Торговую войну между Западом и Россией проигрывает Казахстан

14580

Экономист Тимур Исаев: «Обмен санкциями между Россией и Западом уже достиг той стадии, когда вопрос о том, коснется ли это Казахстана, снялся сам собой»

Иллюстрация: fxteam.ru

Происходят драматические - и, похоже, долгосрочные - изменения товарно-денежных потоков, которые не могут нас не затронуть. Другой вопрос, что мы оказались не готовы использовать свалившиеся экономические возможности.

Забирай свои игрушки и не трогай мой горшок!

С политической, правовой, идеологической точек зрения можно по-разному трактовать события вокруг Украины и Крыма, противостояние России и Запада. Но, независимо от того, кто прав и кто виноват, с точки зрения бизнеса диагноз происходящего однозначен: экономический идиотизм.

Среди политиков сейчас модно говорить о возврате холодной войны, о новом глобальном противостоянии, о столкновении мировоззрений и переделе мироустройства. Да полноте, господа, не льстите себе! На самом деле речь идет о череде грубейших политических ошибок, вызванных историческими комплексами, личными амбициями и неспособностью к адекватному мышлению. Несмотря на уверения о неком всемирном заговоре, цепь этих ошибок развивается уже фактически неуправляемо. Мании и фобии, отпущенные на волю, начинают брать вверх над здравым смыслом. Когда из-за громких голосов политиков становится не слышно предостережений экономических аналитиков - пиши пропало.

Архитекторы западных санкций говорят о том, что они действуют «не кувалдой, а скальпелем», искусно вынуждая Москву отказаться от вмешательства в украинские дела.  Российские власти, вводя ответные санкции, заявляют о том, что они чуть ли не пойдут на пользу отечественной экономике. Однако на практике все эти потуги контролировать эскалацию ситуации вызывают лишь смех. Политики даже в мирной обстановке редко когда могут добиваться желаемого в экономике, а уж сейчас – тем более. Есть только иллюзия контроля и осмысленности действий, не более. Ситуация развернулась до стадии «забирай свои игрушки и не какай в мой горшок», когда никакой экономической логики уже нет. Санкции начинают уже жить своей жизнью, диктуя решения политикам.

Третья мировая: власть против бизнеса

Если кто с кем и воюет, так это власть с бизнесом. По обе стороны конфликта происходит одно и то же: бизнес с недоумением смотрит на то, как финансируемые на его же налоги чиновники обмениваются угрозами и санкциями, бросая под удар его же, бизнеса, интересы. Ради совершенно непонятных эфемерных целей отменяются огромные контракты, перечеркиваются масштабные экономические проекты. Бизнес начинает подстраиваться под политическую целесообразность. А это неизменно прямая дорога к поражению – на радость тем, кто пока не втянут в угар санкционных войн. 

Взрослые и авторитетные вроде дяди творят вещи, которые не пришли бы в голову даже ссорящимся базарным торговцам. Люди готовы менять направления грузопотоков в пользу более длинных и дорогостоящих, переходить на более затратное сырье, добровольно отказываться от выгодных продаж, бить по собственным поставщикам и покупателям, перечеркивать свою деловую репутацию, создаваемую годами. Это же настоящая антиэкономика по принципу «назло кондуктору пойду пешком!»

Начинается мировая война власти с бизнесом, сражение политической целесообразности с экономической логикой. Правительства всех стран будто бы объединились против собственных налогоплательщиков. И это новая экономическая реальность, в которой предстоит жить в среднесрочной - как минимум - перспективе. И даже если политики оперативно найдут какой-то способ примириться (что весьма сомнительно), экономические последствия придется расхлебывать еще долго. Разрушить экономические отношения можно мгновенно, но их восстановление – процесс длительный и трудоемкий. 

Войну-то мы и не заметили

Несмотря на то, что происходящие события развиваются вопреки бизнес-логике, они могут быть использованы и уже используются для бизнеса. Ведь он, по природе своей, стремится извлекать выгоду как из позитивных, так и негативных событий. У бизнеса своя система координат, в которой позитивно всё, что приносит прибыль. И негативно всё, что дает убытки. В этом контексте можно рассматривать и торговую войну между Россией и Западом.

Победителем окажется здесь тот, кто лучше подготовится и оперативнее отреагирует на происходящие изменения. Подчеркнём еще раз – речь идет уже не о временных санкциях, а о серьёзных необратимых процессах, которые выстраивают новый экономический ландшафт. Казахстану с самого начала украинского конфликта удавалось сохранять выгодную позицию «конструктивного невмешательства», и экономика как бы оставалась в стороне. Но сейчас такая тактика решительно не годится.

Парадокс, но Казахстан, который состоит с Россией в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве и строит тесные торговые связи, до сих пор не сформулировал свои приоритеты в новой реальности. Сейчас все говорят о перестановках в исполнительной власти. Но следует напомнить, что на том же самом расширенном заседании правительства, где было объявлено о его реорганизации, рассматривалась и социально-экономическая ситуация в стране.

И, хотя война санкций вроде как незримо висела в воздухе, она так и осталась незамеченной. Докладывая о ситуации, члены правительства буднично отчитались так, будто ничего сверхординарного не происходит. И ни один не сказал ни о прогнозах влияния «войны санкций» на Казахстан, ни о предложениях по использованию ее плюсов и спасению от минусов.

Казахстан -  страна с крайне высокой степенью зависимости от внешнеэкономической деятельности: она экспортирует львиную долю сырья и импортирует такую же долю средств производства и потребительских товаров. При этом мы оставили без внимания главные тренды внешних рынков. И ведем себя так, будто находимся в автономном плавании. 

Разбить «окно возможностей»

До сих пор ни от госорганов, ни от организаций, представляющих интересы бизнеса, не прозвучало ни одной внятной рыночной идеи насчёт использования Казахстаном последствий санкций. Глава Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов заявил, что санкции дадут Казахстану возможность нарастить производство в отдельных отраслях, занять определенные ниши на российском рынке. Однако это все пока на уровне обсуждений «пикейных жилетов». И такая пассивная позиция НПП, безусловно, поражает.

Минсельхоз России подготовил список альтернативных стран-поставщиков продовольствия для замещения запрещенной из-за санкций продукции. Казахстан в нем отсутствует. Это и не удивительно: у нас фактически нет развитых направлений продовольственного экспорта. В прошлом году Казахстан вывез сельхозпродукции на $2,7 млрд, завез на $4,6 млрд. За январь-май 2014 мы экспортировали продовольствия на $1 млрд, импортировали – на $1,5 млрд. За последние 5 лет экспорт продуктов питания упал на 6%, а импорт вырос на 25%.

Был план по организации поставок говядины, причем рассчитанный именно на Россию, но он провалился. По остальным видам продуктов мы проигрываем конкуренцию самой России. 

Белоруссия ожидает, что сельское хозяйство станет главным драйвером роста экономики в третьем квартале. Уже определены товарные позиции, по которым будет увеличен экспорт в Россию: это мясо, молоко, овощи, кондитерские изделия. Китай открывает трансграничную зону прямых поставок продовольствия в Россию – огромную оптовку на Дальнем Востоке. А в конце года появится еще один такой центр. В общем, свято место пусто не бывает, и дефицит продовольствия на огромном российском рынке будет восполнен и без нас.

То, что мы упускаем такой шанс, ставит диагноз отечественному хозяйству, которое так и не сумело вырастить производственный и экспортный потенциал. Программа «Агробизнес-2020» нацелена на списание долгов огромных неповоротливых хозяйств, которые видят свой бизнес только в том, чтобы вывозить как можно больше зерна. Цель увеличения экспорта продовольствия в ней вообще не ставится.

Других ниш, в связи с войной санкций, - нет. Единственное, на что можно уповать, – это реэкспорт через нас европейских товаров. Но эта схема, во-первых, скользкая, а во-вторых, существенных преимуществ для экономики она все равно не принесет, разве что прибыль небольшому кругу посредников.

Перестановки важнее вызовов

Не сформулированы и меры по минимизации возможных негативных последствий войны санкций. А они будут.

Во-первых, санкции Запада против России приведут к замедлению её и без того ослабевшей экономики, которая уже вошла в стадию технической рецессии. Это, в свою очередь, грозит ухудшением ситуации на внутреннем рынке, особенно по товарам долгосрочного пользования.

Во-вторых, отток капитала, ограничения на финансовых рынках и торговый дисбаланс повлекут дальнейшее ослабление рубля. Что скорее всего аукнется и на нашей валюте.

В-третьих, введение Россией торговых барьеров собственными руками не может не привести к росту цен - как на продовольствие, так и на другие группы товаров. Только по молочной продукции повышение стоимости прогнозируется не менее чем на 15%. С учётом отсутствия таможенных границ, рост цен вызовет экспорт инфляции в Казахстан.

В-четвертых, санкции против российских банков и госкорпораций обернулись проблемами с доступом к капиталу, единственным источником которого остается государство. Для Казахстана это означает снижение инвестиционной активности российского бизнеса в нашей стране, а также объемов финансовых ресурсов, направляемых к нам российскими банками, которые в последнее время активно вытесняли западные финансовые институты.

Вместо того, чтобы готовиться к этим вызовам, чиновники в ближайшие несколько месяцев будут заниматься структурными и кадровыми переменами в министерствах и комитетах, сражаясь за кресла и переписывая нормативную базу.

Устаревшая пятилетка

В конце прошлой недели президент подписал указ, утверждающий Программу индустриально-инновационного развития на 2015-2019. Поскольку правительство одобрило ее еще до активного обмена санкциями между Россией и Западом, их последствия в этой программе не учтены. Понятно, что среднесрочная программа не должна меняться в ответ на краткосрочные колебания рынка. Однако в том-то и дело, что изменения в мире носят фундаментальный характер.

Вводя запрет на поставки продовольствия из ЕС и США и переориентируясь на партнеров из Латинской Америки и Азии, Россия меняет направления товарооборота, которые потом по щелчку пальца не развернешь, даже в случае отмены санкций. С другой стороны, Запад своими санкциями вынуждает Россию прокладывать новые маршруты транспортировки углеводородов, которые также не просто будет изменить.   

Наша индустриальная программа, будучи главным инструментом развития экономики на ближайшие пять лет, оставляет всё это без внимания. Например, одним из приоритетных секторов объявлено производство автотранспортных средств. При этом в программе признается, что из-за малого объема внутреннего рынка развитие рентабельного производства возможно только за счет наращивания экспорта - прежде всего в страны ТС. Однако только в июле продажи новых легковых автомобилей в России рухнули на 23%. Учитывая стагнацию экономики, торможение роста доходов населения и ухудшение условий кредитования в России, вряд ли тенденция развернется в обратную сторону в обозримом будущем.

В целом в программе ИИР Россия провозглашена одним из ключевых направлений экспорта. Но теперь это осложняется как ослаблением ее внутреннего рынка, так и взятым курсом на импортозамещение. Новая индустриальная программа зиждется на наивно-оптимистичном предположении, что глобализация стирает границы, рынки стран мира открыты, и нам достаточно только наладить производство. Но тенденции, как мы сейчас видим, прямо противоположны: регионализация, активное использование различного рода ограничительных мер, впадение экономики в зависимость от политических мотивов.

Это требует совершенно иных моделей - ориентации на мобильные производства, способные быстро реагировать и менять рынки сбыта. Так что программа ИИР грозит устареть, еще не вступив в действие. Хотя время пересмотреть её ещё есть. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить