Как в Казахстане проводят госзакупки

50299

Что бы ни говорили ответственные лица о повышении прозрачности государственных закупок, на деле ситуация остается далеко не столь однозначной

фото: Jonathan McHugh/Ikon Images RM/fotobank.ru

В 2013 году на государственные закупки в Казахстане было израсходовано более 2,4 трлн тенге, притом что вся затратная часть бюджета составила 6,85 трлн тенге. То есть почти треть денег, которые государство тратит на свои нужды, было выставлено на открытые состязания для подрядчиков.

Кто является конечным получателем этих денег? Зачастую сложно выяснить, какая именно компания выиграла тот или иной конкурс, не говоря уже об учредителях или акционерах фирмы-победителя или конечных бенефициарах. Forbes Kazakhstan проанализировал итоги тендеров и конкурсов на общую сумму более 783,1 млрд тенге, что составляет 32,6% от общей суммы затрат на госзакупки в 2013 году.

Как считали

На первом этапе исследования было проанализировано 3270 государственных тендеров с веб-портала государственных закупок goszakup.gov.kz, портала информационной системы электронных закупок АО ФНБ «Самрук-Казына» tender.sk.kz, а также на сайтах министерств, ведомств, акиматов областей, госкомпаний.

Мы рассматривали только крупные государственные заказы с минимальной ценой в 150 млн тенге, а также подряды для квазигосударственных организаций («дочек» ФНБ «Самрук-Казына») в размере 15 млн тенге. Порог отсечения для госкомпаний был понижен из-за того, что у них очень высока доля несостоявшихся крупных конкурсов.

На втором этапе суммы всех контрактов были сложены и распределены по компаниям – получателям денег. Таким образом был составлен лонг-лист, в который попали 730 компаний

На третьем этапе в главный ренкинг были отнесены организации, которые заняли в «длинном» списке первые 15 мест.

Четвертый этап показал исследовательской группе, кто стоит за этими компаниями. Опираясь на официальную информацию, были раскрыты данные по учредителям ТОО и выявлены акционеры АО. После этого акционеры и учредители компаний были проверены на предмет участия в других предприятиях, которые также выигрывали тендеры, но не попали в топ-15. Если та или иная персона появлялась в учредителях или акционерах неучтенной организации, к ее общей сумме прибавлялась сумма нового контракта, соответствующая доле рассматриваемого  бизнесмена в компании.

На пятом этапе победители тендеров от госструктур были распределены между 16 регионами страны – 14 областями и двумя городами республиканского значения – Астаной и Алматы. Таким образом мы выяснили крупнейших получателей госконтрактов по регионам Казахстана.

В итогах исследования учитывались только казахстанские компании, хотя иностранные фирмы получают не менее интересные контракты. Например, ТОО «Инженерная буровая компания «Сибу-Кызылорда» (подразделение китайской CNPC) получило подрядов от АО «Мангистаумунайгаз» на общую сумму почти 13 млрд тенге.

Охота на тендер

Стоит ли говорить, что поиск информации и конечных получателей государственных денег был осложнен многими факторами? Основной – это банальное игнорирование закона, который требует, чтобы вся информация о ходе закупок публиковалась на сайте заказчика в сжатые сроки, а именно в два-три дня.

Кто-то исполняет закон лишь отчасти, публикуя на сайте информацию о предстоящих тендерах, но не утруждая себя тем, чтобы раскрывать итоги конкурсов. Кто-то выкладывает данные, но осложняет к ним доступ, устанавливая заведомо непроходимую регистрацию. Многие «заливают» на сайты документы, при этом меняя формат файла, так что скачавший пользователь не может потом его открыть. При этом достаточно вручную поменять расширение файла на .doc, и он прекрасно открывается, что говорит об умышленной порче документа. Значит, есть что прятать. Ко многим документам ведут битые ссылки. Вроде бы публикация есть и норма закона соблюдена, но самого документа нет.

Так, у Управления строительства Павлодарской области по большинству проектов стоит статус «конкурс закрыт», а протоколов итогов нет. У Управления энергетики Астаны самые свежие протоколы на сайте за 2012 год, а у Управления строительства столицы протоколы итогов закупок из одного источника за 2013 год ведут к пустым ссылкам.

Зачастую выделяются серьезные деньги на проект, который не несет конкретной информации о том, на что, собственно, потрачены средства. Допустим, в некоторых лотах Министерства транспорта и коммуникаций стоит «реконструкция автомобильных дорог республиканского значения» и при этом не сказано, на какую именно трассу, какой ее отрезок были потрачены средства.

В ходе исследования попадались тендеры, которые нельзя было интерпретировать однозначно. К примеру, в 2013 году АО «Казахстанская ипотечная компания» закупило у ТОО «Nice Tour», где единственным учредителем является Баян Рсалдина, 42 однокомнатных, 79 двухкомнатных и 19 трехкомнатных квартир, все в чистовой отделке, на сумму 1,45 млрд тенге. В профиле ТОО «Nice Tour» указано, что специализация компании – «Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения». Кстати, Рсалдина была одним из акционеров АО «Валют Транзит Банк», с долей в 9,8% акций.

Конкурс для своих

Что бы ни говорили ответственные лица о повышении прозрачности государственных закупок, на деле ситуация остается далеко не столь однозначной. Многие госконтракты получают приближенные к организаторам конкурса компании.

Зачастую техническая спецификация лота составлена таким образом, что изначально предполагает победу строго определенной фирмы, которая и предоставляет именно эту продукцию. Это касается закупки мебели, техники и прочего, что, по сути, нивелирует сам принцип конкурса.

Закупки из одного источника – самый популярный вид государственных закупок в Казахстане, который осуществляется по простой схеме. Создавая множество искусственных барьеров, организатор допускает к конкурсу только одну нужную ему компанию. Из-за того что эта компания осталась в гордом одиночестве, тендер признается несостоявшимся и закупки производятся из одного источника.

В старой редакции Закона о государственных закупках от 13 января 2012 года говорится о том, что если закупки признаны несостоявшимися из-за подачи менее двух заявок, их можно провести способом из одного источника. 

Согласно новой редакции закона (изменение от 14.01.2014) можно провести закупки из одного источника в том случае, если аукцион признан несостоявшимся, за исключением случаев, когда победитель и потенциальный поставщик отказались заключать договор. То есть фактически по новому закону можно признать конкурс несостоявшимися даже с двумя и более количеством заявок (просто отклонить все заявки) и провести госзакупки из одного источника.

Разумеется, в законе есть также исключения. Например, закупку из единственного источника можно провести на вполне законных основаниях, если расходы государственной компании связаны с представительскими расходами, проведением выставок и конференций, тренингов. Поставщик может быть изначально единственным при «приобретении услуг по размещению информации в зарубежных средствах массовой информации, а также услуг по предоставлению информации, размещенной на интернет-ресурсах».

Неотвратимость наказания

С недобросовестными исполнителями и заказчиками государственных закупок идет борьба со стороны государства. «4,9 млрд тенге – сумма бюджетных средств, предотвращенных аналитиками ситуационного центра Агентства финансовой полиции от нерационального использования в 2013 году и за первый квартал 2014 года путем мониторинга конкурсов государственных закупок на предмет завышения планируемых закупочных цен», – говорится в официальном сообщении финпола. 

В 2013 году и в первом квартале 2014 года возбуждено 633 уголовных дела. Сумма ущерба составила 116,9 млрд тенге. Отметим, что в прошлом году на основе данных ситуационного центра было возбуждено более 500 уголовных дел с ущербом свыше 110 млрд тенге, предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить