Составление бюджета как игра в рулетку

9330

Республиканский бюджет верстается на основе таких макроэкономических показателей, которые не столько отражают реальность, сколько создают ощущение, что в экономике все под контролем

Фото: cekindo.com

Оптимизм без коридора

В этом году процесс рассмотрения республиканского бюджета неожиданно затянулся, вводя в смятение не только госорганы, но и частные компании, бизнес которых связан с бюджетными программами. Но наконец-то названы ключевые макроэкономические параметры, которые легли в основу вёрстки главного финансового документа страны. Они выглядят весьма оптимистично. Так, для расчётов доходов и расходов республиканского бюджета на 2016 принят курс 300 тенге за доллар, что ниже даже существующего показателя, не говоря об отсутствии пространства для маневра в случае дальнейшего падения курса в следующем году.

Прогнозная стоимость нефти – $40 за баррель – является ещё более оптимистичной, учитывая, что цена на нефтяную корзину ОПЕК уже упала ниже этой отметки. Правда, мировые прогнозы на следующий год сходятся на цене порядка $50 за баррель, однако предсказания насчёт нефти в последнее время имеют тенденцию не сбываться. Важнее здесь не конкретная цифра, а динамика, которую все международные эксперты склонны оценивать пессимистично, не видя предпосылок для «отскока» стоимости нефти в 2016. Иными словами, казахстанское правительство, которое обычно закладывает в бюджетные расчёты приличный запас по стоимости нефти, на этот раз идет практически без него.

Ценовая иллюзия

Показатели же предполагаемой инфляции вообще выглядят фантастично – 6-8%. Чем это объясняется, сказать трудно. Ведь именно в следующем году должна взорваться ценовая бомба, бикфордовым шнуром для которой стала резкая девальвация тенге. Цены активно растут уже сейчас, но всё же стоимость многие товаров и услуг пока «подморожена». В 2016 они неминуемо «растают», и тогда потребительский рынок ощутит на себе истинные последствия девальвации.

По данным статкомитета, за 10 месяцев текущего года индекс потребительских цен составил 5,2% - вроде бы хороший показатель, который укладывается в установленный коридор. Однако здесь важно видеть его составляющие. Цены на продовольствие поднялись на 4,6%, непродовольственные товары подорожали на 10,2%, услуги – на 1,1%. О чём это говорит? О разной степени подверженности госрегулированию. Услуги регулировать проще всего, поскольку на основные из них антимонопольщиками утверждаются тарифы. Продовольствие регулировать сложнее, но инструменты всё же есть – от перечня социально-значимых товаров до административного давления на базары и магазины. А вот цены непродовольственных товаров обуздать гораздо сложнее, поэтому их подорожание и отражает объективный на сегодня уровень инфляции - более 10%.

Теперь объявлено о либерализации стоимости продовольствия, в регионах утверждены новые тарифы монополистов. В этих условиях загнать инфляцию в коридор 6-8% можно будет только за счёт манипуляций со статистикой. Её реальное значение окажется как минимум вдвое выше.

Финансовый манифест

Осталось не совсем понятным, почему власти так долго тянули с определением макроэкономических показателей, из-за которых «завис» республиканский бюджет. Насчёт стоимости нефти давно было всё примерно понятно, инфляцию в 6-8% можно также было «назначить» в любой момент. Что касается курса 300 тенге за доллар – то это чистой воды гадание. При нынешнем «настоящем плавающем» валютном режиме  планирование курса вообще выглядит странным – всё равно, что планировать на год выигрыш в рулетку. 

В таких условиях есть только один выход – перейти на краткосрочное планирование. Сам факт разработки бюджета на 2016-2018 не может не вызывать удивления. Ведь совершенно очевидно, что трехлетний бюджет является формальностью, лишь создающей иллюзию среднесрочного планирования. Россия уже это признала, перейдя на однолетний бюджет. У нас, по большому счёту, даже годовой бюджет является роскошью, поскольку спрогнозировать макроэкономические показатели на год не удавалось и в более стабильное время. По-хорошему, до тех пор, пока будет сохраняться «плавание» тенге, нам следует перейти на квартальный бюджет.

Нынешние сверхоптимистичные макроэкономические показатели, в принципе, подтверждают понимание этого правительством. Республиканский бюджет на 2016-2018 выглядит больше политическим заявлением, призванным вселить какую-то уверенность в экономику и общество, а не финансовым документом, отражающим реалии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить