Стать съемочной площадкой

10311

Как отечественной киноиндустрии монетизировать природные ландшафты Казахстана

фото: Андрей Лунин
«Сегодня разговор с инвестором во многом носит характер уговаривания. На мой взгляд, при вкладывании денег в кино ему должны предоставляться льготы по ведению основного бизнеса. Если же государство будет субсидировать до 30% от бюджета картин, это привлечет иностранных инвесторов и международные проекты»

Казахстанская киноиндустрия может получить новое направление для развития: стать площадкой для съемок западных фильмов и сериалов, тем самым привлекая на рынок иностранных инвесторов и монетизируя природные ландшафты страны.

Сериал «Марко Поло», мировая премьера которого запланирована на 

12 декабря, производится по заказу американской компании Netflix («Карточный домик», «Оранжевый – хит сезона» и др.) и продюсируется братьями Харви и Бобом Вайнштейнами, основателями студий Miramax и Weinstein company. Первый сезон частично снимался в Казахстане в партнерстве с молодым режиссером Ахатом Ибраевым, директором киностудии Adilgul Production.

По словам Ахата, сотрудничество с киногигантом из США возникло спонтанно. После окончания Коламбия колледжа Чикагского университета по специальности «режиссер коммерческого кино» он в 2009 году вернулся в Казахстан и начал активно работать на съемках разных фильмов – в качестве ассистента продюсера, второго режиссера. Кроме того, делал рекламные ролики, снял восемь телевизионных сериалов и наконец решил снять первый собственный полнометражный фильм в стиле фэнтези «Книга легенд: таинственный лес».

В 2013 году оборот Adilgul Production составил $1,7 млн. «Благодаря успешным проектам, в которых принимал участие, а также знакомым, сотрудничавшим с американской киностудией, в начале 2014 года со мной связались режиссеры «Марко Поло». Им понравилось, что я учился и работал за рубежом, имею опыт и представление о том, как нужно снимать фильмы и организовывать съемочный процесс», – поясняет Ибраев.

Телесериал «Марко Поло»

Бюджет съемок в Казахстане – $4 млн

Расходы: 

$700 тыс. –  транспортные, таможенные, логистические, 

$700 тыс. – питание, проживание иностранной и местной съемочных групп, 

$675 тыс.  – заработная плата съемочных групп, 

$650 тыс. – НДС и другие налоги, $550 тыс. – аренда техники, привлечение специалистов из Украины и России, $400 тыс. – прочие расходы, $250 тыс. – декорации,  костюмы, грим и художественная постановка, $75 тыс. – комиссия кино

Сериал посвящен жизни легендарного итальянского купца и путешественника, проведшего много времени на просторах Азии. По словам создателей, в сюжете будут переплетаться политические интриги, любовные истории, боевые сражения – в общем, все, что делает кино захватывающим и интересным. Съемки первого сезона проходили также в Италии и Малайзии. 

Как рассказал Forbes Kazakhstan продюсер «Марко Поло» Майкл Херд, выбор Казахстана в качестве места для съемок был не случаен. «Я несколько раз приезжал сюда для участия в международном кинофестивале «Евразия» и был поражен наличием в вашей стране таких разнообразных природных пейзажей – лесов, степей, гор, пустынь и т. д. Конечно, наших инвесторов, никогда не бывавших в Казахстане, было сложно убедить провести съемки именно здесь, но мы смогли это сделать», – говорит он. Выбору локаций уделялось особое внимание, поскольку каждая местность должна была кардинально отличаться от предыдущей для создания эффекта разнообразия.

По словам продюсера «Марко Поло» Майкла Херда, выбору локаций уделялось особое внимание, поскольку каждая местность должна была кардинально отличаться от предыдущей для создания эффекта разнообразия

«Когда мне предложили совместно поработать над проектом, сразу преду­предили о больших объемах и сжатых сроках. За два месяца необходимо было подготовить местности для съемок, организовать весь процесс, получить необходимые административные разрешения, собрать казахстанскую команду для работы на съемочной площадке, разместить гостей, решить логистические вопросы и полностью просчитать финансовую сторону», – вспоминает Ахат. На съемки в Казахстане американцами было выделено $4 млн.

Отсутствие развитой инфраструктуры, долгий процесс получения виз, логистические нюансы с доставкой оборудования на место съемок, а также наличие языкового барьера осложняли работу, однако местная команда сумела пора­зить западных коллег гостеприимством и готовностью работать в любое время.

«Если казахстанская киноиндустрия хочет производить качественные фильмы и выходить с ними на западные рынки, то важно, чтобы государство не создавало искусственных барьеров, а способствовало обеспечению ее прозрачности, инвестируя в профессиональное развитие людей и приобретая новое технологичное оборудование», – считает Ричард Шарки, еще один продюсер сериала.

Ибраев отмечает, что сейчас наблюдается тенденция роста спроса на отечественные фильмы у населения и поэтому важно увеличивать их количество. «Если каждый независимый режиссер будет выпускать по две-три картины в год, то мы сможем увидеть значительные изменения на кинорынке Казахстана», – полагает он.

Сегодня в стране действуют около 10–12 независимых киностудий и порядка 300 кинотеатров. В основном студии работают с «Казахфильмом», одними и теми же телеканалами и обращаются к одним и тем же инвесторам. В 2014 году совокупный бюджет, привлекаемый независимыми режиссерами на производство фильмов, составил около 

$7 млн. «При этом отличие нашего рынка от западного состоит в том, что там создают тенденцию на рынке, которой затем все следуют, – поясняет Ахат. – Мы тоже должны прийти к уровню, когда сможем формировать региональный рынок, его правила и тенденции».

В партнерстве с государством

В целом, по словам режиссера, в киноиндустрии, как и в других секторах отечественного бизнеса, существует ряд проблем, тормозящих ее развитие. Вопрос привлечения инвестиций является одним из главных. Низкий интерес инвесторов Ибраев объясняет плохим качеством съемок и долгой окупаемостью проектов. «Окупаемость кинопроекта является одним из главных условий при инвестировании. С другой стороны, когда у тебя частный инвестор, ты чувствуешь больше ответственности, качественнее выполняешь работу», – отмечает он.

Что касается доходности отечественных кинопроектов, то, по его данным, в среднем один фильм может заработать в прокате $800 тыс., из которых $400 тыс. приходится на долю кинотеатров, $50 тыс. – на рекламу и продвижение ленты, $40 тыс. (10%) выплачивается дистрибьюторам («Меломан» или Sulpak Cinema, которые представляют производителя и работают с кинотеатрами). Часть вложенных инвестором денег возвращается ему вместе с 50% дохода от самого фильма. При этом западные картины могут заработать на нашем рынке от $2,5–3 млн, что говорит о его потенциале.

Как считает Ахат, состояние кинематографа отражает уровень государства в целом, поэтому интерес инвесторов необходимо поднимать совместными усилиями. К примеру, в России, Бразилии, Китае созданы хедж-фонды, которые инвестируют только в киноиндустрию, оценивают ее риски и возможности. 

Не менее важную роль играет привлечение зарубежных интеллектуальных ресурсов. Отрасли необходимо иметь практическую школу, где западные специалисты учили бы отечественных, как правильно снимать и продавать кино. Так, в Малайзии есть киностудия Pinewood Studios, работающая по британской франшизе, где имеется все: высокотехнологичное оборудование, англоговорящая съемочная группа, отели, социальные условия. Она может принимать крупные проекты в течение всего года.

По словам собеседника Forbes Kazakhstan, количество выпускников в сфере кино также не соответствует формирующемуся спросу. «А для того чтобы привлекать молодое поколение в индустрию, необходимы определенный материальный уровень, перспективы творческого роста и т. д.», – замечает Ибраев.

Наличие гибкой налоговой системы также является актуальным аспектом. «Сегодня разговор с инвестором во многом носит характер уговаривания, – поясняет режиссер. – На мой взгляд, при вкладывании денег в кино ему должны предоставляться льготы по ведению основного бизнеса. Если же государство будет субсидировать до 30% от бюджета картин, это привлечет иностранных инвесторов и международные проекты».

Развитие отрасли, по мнению Ахата, тормозят не только экономические и образовательные барьеры, но и отсутствие единой стратегии, понятной всем игрокам – кинотеатрам, студиям, режиссерам, прокатчикам и т. д. «Четкое определение цели – например, к 2030 году выйти на определенный уровень производительности, дохода, занять не менее 40% доли отечественного рынка, добиться проката наших картин на международных рынках – помогло бы лучше организовать процесс производства и продвижения, – убежден собеседник. – На примере сериала «Марко Поло» мы показали, что у нас есть потенциал и опыт для успешного формирования казахстанского кинорынка. И, по сути, мы ждем ответные шаги со стороны наших чиновников – чтобы они приняли участие в формировании благоприятной инвестиционной среды».

Монетизация ландшафта

Между тем помимо проблем на рынке существуют и свои возможности. Сейчас наблюдается рост среднего класса, готового тратить больше денег на товары и услуги, но повышающего требования к ним. В связи с беби-бумом перспективным направлением в киноиндустрии становится развитие семейного контента. Появляется возможность «взращивать» свою аудиторию с малых лет.

В качестве примера можно рассмотреть схему работы американских кино- и телекомпаний. Одна корпорация, владеющая киностудиями и телеканалами, создает контент для разных возрастных категорий, тем самым прививая ребенку чувство привязанности к своему стилю. «Если наши дети полюбят казахстанские мультфильмы, картины и передачи, то в будущем спрос на них будет расти», – поясняет Ибраев.

Кроме того, географическое положение Казахстана и наличие разнообразных элементов природного ландшафта создают все условия для продвижения страны в качестве альтернативной площадки для съемок зарубежных проектов. Учитывая, что съемочный процесс у нас в несколько раз дешевле, чем в тех же Новой Зеландии или Австралии, это может привлечь как инвесторов, так и сами кинокомпании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить