Топ-30 развитых стран: Казахстан видит цель и не замечает препятствий

45268

Известный финансист Мурат Темирханов поделился с Forbes.kz рекомендациями по вхождению Казахстана в топ-30 конкурентоспособных страны, которые он дал министерству экономики и бюджетного планирования

Фото: 100-hit.ru

Правительство РК начало сбор экспертных рекомендаций и предложений на тему мониторинга и анализа конкурентоспособности страны. Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) подготовило доклад о конкурентоспособности Казахстана, который был разослан экспертам вместе с просьбой внести свои предложения. С точки зрения анализа доклад получился неплохим, но вот с выводами и предложениями, на мой взгляд, вышло слабовато. Свои рекомендации по конкурентоспособности я в министерство отправил, но поскольку их судьба мне неизвестна, решил обсудить эту тему на Forbes.kz.

Равнение на несырьевой сектор

Президентская стратегия «Казахстан 2050» поставила главной целью вхождение в топ-30 развитых стран. По моему мнению, это отличная и правильная цель. Но несмотря на то, что впереди у нас 36 лет, достичь ее будет крайне трудно, поскольку другие страны тоже не стоят на месте.

Помимо этого, при невыполнении небольшого числа конкретных задач мы можем даже близко не приблизиться к заветной цели. Например, мы сможем создать рай для инвестиций, искореним коррупцию и теневую экономику. Но если при этом мы не снизим роль государства в рыночной экономике или за счет решения социальных вопросов умудримся ухудшить гибкость и эффективность рынка труда, заветная тридцатка станет недостижимой целью.

Правительство, ведомое Каримом Масимовым, начало структурные реформы для реализации основных положений «Стратегии 2050». Но уже очевидно, что одним задачам уделяется чересчур большое внимание, а другим – явно недостаточное. Так как нам увидеть весь перечень задач, решение которых и приведет нас в «золотую тридцатку»?

Чтобы определить перечень множества очень важных задач, необходимых для достижения цели «Стратегии 2050», для начала нужно понять, что подразумевается под понятием «развитая страна». Есть разные мнения поэтому поводу, но все-таки все сводится к главному – конкурентоспособности. Причем степень развития любого государства определяется исключительно уровнем конкурентоспособности в несырьевой части экономики, сырьевая составляющая не должна браться в расчет совсем. Это связано с тем, что сырьевые богатства дарованы природой, и благосостояние сырьевой экономики быстро испарится, как только закончатся природные ресурсы или резко упадут цены на сырье в результате, например, технологической революции.

Конкурентоспособность же несырьевой экономики означает, что, благодаря своей инновационности и производительности, страна может устойчиво расти в долгосрочной перспективе (речь идет о нескольких десятках лет) на уровне гораздо более высоком, чем другие. Такой рост экономики автоматически означает процветание государства и быстрый рост уровня доходов и качества жизни населения. 

Для оценки конкурентоспособности государства в мире существуют два наиболее признанных рейтинга конкурентоспособности – это Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) и рейтинг мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD).

Ежегодный рейтинг ВЭФ вычисляется, исходя из 114 показателей, 30% из которых рассчитываются на основе статистических данных, а остальные - по оценкам руководителей средних и крупных предприятий. Из этих 114 показателей выводятся 12 факторов конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира.

Ежегодный рейтинг IMD оценивает конкурентоспособность каждой страны по 333 показателям. Они сгруппированы в 20 субфакторов, которые, в свою очередь, объединены в 4 фактора. В отличие от рейтинга ВЭФ, в IMD примерно 70% показателей оцениваются на основе статистических данных, а остальное - на основе данных опроса. Ниже показан перечень субфакторов IMD, чтобы получить представление, что важно для развития конкурентоспособности страны.

Факторы конкурентоспособности по рейтингу IMD

Экономическая деятельность

Внутренняя экономика

 

Международная торговля

 

Внешние инвестиции

 

Занятость

 

Цены

Эффективность правительства

Государственные финансы

 

Фискальная политика

 

Институциональная среда

 

Законодательство бизнеса

 

Общественный строй

Эффективность бизнеса

Производительность и эффективность

 

Рынок труда

 

Финансы

 

Практика менеджмента

 

Отношения и ценности

Инфраструктура

Базовая инфраструктура

 

Технологическая инфраструктура

 

Научная инфраструктура

 

Здравоохранение и окружающая среда

 

Образование

Таким образом, существует четкий перечень задач, которые нужно решить, чтобы достичь цели стратегии. Однако правительство, к сожалению, плохо увязывает конкурентоспособность страны со стратегией, не имея единого системного подхода к решению задач.

Оба рейтинга (ВЭФ и IMD) имеют большой недостаток – при оценке экономических показателей стран отсутствует надлежащее разделение оценки конкурентоспособности между сырьевой и несырьевой секторами экономики. Рейтинг ВЭФ пытается принять во внимание зависимость страны от сырья, но поверхностно. В результате страны, богатые нефтью, зачастую имеют высокие рейтинги, которые обеспечиваются нефтяными доходами и, соответственно, впечатляющими макроэкономическими показателями.

Например, в рейтинге ВЭФ за 2013 богатые нефтью страны занимали следующие места: Норвегия – 11, Катар – 13, Арабские Эмираты – 19, Саудовская Аравия – 20 место (Казахстан стоит в рейтинге на 50 месте). Несмотря на столь солидные показатели, в ряде исследований говорится, что несырьевая часть экономик этих стран неконкурентоспособна. То есть если резко сократятся доходы от природных ресурсов, рейтинг конкурентоспособности этих стран так же резко пойдет вниз.

Причем это касается не только арабских стран, но и Норвегии, которая считается эталоном по оптимальному использованию нефтяного богатства. В частности, команда известного экономиста Майкла Портера в своем исследовании несколько лет назад отмечала, что конкурентоспособность несырьевой экономики Норвегии отстаёт от экономик аналогичных (прежде всего, скандинавских) стран Европы. Мало того, отмечалось, что несырьевая конкурентоспособность страны имеет тенденцию к ухудшению.

Причину, по которой международные рейтинги особо не акцентируют внимание на разделение конкурентоспособности между сырьевой и несырьевой секторами экономики, можно понять. Стран с крайне высокой зависимостью от минеральных ресурсов не так много, и проводить затратную переделку расчета рейтингов только для них не имеет смысла, поскольку подавляющему большинству стран это не нужно. Но если понять подходы ВЭФ и IMD в этом вопросе можно, то позиция правительства Казахстана абсолютно непонятна!

Задачи и планы не совпадают

В Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, разработанной правительством, главная цель определяется выполнением базовых целевых индикаторов. Остановимся на первых трех из них: ВВП на душу населения, доля несырьевого экспорта и производительность труда на одного работника в год (ВВП на одного занятого).

Теперь предположим, что в результате геополитических рисков или технологической революции цены на нефть упали в два раза. В результате ВВП на душу населения и на одного занятого резко упадет (что плохо), но, в тоже время, из-за падения стоимости сырьевого экспорта резко вырастет доля несырьевого экспорта (что хорошо). Теперь остаётся только понять, как выбранные целевые показатели связаны с уровнем развития страны и как это может быть увязано с конкурентоспособностью экономики. С такими показателями вся «развитость» целиком зависит от цен на нефть.

Поэтому в своих рекомендациях я предложил министерству экономики для оценки конкурентоспособности страны по рейтингам ВЭФ и IMD выделить отдельно экономические показатели, связанные только с несырьевой экономикой (то есть не учитывать экономические показатели сырьевой части экономики совсем). Выделив эти факторы, следует проводить сравнительный анализ пересчитанных рейтингов со странами, не имеющими сырьевой зависимости. Думаю, при таком анализе конкурентоспособность страны сильно упадет, но правительство сможет сфокусироваться на развитии именно несырьевой экономики.

Кроме того, надо пересмотреть и целевые показатели в Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. При неправильно поставленных целях любой детальный план действий теряет смысл. То есть, прилагая громадные усилия и тратя большие финансовые и человеческие ресурсы, мы будем топтаться на месте, оставаясь крайне зависимыми от продажи сырья.

Когда Казахстан достиг поставленной президентом задачи по вхождению в 50 наиболее конкурентоспособных стран (по версии ВЭФ), вопрос дальнейшего роста конкурентоспособности почему-то отошел на второй план. Правительство, похоже, спохватилось и пытается сделать этот вопрос приоритетным. Но, судя по действиям, власти далеки от понимания основополагающей формулы: чтобы войти в топ-30 развитых стран, Казахстану, прежде всего, нужно войти в топ-30 конкурентоспособных стран с точки зрения несырьевой экономики. 

На сегодня факторы конкурентоспособности по рейтингу ВЭФ приняты нашим правительством и Нацбанком, как плановые показатели по повышению конкурентоспособности Казахстана (хотя мне лично больше нравится рейтинг IMD). Каждое министерство и другие государственные органы имеют план по росту определённого показателя конкурентоспособности, на который этот орган может оказать воздействие. Но эти планы ничем не подкреплены. Нет понимания того, что конкретно должно сделать правительство для осуществления роста в подавляющем числе показателей. Например, как правительство собирается повысить эффективность рынка товаров и услуг в 2 раза (один из факторов по рейтингу ВЭФ)?

В своих рекомендациях я предложил правительству системный подход к развитию конкурентоспособности страны. Для этого факторы рейтинга ВЭФ в планах правительства необходимо дополнить факторами конкурентоспособности IMD, которые более детальны и во многом не пересекаются с ВЭФ. Правительство должно четко понимать, как добиться улучшения каждого параметра-фактора. А затем надо разработать госпрограмму или план конкретных действий по каждой группе взаимосвязанных параметров, и далее эту программу централизованно и жестко контролировать.

Сейчас правительство осуществляет большое число стратегических программ и планов мероприятий, но ни в одном из этих документов нет оценки того, как запланированные действия повлияют на определенные факторы конкурентоспособности страны. Поэтому очень важно начать работу по развитию конкурентоспособности именно с этих программных и стратегических документов.

P.S. Жаль, что доклад Минэкономики и бюджетного планирования не был опубликован на сайте ведомства. Я думаю, его активно обсуждали бы в прессе, как это было с проектом финансовой концепции, опубликованным на сайте Нацбанка РК.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить