Спасут ли антикризисные меры экономику. Часть II

7396

Своим видением ситуации с читателями Forbes.kz продолжает делиться экономист Нурлан Сакуов

ФОТО: Shutterstock/Nurlan Tastanbekov

Отложенные риски

Можно выделить три основные угрозы, которые нависли над эффективностью антикризисных мер.

Первое – это актуальность и достоверность данных. Это как шахматах, когда важнее, не на сколько ходов вперед ты думаешь, а то, как ты анализируешь текущую ситуацию. Не зная объективно своей ситуации, мы начинаем просчитывать ходы, которые оказываются в принципе ошибочными.

Поэтому здесь необходимо правильно оценить ситуацию, для этого надо иметь актуальную базу данных, определить единый перечень пострадавших отраслей, понять, каков реальный процент высвобождения происходит в экономике, какова ситуация среди самозанятых и др.

Экономический спад длится уже четвертый месяц, однако его масштабы полноценно еще не определены, не создана единая система сбора данных для его оценки.

С начала введения ЧП порядка 7,5 млн казахстанцев получили социальную выплату 42 500 тенге, 1,8 млн граждан, или 34% от общего числа заемщиков - физических лиц в банках второго уровня, получили отсрочку платежей по кредитам.

Это большие цифры и серьезные отложенные риски, учитывая, что в Казахстане экономически активное население составляет 9,2 млн человек.

Что касается бизнеса, около 30% получивших социальную выплату являются индивидуальными предпринимателями, а также плательщиками единого совокупного платежа.

Также в период ЧП (с 16 марта по 10 мая), по данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АФР), получили отсрочку платежей по кредитам 12 411 субъектов МСБ на сумму 164,6 млрд тенге, или 41,6% от общего количества заемщиков – субъектов МСБ в банках второго уровня.

По оценке АФР, на период последнего карантина количество субъектов МСБ в пострадавших от карантина отраслях составило порядка 3 тыс. заёмщиков МСБ с общим объемом задолженности по кредитам 144 млрд тенге.

Здесь важно отметить следующие аспекты. Данные АФР в основном показывают количество заемщиков в банках, а в портфеле банков количество юридических лиц не превышает 8% от общего количества действующих юрлиц в республике, такой же показатель для ИП не превышает 17%. Остальные заемщики либо идут в МФО, либо берут розничные кредиты, но об их финансовом состоянии нет официальных данных. Более того, отсрочки это всего лишь перенос обязательств по погашению долга на поздний срок.

По данным Первого кредитного бюро, свыше 50% кредитов в экономике выданы без залога. В будущем это может вызвать проблемы с их погашением.

Суммируя такие примеры, можно сказать, что антикризисную стратегию и планы необходимо актуализировать с учетом этих рисков, сопоставив данные по соцвыплатам и отсрочкам кредитов и налогов, выработав дальнейшие меры поддержки экономики. Также важно понять долю заемщиков, которые оказались в зоне повышенного риска банкротства.

Безусловно, сейчас сложно отделить проблемы неплатежеспособности от проблем с ликвидностью. Правильнее, конечно, помогать эффективным компаниям, но это на практике не так просто реализовать.

Сравнение объемов кредитов, выданных банками за январь - июнь 2020, с аналогичным периодом в 2019, в %

 

Показатель

Сравнение с периодом январь-июнь 2019 года

Кредиты, выданные банками экономике

- 3,6%

Кредиты, выданные банками субъектам малого предпринимательства

- 4,8%

Кредиты, выданные банками на потребительские цели

- 18%

Кредиты, выданные банками на ипотечное кредитование

- 16,8%

Источник: Национальный банк РК

Вторым можно выделить быструю коммуникацию и обратную связь, которая превратилась с начала пандемии в настоящую зону риска.

Информационный коллапс был отмечен везде: начиная от принятия в период ЧП и карантина несвоевременных и разных правил по передвижению граждан и ограничению деятельности бизнеса; запрета по вывозу некоторых видов сельхозпродукции на экспорт, который сорвал ранние контракты многих фермеров; выплаты в 42 500 тенге с огромными его проблемами по администрированию - и заканчивая разницей в статистике ковида и неспособностью информационно сопроводить необходимость соблюдения масочного режима и т.д.

Поэтому практика и опыт других стран подсказывает, что перспективы преодоления нынешнего кризиса будет сильно зависеть от доверия к органам власти и есть хороший шанс восстановить и повысить это доверие сейчас. Перестройка коммуникаций должна идти через цифровые каналы и официальные и узнаваемые лица, регулярно и максимально быстро. Главные принципы — открытость, прозрачность и обращение к населению через призму их потребностей и болей. 

Третье - выход за рамки традиционных стратегий планирования.

Существуют различные прогнозы экспертов, но все они без оптимизма и сходятся в одном: мир уже не будет прежним, когда-то он выйдет из карантина, но не из кризиса.

Если в текущих условиях для большинства предпринимателей антикризисными шагами стало сокращение расходов, максимальный выход в онлайн-формат или закрытие бизнеса, для правительств это - увидеть ясно настоящую ситуацию и выйти за рамки традиционного механического планирования, как в случае с комплексным планом.

По мнению ряда экономистов, важно переломить инвестиционную ситуацию, так как в долгосрочном периоде преодолеть кризис социальными расходами невозможно. Бизнесу нужно подавать ясные сигналы, что государство готово поддержать их инвестпроекты каналами сбыта, льготным кредитованием и готово повысить доверие к своим действиям, в том числе путем сокращения административных затрат, доли госпредприятий в экономике, цифровизации своей работы.

Антикризисная стратегия экономически развитых стран (Великобритания, США, Канада и др.) показывает, что в борьбе с кризисом они не забывают о будущем и ставку делают на создание быстрорастущих стартапов, молодых предпринимателей, а также на поддержку МСБ, ориентированных на экспорт, исследование и разработки.

В Казахстане, надо отметить, структура и ведение предпринимательства сложилась по-своему. Тем или иным способом около 70% казахстанского бизнеса ориентировано на государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора. Плюс большое присутствие государства в экономике - свыше 25 тыс. госпредприятий, стоимость активов которых превышает половину ВВП страны.

Доля МСБ в экспорте республики, по оценке экспертов, в 2016 году составила 18% (официально такая статистика у нас, к сожалению, не ведется). Это в три раза меньше, чем в экономически развитых странах. Средние показатели ОЭСР равны 53%.

Есть еще одна немаловажная статистика, которую статведомство начало вести в последние годы — это процент выживаемости предприятий.

В Евросоюзе процент предприятий, которые действуют на рынке 5 лет со дня их создания, составляет 44%. Самый высокий показатель зафиксирован в Швеции – 62%. Это данные за 2017.

В Казахстане процент предприятий, которые живут на рынке 5 лет, по состоянию на 1 июля 2020, составил лишь 5% (от общего количества действующих юрлиц), более 25 лет – 1%.

В новых экономических реалиях, помимо экстренных «пожарных» мер, важно не забывать про пресловутую диверсификацию и развитие экономики и предпринимательства, ориентированное не на госзакупки и сырьевой сектор, а на инновации и экспорт. Это тема актуальная, хоть и не новая, но это уже предмет других дискуссий.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить