Умный мир

6906

Города и компании во всем мире начинают активно использовать технологии будущего в сфере транспорта, торговли и туризма

фото: John Ryan

Бурное развитие технологий связано с несколькими фундаментальными факторами. В первую очередь это невиданный доселе уровень урбанизации. В 2011 году впервые в истории человечества численность горожан превысила половину населения Земли. Ожидается, что к 2050 году дополнительные 2,6 млрд человек переедут в города. Это, разумеется, приведет к росту потребительского спроса, однако создаст еще большие, чем сегодня, транспортные проблемы. По некоторым прогнозам, к 2025 году количество автомобилей может увеличиться с нынешнего 

1 млрд до 1,6 млрд единиц. И чтобы избежать транспортного коллапса, правительствам и бизнесу придется активно применять цифровые технологии для управления городами.

Еще один всемирный тренд – рост туризма и путешествий. В 2013 году доля этого сегмента в глобальном ВВП оценивалась в $6,9 трлн; через 10 лет эта цифра может достигнуть отметки в $10,4 трлн. Получение визы, паспортный контроль, время ожидания багажа и всевозможные меры безопасности – все это с ростом числа путешественников может стать источником проблем. Уже сейчас сложности в выдаче американских виз гражданам Китая привели к тому, что США потеряли полмиллиона рабочих мест в сфере туризма. 

Глобализация и рост числа транснациональных корпораций послужили толчком к увеличению объемов международной торговли. Вплоть до 2030 года объемы будут расти на 8% ежегодно. Торговля как никогда нуждается в технологиях, способных обеспечить стабильные поставки товаров и беспрепятственное прохождение границ. Сегодня отсутствие эффективных логистических механизмов снижает темпы роста этого сегмента на 15% в год. 

Миру нужны новаторские идеи и решения – иначе экономический рост может обернуться катастрофой. В 2012 году Всемирный экономический форум в сотрудничестве с исследовательским агентством The Boston Consulting Group (BCG) определил основные направления в развитии инноваций, которые призваны сделать нашу жизнь проще, а бизнес-процессы – эффективнее.

Электронные визы и «умные» аэропорты

Представьте, что сейчас 2025 год. Вы путешествуете из Пекина в Сидней. Незадолго перед поездкой получили электронную визу с помощью интернета, не выходя из гостиничного номера. На паспортном контроле в пекинском аэропорту нет очередей – отпечатка пальцев достаточно, чтобы пройти через границу. Вы идете дальше – к пункту индивидуального досмотра. Здесь установлен биометрический сканнер, который за несколько секунд проверяет вас и ваш багаж. Самолет уже ждет – система электронной посадки избавит от необходимости шарить по карманам в поисках посадочного талона и ждать, пока другие пассажиры уложат вещи на полки. По прилете в Сидней все необходимые процедуры занимают несколько минут. 

Если это кажется чем-то из области научной фантастики, то вы ошибаетесь. Технология для таких путешествий уже есть, и называется она ACIS. Основных задач у ACIS две: создание интегрированных систем для выдачи электронных виз и налаживание безопасного и быстрого процесса путешествия. В рамках технологии предполагается широкое использование биометрической информации и международных баз данных, которые позволят анализировать маршруты прошлых поездок людей для оценки риска при выдаче визы. Помимо этого, будут усовершенствованы технологии идентификации в аэропортах – сканнеры будут считывать и сохранять данные о физиологических параметрах путешественников. Выгоды от внедрения ACIS всем ясны. В 2011 году было установлено, что упрощение визовых процедур в странах G20 могло бы дополнительно приносить индустрии туризма до $200 млрд ежегодно и создать 5 млн рабочих мест. Страны применяют отдельные компоненты ACIS (биометрический паспортный контроль, электронные визовые анкеты), однако о полном внедрении говорить еще рано. Для этого необходима многосторонняя интеграция государственных систем безопасности, а также демонтаж существующих технологий для выдачи виз.

Управление транспортными потоками

С ростом числа городских жителей транспортные проблемы в мегаполисах будут только усугубляться. Для их решения необходимо внедрять системы управления дорожным движением. Этот процесс уже начался во многих крупных городах мира. Взять, к примеру, городской округ Чжэньцзян в китайской провинции Цзянсу. В трехмиллионной агломерации трафик управляется «умной» системой с 2010 года. Компьютер собирает данные с помощью камер городского наблюдения и специально установленных на автомобилях сенсоров, анализирует транспортные потоки и управляет ими.  И спрос на новейшие технологии в сфере траспорта неуклонно растет. По прогнозам аналитиков из BCG, до 2025 года объем рынка «умного» транспорта будет увеличиваться на 20% в год. Одна из интересных разработок в этом сегменте – система COMET. Эта технология использует в работе не только данные с камер и автомобильных сенсоров, но и прогнозы погоды. Анализируя информацию в режиме реального времени, система может использовать целый набор инструментов для управления трафиком: изменение скоростных ограничений, светофорных сигналов, введение платной или бесплатной парковки на определенных участках и т. д. Внедрение подобной технологии, по данным ВЭФ, могло бы приносить ежегодную дополнительную выгоду городу в размере $2–10 млрд. 

Планирование путешествий

Одна из проблем, с которой постоянно сталкиваются люди в пути, – это выбор наиболее оптимальных маршрутов и цен на билеты. Всевозможные задержки и отмены рейсов в совокупности приносят экономике огромные убытки: в США эта сумма оценивается в $9 млрд ежегодно. Использование технологий, которые могли бы интегрировать бронирование и покупку билетов с данными о расписании самолетов, поездов и автобусов, помогло бы решить проблему. Многие компании это понимают: Google недавно запустил сервис Transit для планирования поездок в общественном транспорте. Работая в связке с Google Maps, программа предоставляет пользователям данные о транспортных маршрутах, пробках и возможных задержках в крупнейших городах мира. 

К 2025 году планируется создание полностью интегрированной системы планирования поездок для всех типов транспорта. Предполагается, что IPITA будет анализировать привычки и предпочтения пользователей, собирать данные о транспортной ситуации и погоде, а также позволит покупать билеты онлайн. 

Прозрачная и эффективная торговля

Как уже было сказано, глобальная торговля серьезно страдает от отсутствия проработанных логистических механизмов. Внедрение системы стандартизации торговли позволило бы увеличить мировой ВВП на 5%. Агентство BCG предложило концептуальную систему торговли TATLO, которая призвана увеличить обмен информацией о товарах и маршрутах их следования, а также оптимизировать имеющиеся данные. Суть TATLO заключается в налаживании связи между таможенными органами, перевозчиками, поставщиками и покупателями путем создания единой базы данных товаров. Подобная идея не нова – в разных регионах мира функционируют схожие системы. Зачастую, однако, они не совместимы друг с другом. Возьмем Европейский союз. Притом что 90% таможенных деклараций в ЕС заполняются онлайн и в каждой стране есть своя электронная таможенная система, единой базы данных нет. Основная проблема во внедрении TATLO – конкуренция между перевозчиками и коррупция в госорганах. Многие бизнесмены и чиновники не видят выгоды от создания единой системы торговли. Между тем ее внедрение, по оценке BCG, увеличит ежегодные доходы участников рынка на 15%. 

Как видно, инновации заключают в себе огромный потенциал для всех заинтересованных сторон. Они способны улучшить благосостояние стран, повысить комфортность проживания в городах и приносить реальную прибыль. Дело за малым – убедить в этом весь мир.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить