Тренды цифровизации и закупочная деятельность: как сориентироваться казахстанским компаниям

7803

Действия, которые помогут компаниям выстраивать стратегии для эффективного реагирования на тренды и изменения

Фото: pixabay

Очевидно, что в условиях глобализации казахстанские компании должны быстро «ловить волну» новых трендов в бизнес процессах, адаптировать международные практики и внедрять эффективные инструменты ведения бизнеса. Остановимся на актуальном тренде - цифровизация закупочной деятельности, внедрение которого происходит под влиянием четвертой промышленной революции, «Индустрия 4.0».

Однозначно, что компании, которые с особым вниманием относятся к цифровизации, получают большую прибыль, чем их конкуренты в индустрии, экономящие на процессе. Горизонты получения прибыли компаний, которые оптимизируют бизнес на основе цифровых процессов, может исчисляться триллионами долларов, в зависимости от размеров бизнеса. Компании, которые пренебрегают инструментами цифровизации, будут не только недополучать прибыль, но и не сумеют в дальнейшем полноценно воспользоваться открывшимися возможностями для бизнеса в условиях индустрии 4.0. Понимая неминуемые мировые тренды, с 2017 года крупный казахстанский бизнес начал адаптироваться к цифровым технологиям в закупочной деятельности, таким как аналитика баз данных, автоматизация, электронные торговые площадки. Согласно прогнозам, с 2019 года ожидается дальнейшее расширение использования IT технологий в закупках и управлении цепочками поставок, в основе которых преимущества перехода к цифровизации. Одним из ключевых аспектов цифровизации и трендов индустрии 4.0. является изменение процесса закупок со структуры «От закупки до оплаты» (Procure-to-Pay, P2P) к структуре «От снабжения до оплаты» (Source-to-Pay, S2P). Структура Р2Р ориентирована на сам процесс закупки товаров, работ или услуг включая планирование потребности, формирование технической спецификации, выбор поставщика, заказ, получение и проведение платежей. В то время как цель S2P расширяет процесс закупок, непосредственно начиная закупки с поиска источника необходимых товаров. При этом одним из ключевых факторов успеха внедрения процесса S2P является широкое распространение интернета, что позволяет потенциальным внешним поставщикам мгновенно реагировать на спрос со стороны инициаторов потребности и предоставлять поставки необходимых товаров и услуг. Инициаторы потребности, в свою очередь, имеют мгновенный доступ к спискам потенциальных поставщиков и возможность осуществить закупку необходимых товаров и услуг через интернет. Роботизированная автоматизация бизнес-процессов закупок (Robotic Process Automation, RPA) является вторым значимым трендом индустрии 4.0 и проводимой цифровизации, способным вывести закупочную деятельность на новый уровень ее зрелости. RPA это новая форма автоматизации повторяющихся, рутинных бизнес-процессов в закупочной деятельности, которые реализуются с помощью специализированного программного обеспечения, работающего с приложениями и компонентами «поверх» основной ИТ-архитектуры через пользовательский интерфейс. При этом уровень автоматизации RPA классифицируется от наиболее простого представленного «ботами задач», которые автоматизируют повторяющиеся задачи на основе заданных правил, до наиболее продвинутых «системных ботов», выполняющих закупочные процессы, которые охватывают несколько систем с помощью программного интерфейса приложения (application programming interface, API) и «ботов искусственного интеллекта», способных обрабатывать неструктурированные данные по закупкам и принимать решения на основе изучения прошлых моделей и опыта.

В качестве третьего тренда цифровизации выделяется применение технологии «блокчейн» в закупочной функции. «Блокчейн» позволяет гарантировать надежность и неизменность информации, особенно в процессе управления контрактами. Подобная гарантированность достигается вследствие децентрализации процесса записи информации о транзакциях по закупкам в связанные между собой «блоки», при наличии распределенного механизма их проверки и подтверждения, а также невозможности производить изменения существующих записей без следа, и наличия прозрачности, получаемой за счет публичного и распределенного хранения. Развитие электронных торговых площадок (ЭТП) является четвертым трендом, который создает цифровизация закупочной деятельности. При этом ЭТП классифицируются по трем видам:

1) e-Commerce Vendor – автоматизация выбора поставщика;

2) e-Commercial Exchange – автоматизация биржевой торговли;

3) e-Shop, e-Deal – автоматизация прямых сделок купли-продажи.

Активное внедрение ЭТП позволяет достичь повышения эффективности контроля за выбором поставщиков, хеджирование рисков сырьевой, энерго- и инфраструктурных отраслей и получить существенное снижение операционных издержек в розничной сфере. Однако необходимо понимать, что цифровизация закупочной деятельности — это прежде всего инструмент, и, как любой другой инструмент, его важно правильно использовать. Поэтому для эффективного реагирования на тренды и изменения, которые приносит индустрия 4.0, компаниям необходимо выстраивать соответствующую стратегию и план действий, которые могут содержать следующие основные действия: 

 ● Создание концепции применения цифровых технологий в закупочной деятельности

● Определение нового формата бизнес-модели и роли закупочной функции в ней

● Выбор наиболее и наименее приоритетных областей применения RPA в процессе закупочной деятельности

● Органичное внедрение и выстраивание взаимодействия электронных торговых площадок

● Формирование дальнейшей тактической программы развития закупочной функции и выведение ее на следующий уровень зрелости, соответствующий реалиям индустрии 4.0.

Таким образом, с целью получения максимальной выгоды и ценности от применения возможностей цифровизации, которую несет индустрия 4.0., казахстанские компании должны пройти эволюционный путь развития от ручного труда к цифровому преобразованию. Цифровизация закупочной деятельности способна обеспечить стратегические преимущества для компании, повысить ее конкурентоспособность на рынке и помогать развивать отношения с поставщиками, выводя таким образом закупочную функцию на новые уровни ее зрелости и усиливая ее роль в операционной деятельности компании.

Авторы:

Витвицкий Максим, PwC, менеджер практики управления закупками и цепочками поставок

Салимбаев Ерсын, PwC, старший консультант практики управления закупками и цепочками поставок

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить