Шоу-бизнес vs спортсмены

11907

И топовые селебрити, и самые высокооплачиваемые спортсмены инвестируют в другие бизнесы на пике своих гонораров, но придерживаются разных стратегий

Фото: Michael Prince для Forbes

Звезды шоу-бизнеса и спортсмены традиционно вкладывают туда, где их имя-бренд может найти наилучшее применение. Дженнифер Лопез запус­тила свою линию одежды, а Рианна – свою линию парфюма, и это очень традиционные для шоу-бизнеса направления.

Спортсмены вкладывают главным образом в традиционные офлайновые бизнесы – общепит, недвижимость или спортивные товары. К примеру, Тайгер Вудс производит товары для гольфа под своим именем, а Мария Шарапова выпускает Maria Sharapova Collection совместно с дочерней компанией Nika Cole Haan линию обуви и запус­кает линию конфет под брендом Sugarpova. Дэвид Бекхэм совместно с H&M продвигает линию белья, а Криштиану Роналду инвестирует в отели и другую недвижимость.

Между спортсменами и звездами шоу-бизнеса нередки и совместные проекты. К примеру, знаменитый рэпер 50 cent предложил недавно Уэйну Руни запустить совместную сеть ресторанов и линию одежды, предполагая выйти на продажи в размере $1 млрд. Часто спорт­смены покупают доли в спортивных клубах, причем других видов спорта. Известный баскетболист ЛеБрон Джеймс вложился в футбольный клуб «Ливерпуль».

Но если спортсмены по-прежнему предпочитают традиционные подходы в инвестициях, то селебрити от шоу-бизнеса начинают вкладываться в перспективные технологичные стартапы. И это уже настоящий тренд.

Эштон Катчер – один из наиболее продвинутых в этом плане. Он регулярно участвует в различных инвестициях вместе с венчурными фондами и ангелами. В июле 2010-го вместе c восемью другими инвесторами он вложил $10,5 млн в Flipboard, а в ноябре этого же года уже в составе 27 инвесторов, включая Бритни Спирс, – $2,5 млн в приложение Path, которое называют одним из основных конкурентов Instagram, купленного недавно Facebook за $1 млрд. Его другие вложения – Optimizely, Zaarly, MemSQL, Foursquare, а также AirBnB и Fab. Вместе с миллиардером Роном Берклом и менеджером Мадонны Гаем Озири он основал венчурный фонд A-Grade Investments. Предполагается, что звезда и инвестор сыграет роль Стива Джобса в фильме-биографии сооснователя Apple, тогда его связь с Силиконовой долиной еще более укрепится. Часто Катчера зовут соинвестором, чтобы получить мощный промоушн для молодого стартапа.

Другой активный инвестор в стартапы Силиконовой долины – Джоан Стефани Джерманотта, или Леди Гага. Совместно с фондом Tomorrow Ventures, основанным Эриком Шмидтом, инвестировала в стартап Backplane, агрегатор виртуальных сообществ, сервис, объединяющий различные социальные медиа на одной платформе. Леди Гага и Канье Уэст вместе вложили деньги в музыкальную социальную сеть Turntable.fm. Проект предназ­начен для совместного прослушивания и комментирования композиций, он организован как комната, где собраны аватары пользователей, каждый из которых может выступить в качестве диджея.

Ким Кардашьян не отстает от модных трендов и помимо недвижимости вложилась в перспективный стартап shoedazzle.com, продающий обувь по подписке. Тоби Магуайр инвестировал в Mobli, подобный Instagram проект для обмена фото и видео. Джессика Альба создала сайт по продаже и доставке нетоксичных товаров для новорожденных The Honest Company, а Зуи Дешанель создала развлекательный сайт hellogiggles.com. Селена Гомез вложилась в приложение для обмена фото и видео Postcard on the Run, а ее друг делает куда большую ставку на стартапы.

Самый молодой селебрити-инвестор

Джастин Бибер дебютировал три года назад и продал более 15 млн альбомов. Его линия парфюма стартовала в июне прошлого года и в течение первых шести месяцев сделала продажи на $60 млн. За два года Бибер заработал $108 млн. У него 21 млн фолоуверов на Twitter, он уступает по их числу лишь Леди Гага (в 2010 году, по признанию сотрудников Twitter, 3% инфраструктуры компании было задействовано под твиты и ретвиты, связанные с Бибером), 43 млн фанатов на Facebook. Его клип Baby на Youtube просмотрели более 740 млн раз, это самое большое количество просмотров в истории Youtube.

После покорения мирового шоу-бизнеса он пошел в Силиконовую долину, вложив миллионы в дюжину технологичных стартапов. Среди них – Spotify, Tinychat, Stamped. При этом сами стартапы не афишируют инвес­тиции Бибера.

Инвестировать в технологичные стартапы Бибера надоумил его менеджер Скотт Браун, который и нашел Бибера четыре года назад и вытащил из маленького канадского городка на мировую сцену. Три года назад, после того как рэпер Дидди стал партнером водочного бренда Ciroc, а Джей-Зи запустил обувную линию с Reebok, Брауну пришла идея продвигать аудитории Бибера то, что нужно им. Вряд ли тинейджеры будут покупать водку или обувь за 150 баков, но что они потребляют в неограниченном количестве – это социальные медиа. Бибер сам вышел в мировой шоу-бизнес благодаря Интернету, поэтому его интерес к социальным медиа логичен.

Он вложился в первый проект в 2009 году, имя компании не раскрывается. А в январе прошлого года он поучаствовал в раунде финансирования стартапа Tinychat на $1,5 млн вместе с A-Grade. В мае прошлого года Бибер вместе с Google Ventures и Bain Capital инвестировал в Stamped, приложение, позволяющее рейтинговать все что угодно – от ресторанов до музыки. Крупной инвес­тицией является Spotify, куда его создатель Дэниел Эк зазывал музыкантов для поддержки перед выходом в прошлом году на американский рынок. Следующий проект – Viddy – приложение по типу Instagram, только для видео. Браун с командой ищут проекты для инвестиций, но и сам Бибер смотрит на рынок. Например, Sojo Studios, производящую игры для социальных сетей, он нашел сам и вскоре инвестировал в нее.

Информацией об остальных инвестициях ни Бибер, ни Браун не делятся. Известен лишь стандартный подход – вложения в проект в районе $250 тыс. По словам Брауна, общий портфель его инвестиций составляет примерно от 2 до 5% стоимости его активов в целом. По оценкам Forbes, состояние Бибера – около $80 млн, соответственно, его венчурные инвестиции стоят около $3 млн.

Браун инвестирует вместе с Бибером, но не только с ним. У него есть и другие музыкальные проекты, где он выступает менеджером. В 2004 году он даже попытался инвестировать в Facebook, но Марк Цукерберг, поначалу заинтересовавшись, позже сказал, что больше не ищет инвестиций. Последующий успех социальной сети придал Брауну уверенности для следующих инвестиций. Без Бибера он уже инвестировал в стартапы Uber и Airtime, последний запущен Шоном Паркером.

Удивительный Джонсон

В целом спортсмены, выходя на пенсию с солидными накоплениями, инвестируют свои деньги не слишком удачно – список тех, кто просадил сбережения, намного больше, чем тех, чьи инвестиции приумножились. Самым успешным инвестором среди спортсменов можно назвать бывшую звезду NBA Ирвина «Мэджика» Джонсона, который возглавляет Magic Johnson Enterprises.

Данный холдинг управляет бизнесами в самых разных сферах, в том числе через партнерства. В сфере недвижимости MJE владеет долей в фонде Canyon Johnson Fund с капитализацией в $1 млрд для инвестиций в недвижимость. Одним из последних вложений фонда стала покупка гостиницы Icon в Хьюстоне – после покупки она стала Marriot. Также в фонде прямых инвестиций Yucaipa Johnson на $500 млн. Он участвует в инвестициях в перспективные стартапы совместно с Detroit Venture Partners.

Он запустил ASPIRE, афроамериканскую телевизионную сеть для чернокожих семей, где миноритарным акционером является один из ведущих кабельных операторов Comcast. У компании партнерство с крупнейшей розничной сетью по продаже бытовой техники и электроники Best Buy. Джонсон владеет сетью фитнес-клубов, а также гостиницами, кинотеатрами, ресторанами T.G.I.F. Friday's и другими объектами коммерческой недвижимости.

Его успешные инвестиции, из которых он уже вышел, – продажа более 20 точек Starbucks и акции Los Angeles Lakers – принесли ему в 2010 году $100 млн. Он стал соинвестором бейсбольного клуба Dodgers, который был куплен за $2 млрд в этом году.

Мэджик Джонсон уже двадцать лет является председателем фонда Magic Johnson Foundation, который работает в сообществах чернокожих, улучшая условия жизни, предоставляя стипендии, кроме того, одним из ключевых направлений его деятельности является борьба с распространением ВИЧ/СПИД.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить