S&P: Банки Казахстана скрывают реальный объём проблемных кредитов

22527

Рейтинговое агентство представило новую аналитическую статью S&P Global Ratings «Оценка качества активов может выявить потребности казахстанских банков в формировании дополнительных резервов». Forbes.kz публикует её с незначительным сокращениями

Иллюстрация: Depositphotos.com/stevanovicigor

На протяжении многих лет правительство и НБРК проводят «расчистку» банковского сектора и предоставляют дополнительную поддержку коммерческим банкам. В 2017 правительство потратило сумму, эквивалентную около 6% ВВП, на выкуп проблемных кредитов и предоставление субординированных кредитов в рамках программы докапитализации банковского сектора. В 2018-2019 на пакет мер по финансовому оздоровлению АО «Цеснабанк» (Цеснабанк, переименован в First Heartland Jýsan Bank» 29 апреля 2019), включая выкуп проблемных кредитов, было потрачено ещё около 2% ВВП. Мы полагаем, что объём поддержки был довольно значительным по сравнению с мерами, принимаемыми российскими органами денежно-кредитного регулирования, однако эти меры не всегда обеспечивали своевременное исполнение обязательств спасаемыми банками.

Выполнение государственной программы докапитализации банковского сектора и выкуп проблемных кредитов способствовали поддержанию стабильности банковской системы, однако не смогли полностью предотвратить накопление новых проблемных кредитов.

Поддержка способствовала сохранению показателей достаточности капитала на стабильном уровне и даже некоторому их улучшению с точки зрения как соответствия регулятивным требованиям, так и рассчитываемого нами коэффициента капитала, скорректированного с учётом рисков. Тем не менее уровень капитализации банковского сектора Казахстана остаётся достаточно низким как в региональном, так и в международном контексте.

Оценка качества активов может выявить потребности казахстанских банков в формировании дополнительных резервов.

Вместе с тем резервы, сформированные многими банками, по-прежнему не полностью покрывают проблемные кредиты. Средний показатель покрытия кредитов с характеристиками, соответствующими Стадии 3 по МСФО 9, у казахстанских банков оставался на уровне около 50% по итогам I полугодия 2019, что существенно ниже показателей стран с аналогичным уровнем экономического риска. Отношение объёма всех созданных резервов к объёму проблемных активов также находится на более низком уровне, чем в сопоставимых странах. По нашим оценкам, казахстанским банкам потребуется приблизительно 1 трлн тенге для полного покрытия потенциальных убытков по проблемным активам. Для того чтобы сократить разрыв между резервами и проблемными кредитами, банкам понадобится либо нарастить резервы, либо осуществить работу с проблемной задолженностью и продать проблемные активы с баланса, как это было сделано в случае с Цеснабанком.

Банки по-прежнему неспособны генерировать устойчивые показатели прибыли для финансирования потребностей в формировании резервов

Несмотря на экономические проблемы и неустойчивость сырьевых и валютных рынков, в 2018 десять крупнейших казахстанских банков продемонстрировали рекордно высокую чистую прибыль в размере 488 млрд тенге, что почти в два раза выше показателя 2017. Вместе с тем отмечалось очень неравномерное распределение этой прибыли по системе: на долю двух крупнейших банков (АО «Народный банк Казахстана» (Халык Банк) и АО «Kaspi Bank») приходилось более 70% её совокупного объема. Мы отмечаем следующие основные факторы, обусловившие результаты банковской системы в целом.

• Некоторое увеличение чистой процентной маржи (с 4,32% в 2017 до 4,48% в 2018) главным образом вследствие снижения процентных ставок в Казахстане. На фоне снижения процентных ставок уровень чистой процентной маржи будет повышаться, поскольку стоимость обязательств (основную часть которых составляют краткосрочные обязательства) будет изменяться быстрее стоимости активов.

• Сокращение расходов на формирование резервов в 2018 по сравнению с аномально высоким уровнем 2017. Так, в 2018 расходы десяти крупнейших банков на формирование резервов (определяемые как отношение «новые резервы / средний объём кредитного портфеля») составили 1,98%; это самый низкий показатель за последние три года, хотя он остается относительно высоким в международном контексте. Мы полагаем, что снижение расходов на формирование резервов свидетельствовало о некоторых успехах в постепенной адаптации казахстанского банковского сектора к неблагоприятным экономическим условиям.

Вместе с тем мы ожидаем, что в 2019-2020 чистая прибыль крупнейших казахстанских банков снизится. По нашим оценкам, в 2019 объём прибыли десяти крупнейших банков страны составит около 350 млрд тенге, что почти на 30% меньше, чем в 2018. Это обусловлено главным образом уже значительным объёмом резервов, созданных для Цеснабанка (около 509 млрд тенге), что оказывает давление на показатели прибыли банковского сектора. В связи с формированием указанных резервов средний уровень отчислений в резервы по банковской системе (в годовом выражении) повысился до 5,6% для десяти крупнейших банков в первом полугодии 2019. Но даже без учета Цеснабанка расходы банковского сектора на формирование резервов оставались высокими и, по нашим оценкам, составляли 2% в первом полугодии 2019 (в годовом выражении). Мы также ожидаем, что показатель чистой процентной маржи будет испытывать некоторое давление после того, как НБРК повысил ставку рефинансирования в сентябре 2019.

Мы отмечаем, что в рамках финансового оздоровления Цеснабанка правительство израсходовало 1 054 млрд тенге (или около 2% ВВП) на выкуп кредитов банка (дополнительную информацию см. в статье «Как оздоровление Цеснабанка повлияло на мнение S&P Global Ratings о рейтингах банков и суверенного правительства Казахстана», опубликованную 11 марта 2019). Мы по-прежнему отмечаем вероятность возможного вмешательства правительства и НБРК в деятельность банков в целях сохранения стабильности банковской системы и поддержки доверия вкладчиков. Мы также считаем, что правительство Казахстана готово оказывать поддержку частным банкам, в связи с чем включаем дополнительную ступень в рейтинги нескольких крупнейших банков (АО «Народный банк Казахстана» (Халык Банк), АО «Kaspi Bank», АО «Fortebank» и АО «Банк ЦентрКредит»). Это отражает наше мнение о том, что у правительства будет больше стимулов для вмешательства в целях предотвращения возможного дефолта этих банков по приоритетным необеспеченным долговым обязательствам.

Оценка качества активов выявит фактические показатели, но неясно, какие меры будут приняты в дальнейшем

В начале года НБРК объявил о проведении оценки качества активов банковской системы Казахстана, которая охватывает 14 крупнейших банков страны. По заявлениям регулирующего органа, если в ходе оценки будут выявлены потребности банков в формировании дополнительных резервов, могут быть приняты меры по исправлению ситуации с участием НБРК. Согласно заявлениям НБРК, одной из основных целей оценки является определение фактического качества активов казахстанских банков, а также восстановление доверия клиентов и других лиц к банковскому сектору. Однако достижение этих целей может быть затруднительным по следующим двум причинам.

1. Оценка качества активов будет отражать данные в определенный момент времени. Мы позитивно оцениваем применение единого подхода для оценки фактического качества активов в банковском секторе, однако эта оценка будет актуальной в определённый момент времени, в то время как кредитоспособность и финансовое положение банков и их заёмщиков, а также уровень проблемных кредитов на балансах продолжат изменяться. По нашему мнению, казахстанские банки по-прежнему применяют агрессивную практику кредитования, а стандарты корпоративного управления в секторе слабее, чем в сопоставимых странах и регионах (см. статью «Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан», опубликованную 10 января 2019). Если эти основные факторы останутся без изменений, то это обусловит наращивание нового кредитного риска в банковском секторе.

2. Пока неясно, какие конкретные корректирующие меры будут приняты, и это может обусловить дальнейшее искажение рыночных стимулов. По нашему мнению, спектр принимаемых мер может быть очень широким — от реализации нового пакета государственной поддержки до осуществления финансового оздоровления с помощью нового собственника (аналогично случаю финансового оздоровления Цеснабанка).

Мы не исключаем вероятности предоставления банкам дополнительной поддержки со стороны государства. Вместе с тем мы полагаем, что правительство и НБРК будут стремиться повысить степень участия собственников в урегулировании проблемы недостаточного резервирования в банковском секторе. Поэтому мы ожидаем, что собственники банков будут принимать более активное участие в формировании дополнительных резервов посредством новых вливаний капитала, удержания прибыли без выплаты дивидендов в течение длительного времени или других форм поддержки, например выкупа проблемных активов.

Характеристики кредитоспособности казахстанских банков стабилизируются на невысоком уровне

Медианный рейтинг казахстанских банков «В» низок в международном контексте и на пять ступеней ниже суверенных рейтингов. Каждый год начиная с 2016 мы наблюдали случаи дефолтов в казахстанском банковском секторе, главным образом вследствие недостатков системы корпоративного управления, которые обусловливают недостаточно полное отражение показателей качества активов и (или) отток корпоративных и розничных депозитов.

Ретроспективный анализ, а также случаи банкротства банков в Казахстане свидетельствуют о том, что фактические показатели качества активов по-прежнему недостаточно полно отражены в отчетности, поскольку банки продолжают использовать различные механизмы для сокрытия реального объёма накопленных проблемных кредитов. Согласно опубликованной аудированной финансовой отчётности АО «Фонд проблемных кредитов», собственником которого является Министерство финансов Республики Казахстан, справедливая стоимость кредитов объёмом 450 млрд тенге, приобретённых у Цеснабанка в 2018, составляла 45 млрд тенге, что почти в десять раз ниже стоимости их приобретения. При выкупе проблемных кредитов АО «БТА Банк» в 2017 их балансовая стоимость составляла 2,6 трлн тенге, однако справедливая стоимость по состоянию на конец 2018 составляла 267 млрд тенге, т. е. лишь 10% стоимости приобретения. Такие несоответствия между справедливой стоимостью и балансовой оценкой представляют собой наглядный пример расхождения реальных показателей и балансовых оценок, отражённых в финансовой отчетности.

По нашему мнению, казахстанские банки продолжают использовать различные приёмы, которые скрывают фактические характеристики качества активов, в частности:

• выдачу среднесрочных или долгосрочных кредитов с единовременным погашением в конце срока. Поскольку долгосрочный кредит подлежит погашению только при истечении срока погашения, он не будет отражен в составе просроченных кредитов, несмотря на тот факт, что характеристики кредитоспособности заёмщика могут ухудшиться задолго до наступления даты погашения;

• рефинансирование кредитов, которые в противном случае станут просроченными. Мы отмечаем, что в некоторых случаях банки изменяют условия кредитов, выданных слабым заёмщикам, которые в противном случае не смогут погасить их при наступлении первоначального срока погашения;

• отражение в отчётности начисленных процентов, объём которых превышает объём процентных платежей, полученных в денежной форме. По нашему мнению, разница между объёмом начисленных процентных платежей и процентных платежей, фактически полученных в денежной форме, является одним из наиболее наглядных показателей фактического качества кредитного портфеля для банков. По нашим оценкам, казахстанские банки фактически получают лишь около 70-75% начисленных процентов, отраженных в отчёте о прибыли и убытках.

Одним из доказательств неполного отражения показателей в отчётности также может быть число аудиторских заключений с оговорками либо отказом от выражения мнения. В 2019 два из десяти крупнейших казахстанских банков получили аудиторские заключения о финансовой отчётности с оговорками или отказом от выражения мнения; мы отмечаем, что совокупные активы этих банков составляют около 10% активов банковской системы.

Однако в отличие от ситуации прошлого года прогнозы по рейтингам большинства казахстанских банков остаются «стабильными», поскольку текущие рейтинги уже учитывают риски для кредитоспособности и банки постепенно увеличивают покрытие проблемных кредитов резервами и повышают способность генерировать прибыль.

В то же время мы полагаем, что стабильность казахстанской банковской системы остается хрупкой, и прогнозируем более значительную диверсификацию прогнозов по рейтингам в будущем. Рейтинги банков, которые будут взвешенно управлять кредитным и рыночным риском и найдут такую бизнес-модель, которая позволит им генерировать устойчивые показатели прибыли, могут быть повышены в будущем. Напротив, рейтинги банков, которые не смогут обеспечить адекватное покрытие существующих кредитов резервами, вероятнее всего, будут понижены.

S&P Global Ratings, Russia/CIS

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить