Стратегия 2025: почему Казахстан – чемпион по госпрограммам

18551

Обсуждение стратегического плана развития Казахстана, проведенное в 7 ноября в Алматы, вызвало большое недоумение. Независимые эксперты на сцене дискутировали о документе, который никто не видел. А представители правительства решили не объяснять, чем новый план отличается от множества текущих госпрограмм

Фото: pixabay.com

По случайности у меня была возможность поучаствовать в мероприятии «Круглый стол на тему «Стратегия 2025: драйверы роста»». Как я понял, инициатором события было правительство, чтобы обсудить проект стратегического плана развития Казахстана до 2025. Как заявлялось в приглашении, мероприятие планировалось в формате дискуссии и обмена видением лидеров мнения из разных отраслей экономики.

Организатором круглого стола был председатель совета по конкурентоспособности НПП «Атамекен», глава группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков. Имея большой опыт проведения таких мероприятий, он собрал, наверное, большинство лучших экспертов из Алматы. В зале было около 100 человек, и только небольшая часть из них – представители прессы.

На мероприятии должен был присутствовать министр национальной экономики Тимур Сулейменов, который и должен был рассказать о всех принципиальных новшествах нового стратегического документа правительства. Но министр не приехал, и вместо него выступал представитель главного разработчика Стратегии 2025 - управляющий директор известной западной консалтинговой фирмы BCG. Именно он своим получасовым вступлением открыл экспертную встречу.

После презентации Стратегии 2025 выступил Ельдар Абдразаков с докладом «Советское экономические наследие: невыученные уроки», затем начались панельные дискуссии.

 В рамках круглого стола было проведено четыре панельные дискуссии, самой главной из которых была первая - обсуждение макроэкономических и структурных реформ. Модератором этой дискуссии был Ораз Жандосов, а спикерами – Алмас Чукин, Галим Хусаинов и Умут Шаяхметова. Их представлять не надо, это очень известные и признанные эксперты.

Что хотело скрыть правительство?

Именно презентация Стратегии 2025, выполненная консультантом от имени правительства, сразу же вызвала большое недоумение. Проект этого важного стратегического документа не был опубликован или распространён среди участников этого круглого стола. Его за неделю до мероприятия получили только участники вышеупомянутой панельной дискуссии.

То есть, все эксперты, находившиеся в зале, не имели представления, чем новые планы правительства отличаются от текущих, и, естественно, они ожидали узнать об этом хотя бы из презентации правительства. К сожалению, так и не смогли получить такую информацию. В презентации было всё, кроме объяснения сути новых подходов по ускоренному развитию и диверсификации экономики.  

В своей презентации Стратегии 2025 представитель правительства начал рассказывать, как готовился это документ и из каких частей он состоит. Он в общих чертах объяснил, что в стратегический план включены 7 системных реформ и 7 приоритетных направлений, и рассказал, как они взаимосвязаны между собой. Однако почему-то не стал объяснять, чем предложенные реформы и направления отличаются от текущих.

Участникам встречи даже не дали распечатку презентации Стратегии 2025. Если кому-либо в зале хотелось запомнить что-то из выступления, приходилось просто фотографировать экран на сотовый телефон. Здесь представители министерства явно не продумали - надо было запретить приносить смартфоны, как это сделали для всех госчиновников (шутка).

После такой странной презентации стратегического документа правительства слушатели в зале во многом потеряли смысл последующих выступлений независимых экспертов. Все выступающие на первой панели, кто-то жестко, а кто-то мягко, но однозначно критиковали Стратегию – 2025. Однако экспертам в зале было трудно воспринимать эту критику, поскольку никто из них не читал и не знал сути предложенных изменений.  

Немного истории о Стратегии 2025

Напомню, еще в феврале 2016 года министр экономики Ерболат Досаев объявил: «Правительство вышло с инициативой к главе государства, и глава государства поддержал, мы будем разрабатывать новый стратегический план развития страны до 2025 года. Работа предварительно будет завершена до середины года. В нем будут отражены все новые тенденции и направления развития экономики Казахстана».

Судя по проекту стратегического плана развития, опубликованного в начале июня 2016, связка Каримов-Досаев была серьезно настроена на экономические реформы. В частности, в их плане говорилось: «Миссией на среднесрочный период станет «перезагрузка» экономической модели развития, которая заложит основу структурных изменений, как для государства, экономики и бизнеса, так и всего общества».

С моей точки зрения, самой главной задачей того плана было «радикальное и форсированное снижение участия государства в экономике и полный переход к бюджетной политике, ориентированной на результат, на основе открытости, эффективности и экономичности».

Справедливости ради можно сказать, что кардиальное изменение экономической политики требовалась уже давно, и Карим Масимов и Ерболат Досаев имели все возможности инициировать это задолго до 2016 года. Однако именно в период конца 2015 и первой половины 2016 экономические реформы стало очень трудно откладывать, поскольку это время было самым плохим для страны с момента финансового кризиса 2007-2009.

Из-за низких цен на сырьё и снижения объемов добычи нефти рост ВВП в Казахстане в это время перешел в отрицательную зону. В свою очередь, переход на свободное плавание тенге привел к большому витку девальвации и инфляции, что крайне негативно сказалось на реальных доходах населения и бизнеса. Доходы госбюджета также упали, а его расходы продолжали увеличиваться, в результате чего Нацфонд стал таять буквально на глазах.

В то время практически все эксперты прогнозировали, что цены на нефть останутся на очень низких уровнях в течение длительного срока. То есть, тогда перспективы нашей экономики, с её крайне высокой сырьевой зависимостью, выглядели очень печально. Очевидно, что именно такая ситуация привела к инициативе правительства по кардинальной корректировке экономической политики.

После назначения на пост премьер-министра Бакытжан Сагинтаев решил пересмотреть проект «Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года». В результате, в ноябре 2016 министр экономики Куандык Бишимбаев представил сильно переработанную Стратегию 2025. Этот документ от Сагинтаева-Бишимбаева не впечатлил совсем и выглядел как стандартный набор лозунгов, актуальных с момента независимости Казахстана. По всей видимости, эта связка авторов программы не видела необходимости в кардиальных изменениях, что было хорошо видно при анализе их версии Стратегии 2025.

Затем, когда Куандыка Бишимбаева сняли с поста, проект Стратегии 2025, что называется, завис, и глава государства напомнил о нем в своем последнем послании (январь 2017), где поручил правительству разработать Стратегический план развития до 2025 года по Третьей модернизации страны под названием «Национальная технологическая инициатива Казахстана». По планам проект документа должен быть утвержден правительством еще в сентябре.

С момента начала разработки нового плана развития экономики уже прошло более полутора лет, а воз и ныне там. Трудно сказать, насколько сильно должны меняться стратегические планы премьер-министра при смене министра экономики, однако мы уже видели проекты стратегий развития страны от Каримова-Досаева, Сагинтаева-Бишимбаева, и до сих пор ждем опубликования проекта от Сагинтаева-Сулейменова-BCG. На круглом столе было сказано, что окончательная версия документа будет утверждена в правительстве лишь в декабре.

Возврат в правительство Ерболта Досаева в конце августа сначала удивил и дал надежду, что его пригласили, чтобы все-таки кардинально скорректировать экономическую политику. Однако, судя по комментариям независимых экспертов на панельной дискуссии (которые имели возможность ознакомится с документом), в этом проекте нет принципиально новых тенденций и направлений развития экономики Казахстана, и никакой реальной «перезагрузки» экономической модели не предвидится.

Если нет «перезагрузки», зачем нужна Стратегия 2025?

В правительственной презентации Стратегии 2025 были озвучены 7 системных реформ и 7 приоритетных направлений.

Системные реформы:

  1. Технологическое обновление и цифровизация
  2. Навыки и компетенции для новой экономики
  3. Конкуренция и конкурентоспособность бизнеса
  4. Правовое государство без коррупции
  5. Активные регионы и урбанизация
  6. Модернизация общественного сознания
  7. Государственный сектор как лидер изменений

Приоритетные направления:

  1. Стимулирующая экономическая политика
  2. Интенсивное развитие отраслей экономики
  3. Развитый финансовый рынок
  4. Бум инвестиций
  5. Производительные рабочие места и высокое качество жизни
  6. Зеленая экономика и охрана окружающий среды
  7. Проактивная внешнеэкономическая политика

Теперь, если внимательно посмотреть на эти реформы и направления реализации Стратегии 2025, то можно легко увидеть, что в Казахстане за каждым из перечисленных пунктов стоит какая-нибудь госпрограмма. По поводу стимулирующей экономической политики у нас тоже полный комплект. У нас есть трехлетний госбюджет и пятилетний экономический прогноз, где указаны все приоритеты экономической политики. Есть концепция использования Нацфонда. И, наконец, у нас есть денежно-кредитная политика Нацбанка. 

То есть, в Казахстане все детальные государственные стратегические планы уже прописаны и, если Стратегия 2025 не собирается делать их «перезагрузку», то зачем она вообще нужна?!

В целом, по ощущениям, наша страна вообще мировой рекордсмен по количеству государственных программ и стратегических планов на практически на все виды деятельности. При этом изначальная эффективность и дальнейшее исполнение большинства этих правительственных документов под большим вопросом. В разработке и исполнении этих госпрограмм задействована огромная армия чиновников. На финансирование госпрограмм тратятся большие, а не иногда просто громадные бюджетные средства, а реальных результатов так и не видно.

Теперь к этой большой массе неэффективных госпрограмм добавится стратегический план развития страны в объеме более 170 страниц. К слову, первый, достаточно революционный проект Стратегии 2025 от Масимова-Досаева, был всего на 27 страницах. В последней версии консультанты явно постарались отработать свои гонорары. В целом после участия в этом круглом столе осталось ощущение, что выгоду от этого правительственного документа получат только соавторы. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить