, - напомнил он. - Если президент действительно намерен строить эффективное, справедливое и адекватное запросам общества современное государство, то никакого велосипеда изобретать не нужно. Такое государство возможно только тогда, когда правительство находится под постоянным общественным контролем, который, в свою очередь, осуществляется на свободных, честных и конкурентных выборах представительных органов власти.

Более детально подошел к ответу на тот же вопрос политолог, глава ЦПИ «Альтернатива» Андрей Чеботарев. Он назвал четыре главных фактора для улучшения системы государственной службы в Казахстане

- Во-первых, необходимо кардинально изменить концептуальные основы деятельности государства и его органов в целом в сторону их максимальной ориентации на удовлетворение нужд и запросов всего общества и каждого гражданина республики в отдельности. В связи с этим государственную службу целесообразно увести от обычного регулирования процессов в обществе и государстве в сторону качественного обслуживания населения. В практическом же плане реализацию государством своих управленческих функций следует осуществлять на основе не государственного администрирования, а государственного менеджмента, - объяснил он.

Это означает замену чисто бюрократических подходов на методы, выработанные и применяемые в сфере частного бизнеса: ориентацию на конкретный результат, применение инструментов и технологий современного менеджмента, рассмотрение госслужащих как менеджеров, распространение на систему государственной службы взаимоотношений «принципал - агент» («заказчик - исполнитель»).

- Без положительного решения этого и иных принципиальных системных вопросов принятие мер в рамках остальных аспектов государственной службы (отбор кадров, их оценка, аттестация, обучение, продвижение по службе и т.д.) будет носить вторичный и практически неспособный изменить работу государства и его органов в лучшую сторону характер, - считает Чеботарев.

Во-вторых, для улучшения системы подбора кадров предлагается в перечень квалификационных требований для претендентов отнести: а) обязательный опыт работы в профильной сфере с четкими временными рамками; б) конкретные показатели профессиональных достижений на прежних местах работы; в) этические характеристики, подтвержденные, к примеру, положительными отзывами граждан и представителей негосударственных структур, имеющих опыт взаимодействия с данным лицом в процессе его прежней работы.

- В-третьих, целесообразно включить в законодательство о государственной службе принцип стабильности кадров, основанный на том, что положение госслужащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, включая структурную реорганизацию соответствующего государственного органа и конкретную личность руководителя данного органа, - добавил эксперт.

Механизмом обеспечения этого принципа должен стать в том числе запрет на смену определенных кадров административных государственных служащих в связи со сменой первого руководителя соответствующего госоргана.

- Вплоть до того, чтобы соответствующему должностному лицу разрешить переводить за собой только представителей обслуживающего персонала (помощники, секретари и т.д.), которые в своем большинстве не относятся к категории госслужащих, - уточнил Чеботарев.

В-четвертых, следует ввести в законодательство о государственной службе систему оценки профессиональных достижений госслужащих,основанную на обязательном определении руководителями государственных органов и их структурных подразделений непосредственно подчиненным им госслужащим определенных задач.

В качестве пятого шага эксперт предложил усовершенствовать процедуры аттестации госслужащих, например, проводить аттестацию только тех госслужащих, которые на предыдущей получили низкие оценки.

В заключение политолог отметил, что данный процесс требует гораздо большего количества мер по разным направлениям функционирования рассматриваемой системы, но в любом случае важно не просто его начать, но и ориентировать на дальнейшее движение вперед без каких-либо шагов назад.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить