У Казахстана есть шанс продвинуть медицину. Но нужны соседи

10600

На недавнем заседании Высшего Евразийского экономического совета президент Казахстана обратил внимание на важность экономической интеграции, с целью которой и был создан союз. Президент озвучил четкое видение интеграционных процессов, позволяющих строить единый рынок услуг в согласованных сторонами секторах. Основным признаком единого рынка является реализация взаимовыгодных проектов на принципах доверия сторон

ФОТО: pixabay.com/sasint

Ситуация с инфраструктурой и технологиями здравоохранения

Помимо финансовой доступности медицины, важна и физическая составляющая, зависящая от наличия инфраструктуры – здания, технологии, оборудование, логистика. Государство пытается обеспечить населенные пункты больницами и поликлиниками исходя из того, что:

  • имеются неэффективные площади, которые нужно сокращать;

  • необходимо обновлять госактивы с участием частных инвесторов;

  • требуется технологическое обновление медуслуг за счет трансферта технологий из-за рубежа и тарифного стимулирования.

Однако масштабные инвестиции требуют поиска финансирования, и не всегда запуск инвестпроектов происходит достаточно быстро.

Мировой непрерывный прогресс медтехнологий приобретает всё большую актуальность с учётом медико-демографических показателей и накопленного технологического отставания. Трансферт технологий в нашу страну имеет временной лаг по нескольким причинам, в том числе в связи с дефицитом средств для инфраструктурных инвестиций.

Также привлечению средств институциональных инвесторов препятствует численность потенциальных потребителей, ведь рынок в размере 18,6 млн человек (РК) не гарантирует прямой окупаемости и возвратности инвестиций. Решение этого вопроса через повышение тарифов обескровило бы другие направления, имеющие важное значение для обеспечения населения медуслугами с меньшей технологической составляющей.

Win-win-решение

Численность населения стран Центральной Азии показывает положительную динамику. Совокупное население составляет порядка 74 млн человек (Кыргызстан – 6,3 млн, Узбекистан – 34 млн, Казахстан – 18,6 млн, Таджикистан – 9,1 млн, Туркменистан – 5,8 млн).

Страны ЦА в последние годы пытаются совершенствовать национальные системы здравоохранения. Эти системы формировались под воздействием особенностей политико-экономических тенденций каждой страны. Становление систем здравоохранения было направлено на решение внутренних задач по укреплению здоровья населения. Регуляторы стран ЦА испытывают сложности в обеспечении доступности медпомощи на фоне экономических шоков. Однако региональные интеграционные возможности, способствующие появлению устойчивых совместных проектов, не рассматривались.

Агрегированная структура расходов населения на услуги здравоохранения свидетельствует о проблемах доступности. В среднем частные расходы составляют 48,4% при стандартном отклонении в 13%. Несмотря на то что последние доступные данные датированы 2014 годом, негативная общеэкономическая ситуация позволяет допустить, что за прошедшие 6 лет ситуация не изменилась кардинально.

Расходы частного сектора на здравоохранение, в % от общих расходов на здравоохранение, ВОЗ

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

KAZ

49,1

43,4

46,5

45,5

41,9

38,0

38,1

44,0

38,0

35,9

42,8

44,0

44,2

49,1

45,6

KGZ

55,7

58,9

60,5

62,1

59,2

59,1

51,3

48,6

48,5

44,3

44,3

40,1

39,8

41,9

43,9

TJK

79,6

79,3

79,8

79,6

81,4

80,6

80,2

77,8

75,4

75,1

73,6

71,4

70,6

69,4

71,2

TKM

18,5

27,2

27,1

29,7

40,0

42,4

46,8

35,7

50,8

38,2

38,4

36,0

35,1

32,8

34,8

UZB

52,5

51,7

55,4

54

55,8

55,4

55,3

60,5

57,3

58,5

48,5

49,3

51,8

50,6

46,7

В целом устойчивость доступности высокотехнологичных медуслуг населению ЦА зависит от экономических шоков. Ответом может стать объединение ресурсов для создания общего медицинского центра. Центр должен обладать международным статусом, с едиными для всех стран-участниц правилами, способствующими становлению регионального хаба. Основной функционал – трансферт новейших медицинских технологий с доказанной эффективностью из стран-разработчиков (США, Израиль, Европа); осуществление НИОКР, в том числе исследований в области эпидемиологии, биотехнологии, искусственного интеллекта; обмен знаниями. Возможности для самостоятельного развития странами перечисленных направлений существенно ограничены как ёмкостью изолированных рынков, так и ресурсами. Всё это отражается на скорости наполнения пакетов государственных гарантий и низкой привлекательности рынка медуслуг для иностранцев.

Хеджирование инвестиций через эффективный государственный мониторинг

Реализация описанного проекта требует финансирования институциональными и частными инвесторами. Однако возвратность инвестиций должны гарантировать государства.

Гарантии государств должны быть подтверждены фиксированной доходностью инвестиций, которые могут быть конвертированы обязательством выкупа акций после первичного размещения государств-участников проекта.

В первую очередь необходимо провести полноценную оценку проекта и потребности в финансовых и других ресурсах. Одновременно инициатор проекта (Казахстан) должен сформировать международную повестку для стран ЦА и определить потенциальных партнеров: государств-участников и инвесторов.

Партнерство стран ЦА требует заблаговременной подготовки вариантов решений по регулированию пациентопотоков, устойчивых механизмов обеспечения минимально достаточной поточности. Эти вопросы нуждаются в достижении договоренностей по тарифной политике и механизмам гарантий оплаты за пациентов.

После подведения итогов первого этапа – переговоров – должен быть создан инвестиционный фонд, объединяющий обязательства стран и частных инвесторов. Партнеры из числа государств-участников должны предложить обязательство по возврату инвестиций с фиксированной доходностью инвесторам. Соответствующий механизм разделения рисков между государством и инвесторами мы опишем далее.

Результатом второго этапа должно стать привлечение инвестиций в фонд, фондирование и создание управляющей компании, в составе совета которой будут представители заинтересованных сторон. Дан старт реализации проекта: строительство и создание инфраструктуры.

При этом, во избежание классической проблемы ненаблюдаемости инвестиций, самое активное участие должна принимать межгосударственная комиссия, осуществляющая мониторинг успешности реализации проекта в интересах государств, а точнее государственных средств, которые в случае безуспешного первичного размещения акций будут возмещены инвесторам.

Третий этап является решающим. Запуск проекта, помимо запуска основной деятельности международного медицинского центра, подразумевает размещение акций на фондовом рынке. В случае интереса со стороны рынка, инвестиции вернутся к инвесторам с доходностью. В противном случае государства должны выполнить обязательства по возмещению инвесторам инвестиций с ожидаемой доходностью.

Cложность описанной схемы оправдана. Разделение рисков создаст стимулы для активной роли государства, защиты интересов инвесторов и эффективности проекта.

Результатом проекта, помимо финансового, станет доступность высокотехнологичных медицинских услуг для населения ЦА и формирование валютной несырьевой выручки для стран - участниц проекта.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить