Сначала экономика, потом политика: эта формула больше не работает

18148

Главный итог межкризисной пятилетки высоких цен на нефть (2010 – 2014) - отсутствие структурных реформ. Можно даже сказать: в этот период произошел откат от них. То есть действия правительства шли в противоположную сторону от главной цели Стратегии «Казахстан 2050», считает финансист Мурат Темирханов

Хотя сейчас внимание общественности переключилось на перспективу досрочных выборов президента, я хотел бы вернуться к прошедшему на прошлой неделе расширенному заседанию правительства с участием главы государства.

Ключевым заявлением президента на заседании правительства стало: «Наша сегодняшняя экономическая политика правильная, проблемы происходят от влияния внешнего рынка. В Казахстане нет экономического кризиса». Также глава государства отметил, что негативное влияние внешнего рынка основывается на двух отрицательных факторах. Первый - снижение цен на нефть в мире. Второй - глобальный экономический кризис, обесценивание российского рубля и рецессия в России.

В чем причины текущих проблем в экономике?

Согласен, что в нашей экономике есть определённые проблемы, но полноценного кризиса - нет. Однако сразу отмечу, что избежать большого кризиса нам позволяет не экономическая политика последних лет, а лишь одно абсолютно правильное решение, сделанное 15 лет назад, – накопление нефтяной заначки в Нацфонде. То, что резкое падение цен на нефть не приведет к серьезному ухудшению экономических показателей в ближайшие пару лет, - это заслуга исключительно денег из Нацфонда. При этом, если низкие цены на нефть затянутся надолго, после того, как наша нефтяная заначка начнет подходить к концу, думаю, всем сразу станет понятно, что экономическая политика государства в «тучную» межкризисную пятилетку была неверна. Почему я так считаю? Давайте внимательно посмотрим на внешние отрицательные факторы, указанные президентом. 

Прежде всего снижение цены на нефть практически для всего мира - это не отрицательный фактор, а позитивный. Будь у нас было развито промышленное производство, то снижение цен на энергоресурсы стало бы манной небесной. Такое событие является отличным стимулом для роста любой экономики, независимой от экспорта сырья. Росту способствует повышение потребительского спроса (люди меньше тратят на бензин), снижение себестоимости товаров и услуг и т.д. 

С этой точки зрения падение цен на нефть нельзя называть отрицательным внешним фактором. Это всего лишь триггер, который вскрыл очень большой внутренний отрицательный фактор – отсутствие структурных реформ в период, когда их легче всего было сделать (время высоких цен на нефть).

Также отмечу, что глобального экономического кризиса нет. Экономика США очень неплохо растет. Локомотив Европы – экономика Германии - также в неплохом состоянии. Полноценный экономический рост Евросоюза сдерживают только такие крупные страны, как Франция и Италия, от которых ЕС требует проведения структурных реформ (снижение участия государства в экономике и повышение гибкости рынка труда). С учетом того, что они уже начали эти реформы, перспективы роста ЕС - достаточно неплохие. Экономика Китая немного снижает темпы своего роста, но с учетом падения цен на энергоресурсы и отсутствие снижения спроса на рынках США и ЕС, вполне возможно, они восстановятся.

В целом по мировой экономике можно сказать – в ней есть определённые проблемы, но кризиса нет. Более того - перспективы на пару лет неплохие, и низкие цены на энергоресурсы прибавляют уверенности в этом. На сегодня большие экономические проблемы есть только в недиверсифицированных сырьевых странах, что указывает на внутренние причины этих самых причин.

Поэтому я считаю, что самый главный вопрос, который не был поставлен на расширенном заседании правительства: почему в пятилетку высоких цен на нефть произошел откат от структурных реформ?

Что такое структурные реформы?

Под структурными реформами понимаются мероприятия правительства по повышению конкурентоспособности экономики страны. Таких мер может быть достаточно много, и они варьируются от страны к стране, тем не менее, есть общее понимание о ключевых направлениях реформ, имеющих долгосрочный характер. Они включают в себя:

- Дерегулирование и снижение роли государства в рыночной экономике.

- Государство должно прекратить заниматься бизнесом (приватизация госкомпаний).

- Либерализация торговли, устранение контроля за ценами и ограничений на экспорт/импорт, прекращение государственных субсидий.

- Повышение эффективности госуправления и борьба с коррупцией.

- Создание эффективных финансовых институтов и финансового рынка в целом.

- Контроль за инфляцией за счет использования рыночной денежно-кредитной политики.

- Стимулирование частных инвестиций в экономику - как местных, так и иностранных.

- Государственное стимулирование создания качественной инфраструктуры.

Повышение гибкости рынка труда.

Наше государство с переменным успехом занимается структурными реформами с момента своей независимости. Но нас сейчас интересует период после кризиса 2007 - 2009.  Казахстан вышел из очень серьезного кризиса в 2010, имея рост ВВП в 7%. Именно в этом году падение цен на нефть обернулось их ростом, и начался период высоких цен на нефть, который внезапно закончился в конце 2014.

В кризисные времена трудно заниматься структурными реформами. Но давайте посмотрим, что делало государство в «тучные», благоприятные времена.

Приватизация наоборот

В самом начале 2011 президент объявил о начале широкомасштабной приватизации. Однако ничего широкого и масштабного не произошло, а бизнес-активы, принадлежащие государству, за «тучный» период лишь выросли, хотя планировалось совсем противоположное. Активы одного только ФНБ «Самрук-Казына» разбухли до 50% от ВВП. Государство спохватилось лишь в 2014, объявив о новой волне приватизации. Но времена высоких цен на нефть закончились, и инвестиционная привлекательность страны и государственных бизнес-активов оказалась под вопросом. В таких условиях проводить приватизацию государству невыгодно.

Что помешало снизить долю государства в рыночной экономике в благоприятные времена - совсем непонятно! Таким образом, в «тучную» пятилетку по этому направлению произошел откат от структурных реформ.

При этом объявленная новая приватизация, на мой взгляд, выглядит совсем несерьезно. Простой пример. Минфин объявил, что за июнь 2014 – январь 2015 было приватизировано 145 объектов, за которые государство получило 40 млрд тенге (с учетом «народного IPO» KEGOC).  С учетом того, что часть акций KEGOC на сумму около 4 млрд тенге была опять выкуплена государством (через ЕНПФ), то общая сумма реальной приватизации составила 36 млрд тенге.

Это совсем небольшая сумма, если сравнить с сокращением текущих и капитальных расходов ФНБ «Самрук-Казына», объявленном на расширенном заседании правительства: соответственно,  на 337 млрд тенге (в том числе административных – на 64 млрд) и на 240 млрд тенге.

Почувствуйте разницу  - 577 млрд и 36 млрд тенге. То есть, как только глава государства жестко потребовал сократить затраты, то в ФНБ «Самрук-Казына» сразу нашлись (или, по крайней мере, обязательно найдутся) громадные резервы. Но непонятно, почему нельзя было сократить текущие расходы в «тучные» времена.

Финансовый сектор: гладко было на бумаге

Финансовый кризис 2007 - 2009 сильно ударил по банкам, и у них образовался колоссальный объем проблемных кредитов. Вроде бы государство среагировало быстро и в 2010 - 2011 спланировало меры по посткризисному оздоровлению банковского сектора. Но на планах всё и закончилось.

В самое благоприятное время, когда нужно было решать эту сложную задачу, доля проблемных кредитов, оставшихся после кризиса, сильно выросла, хотя по планам должна была резко сократиться. Спустя 5 лет после окончания кризиса это важнейшее направление структурных реформ находится лишь в самом начале процесса! Только к концу 2014 начались реальные движения по оздоровлению кредитных портфелей банков. И именно в это время страна начала падать в новый кризис, с возможной новой волной проблемных кредитов.

Другой антиструктурной реформой в «тучный» период стала национализация частных пенсионных фондов. Помимо того, что государство опять увеличило свою долю в рыночной экономике, оно, таким образом, убило крупный и важный сегмент конкурентного финансового сектора.

Антирыночная денежно-кредитная политика

Переход на рыночную денежно-кредитную политику - крайне актуальный для Казахстана элемент структурных реформ. Показатель того, что этот вопрос уже давно перезрел, - заоблачная долларизация банковских депозитов.

Высокие цены на нефть давали стране возможность начать процесс постепенного перехода на рыночную денежно-кредитную политику, конечной целью которой является гибкий обменный курс национальной валюты. Нацбанк этот период просто проспал. Можно, конечно, сказать, что в «тучный» период структурные реформы здесь просто не проводились. Но год назад, спустя четыре с лишним месяца после замены Григория Марченко в кресле главы финансового регулятора на Кайрата Келимбетова, была проведена искусственная шоковая девальвация, основательно подорвавшая доверие населения к денежной-кредитной политике страны и её национальной валюте.

Запоздалые меры по стимулированию частных инвестиций

Первая пятилетка ФИИР (2010 - 2014) была основана на главной роли госкомпаний. Лишь в середине 2014 были предложены беспрецедентные меры по стимулированию частных иностранных и местных инвестиций в приоритетные секторы индустриализации. В это же время правительство запустило громкую программу по привлечению иностранных инвесторов в индустриальные проекты.

Спрашивается: почему правительство не стало делать это в 2010, когда закончился кризис и началась первая пятилетка индустриализации? Почему нужно было дожидаться следующего кризиса?

Сегодня уже трудно привлекать прямые иностранные инвестиции. Стране понизили кредитный рейтинг с негативным прогнозом. У нас маленький рынок, и крупному инвестору важен экспорт в большие соседние страны. Экспорт в Китай - под большим вопросом. Стоимость труда там гораздо ниже, и вряд ли наши товары в КНР будут конкурентоспособны. Что происходит с другим крупным рынком сбыта – Россией, все прекрасно знают.

Помимо этого, иностранных инвесторов отпугивают командно-административные методы работы в Казахстане. Яркий пример - взаимоотношения государства с крупным иностранным инвестором «АрселорМиттал».

Девальвация рубля и негативные тенденции на мировых рыках сделали экспортную продукцию компании неконкурентоспособной. При нормальных рыночных отношениях любой экспортер в такой ситуации немедленно сокращает расходы и себестоимость продукции (то есть штатов и зарплат), что и делал этот инвестор. И тут государство решило вмешаться. Инвестору было запрещено сокращать штат и зарплаты. Власти пригрозили прекращением госпомощи (то есть мер по стимулированию инвестиций). Вдобавок выяснилось, что правительство уже много лет не возвращает инвестору НДС на миллиарды тенге, который оно обязано возмещать для всех экспортёров.

Как - при таком положении дел - мы собираемся привлекать крупных иностранных инвесторов, ориентированных на экспорт, мне совсем не понятно! После того, что произошло с «АрселорМиттал», вряд ли найдутся инвесторы-сорвиголовы, готовые начать бизнес в нашей стране.

Нет прогресса в госуправлении и борьбе с коррупцией

Что касается госуправления, приведу выдержку из отчета Standard & Poor's от 9 февраля, в котором рейтинговое агентство понизило рейтинг Казахстана:

«Процесс принятия политических решений в Казахстане высокоцентрализован, институциональная эффективность и управление, с нашей точки зрения, остаются слабыми. Институциональные риски по-прежнему высоки, учитывая недостаточную прозрачность и ясность относительно будущего процесса передачи президентской власти и влияния этих факторов на изменение проводимой политики».

По борьбе с коррупцией можно сказать, что все последние наказания высокопоставленных чиновников выглядят как разборки между элитами. Не видно системного подхода, перед которым все равны. Такой системной мерой стало бы налоговое декларирование всех государственных топ-менеджеров и лиц, связанных с ними, а также руководящих работников нацкомпаний. Причем декларирование должно быть по расходам, а не доходам, так как доходы легче спрятать. Почему эта важная мера постоянно откладывается - мне непонятно.

Пора менять формулу

Список направлений структурных реформ, на которых страна топчется на месте или, хуже того, движется в обратном направлении, можно продолжать долго. Но, думаю, и приведенные примеры доказывают, насколько серьезна эта проблема.

Так почему же у нас не идут структурные реформы? Я бы ответил так. Основополагающая формула, указанная в Стратегии «Казахстан 2050»: «Сначала - экономика, потом - политика», - больше не работает. Из-за потока нефтедолларов в «тучную» пятилетку правительство перестало реформировать экономику и вместо рыночных методов перешло на командно-административные. Пора менять эту формулу.

Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить