Как стартовать без вложений

Советы эксперта из Кремниевой долины

ФОТО: © Даниил Емельянов / Go viral festival & network

В этом году международный фестиваль передовых мыслителей Go Viral, ежегодно проводящийся при поддержке дипломатической миссии США в Казахстане, снова вернулся в офлайн-формат. Фестиваль прошел под девизом «Искать. Изобретать. Решать». Более 60 принявших участие в Go Viral экспертов из медиа, бизнеса, культурного и технологического секторов обсуждали ключевые вызовы и возможности.

В дни фестиваля состоялось множество панельных дискуссий, десятки мастер-классов и воркшопов, а настроение создавали известные музыкальные группы, исполнители и диджеи. В рамках мероприятия также прошла NFT-выставка казахстанских художников, которые продемонстрировали результаты интеграции цифровой коммерции и художественного творчества. Участники могли приобрести цифровые работы и получить их физическую копию.

Специальным гостем фестиваля стал Оскар Гарсия – основатель и исполнительный директор по расширению возможностей компании Aspira Consulting из Кремниевой долины. Он выступил с темой «Бутстрапинг для стартапов» и рассказал, как стартапам расти без привлечения инвестиций. Также он поделился своим многолетним опытом в том, как развивать себя и свой бизнес, рассуждал о важности личного бренда и бренда бизнеса.

От сына мясника до владельца бизнеса

Оскар Гарсия родом из небольшого городка Маунтин-Вью в штате Калифорния. Он сын мясника, чья семья, пере­ехав в США, нелегально продавала мясо. Из-за нелегальной торговли у родителей возникали проблемы с полицией, и сын стыдился, что семья оказывалась в подобной ситуации. «Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, скольким жизненным урокам меня научили те истории», – признает Гарсия.

Карьерный путь, по словам спикера, сопровождался множеством барьеров, которые ему пришлось преодолеть. Основной был связан со сложностями в освоении английского языка. Это второй язык для Гарсия – его родители мексиканцы с неполным школьным образованием, совсем не владеющие английским. Оскару пришлось нелегко, даже в университете в Беркли он был вынужден пройти коррекционный класс английского. Вторым вызовом совершенно неожиданно для спикера, на чьем счету более сотни публичных выступлений, оказалась интровертность. «Мало кто этому верит. Многие убеждены, что выступать на публике могут только экстраверты, но это далеко не так», – говорит он.

Гарсия 12 лет проработал в техиндустрии, в пяти разных стартапах. Каждые полтора года стартап либо закрывался, либо его кто-то покупал, и Оскар, занимавшийся продажами, постоянно был в числе первых кандидатов на сокращение. Параллельно работал в благотворительной организации, где был сооснователем. Приняв решение уйти из индустрии стартапов, Гарсия семь лет проработал директором в Торговой палате США (USCC). Следующий карьерный поворот оказался связан с LinkedIn, куда он пришел на позицию менеджера по связям с общественностью. Там Оскар понял, что готов запустить свое дело, и сейчас он ведет бизнес в сфере консалтинга по вопросам карьеры и предпринимательства.

«Я с пяти лет живу в Кремниевой долине, где базируются такие технологические гиганты, как Google, LinkedIn, Microsoft, Facebook, WhatsApp, и видел, как происходили многие изменения. Все хотят, чтобы их идея стала вирусной, но не все готовы приложить необходимые усилия. Чтобы успешно реализовать идею, нужно иметь достаточно терпения. Каждый бизнес начинается с малого, и этого не стоит стыдиться. Apple, Harley, Disney, Mattel, Amazon зародились в гараже. Тем, кто планирует начать или уже начал свой бизнес и переживает, что компания слишком мала, чтобы заявить о ней, надо помнить: не важно, каков масштаб вашего бизнеса сейчас, важнее масштаб вашей мечты», – уверен спикер.

Предстартовая подготовка

В ходе своего выступления спикер поделился инструментами, которые нужно применять всем стартаперам. Эти 10 вопросов, по мнению Оскара Гарсия, должен задать себе каждый предприниматель перед тем, как начать свое дело.

  1. Насколько вы вдохновлены своей идеей? Насколько вам нравится то, что вы делаете?
  2. Есть ли у вас четкий план, который ведет вас к вашим первым продажам?
  3. Сколько времени потребуется, чтобы запустить свой бизнес?
  4. Сколько вам нужно денег? «Когда я начал заниматься тренингами, мне особо не нужен был капитал. Все, что мне было нужно, это мое время», – вспоминает Оскар Гарсия.
  5. Каков доходный потенциал вашего бизнеса?
  6. Насколько легко заниматься этим бизнесом? «Последние полтора года я был в Калифорнии и Мексике, сейчас прилетел в Казахстан. У меня такой бизнес, которым я могу заниматься откуда угодно, из любой точки земного шара. Возможно, для вас это не так важно, решать вам», – говорит Гарсия.
  7. Насколько легко автоматизировать или делегировать свои обязанности? Каждый должен решить для себя, хочет ли он постоянно всё делать сам или нет.
  8. Насколько легко масштабировать бизнес?
  9. Насколько легко выйти из бизнеса?
  10. Смогу ли я продать свой бизнес в будущем?

Бизнес собственными силами

Для того чтобы начать свое дело, прежде всего нужно действовать, убежден Оскар Гарсия. Действие важнее, чем перфекционизм. «Раньше, прежде чем что-то начать, я долго изучал вопрос, общался с сотнями людей, а жизнь со всеми ее минусами и плюсами продолжалась. В какой-то момент я решил прыгнуть с обрыва без крыльев с мыслью, что дальше разберусь, как их отрастить. Для многих сложность заключается в принятии решений, потому что приходится переосмысливать слишком многое», – признается спикер.

ФОТО: © Даниил Емельянов / Go viral festival & network

Важной частью развития бизнеса, по его мнению, является личный бренд, который состоит из имиджа, миссии, ценности и видения. Здесь важно всё, начиная с того, какое впечатление вы производите, что ваш бизнес дает клиенту, какую несет ценность и в каком направлении вы развиваетесь, ваша конечная цель.

«От того, можете ли вы рассказать историю вашего видения, может зависеть успех компаний. 12–15 лет назад два человека в Кремниевой долине пришли к инвесторам за финансированием. У них была идея – просить незнакомцев использовать свою машину, чтобы подвозить незнакомых пассажиров. Сегодня эта компания называется Uber», – подкрепляет спикер свои слова примером из жизни.

Вслед за личным брендом нужно развивать бренд бизнеса, и никак не наоборот. «Пока бизнес не станет очень большим, люди будут покупать у вас лично. Когда вы сможете скоординировать свой бренд и бренд бизнеса, получится отличный тандем», – уверен Гарсия.

Что касается реализации самого продукта, то спикер рекомендует не продавать, а отдавать, вопреки устоявшимся правилам, «искать своего клиента». Многие могут стать вашими клиентами если не сейчас, то через некоторое время. «Нужно всегда отдавать, от этого человек растет», – делится Гарсия.

Личностный рост – еще один важнейший фактор успеха. «Многие спрашивают меня, как я, будучи интровертом, смог преодолеть страх публичных выступлений? Я много работал над собой. После колледжа много читал, смотрел развивающие видео, до сих пор продолжаю слушать подкасты и аудиокниги. Личностный рост помог мне нарастить то, что мы называем «толстой кожей». Если мне кто-то скажет нет, ничего страшного», – рассказывает он.

Также важно выстраивать и поддерживать отношения, когда-нибудь этот навык может сослужить очень хорошую службу.

Не менее важно развивать в себе менталитет предпринимателя. Это, по утверждению спикера, означает прежде всего мечтать по-крупному вопреки мнению, что такой подход может привести к большим разочарованиям. «Но я лучше умру, пытаясь что-нибудь сделать, чем умру, сидя на диване перед телевизором», – улыбается Гарсия. Нужно продолжать помогать людям, чтобы расти, выкладываться сверх нормы, всегда думать о том, что можно сделать дополнительно, вырабатывать терпение, перестать сравнивать себя с другими и не переставать осваивать новые навыки.

Следующий необходимый навык заключается в том, чтобы научиться рассказывать свою историю. Это может быть личная история, бизнес-история либо сочетание того и другого. Для этого спикер рекомендует выбрать социальную сеть или платформу, которая подходит для вашего бизнеса. Здесь также нужно помнить, что деятельность лучше, чем перфекционизм. Просто выкладывайте посты, рассказывайте историю – чем больше вы будете что-то делать, тем лучше будет получаться.

При этом контент должен быть ориентирован на вашу аудиторию и нести ценность, информацию и знания. Дальше остается лишь тестировать свой контент и идеи, анализируя, что лучше работает.

Нестандартная команда мечты

Один из секретов успешного развития заключается в том, чтобы построить ­команду мечты, в которую должны входить как минимум пять человек. Первый – ментор или наставник, тот, кто может дать дельный совет. Второй – промоутер, знающий вас и ваш продукт или услугу, тот, кто будет рассказывать о вас в нужных кругах.

«В свое время таким образом я попал в Бюро спикеров американского посольства. Один из моих друзей ездил в Панаму в 2019 году, и когда его спросили, знает ли он кого-нибудь, кто может выступить по LinkedIn, он порекомендовал меня. Если бы у меня не было промоутера, я бы здесь не выступил», – признается он.

Третий необходимый участник ­команды – коннектор, связующее звено, человек, который знает вашу личность и ценности. Он познакомит вас с нужными людьми со схожими ценностями для дружбы или бизнес-общения. Четвертый – это близкий друг, тот, кому вы дали разрешение честно говорить о ваших ошибках. «Образно говоря, когда я иду по пути, в конце которого обрыв, друг получит разрешение сломать мне ногу. Потому что сломанная нога лучше, чем смерть в результате падения с обрыва», – смеется Гарсия. Пятый член команды – коуч или тренер, который направляет и дает советы во время игры.

Самое основное в построении команды – учитывать две вещи: нужно быть готовым самому делать то, что просишь от участников, и с пониманием относиться к ошибкам.

В бизнесе всегда нужно быть готовым изменить направление, утверждает мас­тер. «Если вы начали и ничего не получается, нужно поменять бизнес-модель. Один мой знакомый из LinkedIn до пандемии управлял компанией по аренде машин в Кремниевой долине. Во время пандемии, когда все начали работать из дома, его компания почти обанкротилась. Но он кардинально изменил бизнес-модель и перешел на предоставление онлайн-услуг. Даже если случился провал, для предпринимателя это нормально, поэтому не нужно бояться что-то делать и меняться. Если вам за 40 лет, хватит говорить, что вы слишком стары для изменений. Мне 53, я настроен жить до 150 и постоянно меняться», – говорит Оскар Гарсия.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
15318 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить