Счетный комитет: траты правительства на антикризисные меры низкоэффективны

8032

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал краткое заключение на отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год. Согласно представленным данным, объективно сложный для всего мира год в Казахстане усугубился традиционными проблемами - низкой эффективностью расходов, некачественным планированием и не лучшей реализацией

ФОТО: © Steve Buissinne / Pixabay

В Счетном комитете отмечают, что впервые с 1998 года валовой внутренний продукт страны за 2020 год сократился на 2,6%. Снижение деловой активности в наиболее уязвимых отраслях привело к отрицательной динамике объемов инвестиций в основной капитал (-) 3,4%. На этом фоне увеличилась доля инвестиций за счет средств государственного бюджета.

По оценке СК, принятые правительством антикризисные меры позволили сохранить уровень безработицы к рабочей силе на уровне 4,9%. Среднемесячная заработная плата за год выросла на 14,6%, реальная – на 7,3%. Наряду с этим «в Глобальном рейтинге по достижению целей устойчивого развития, характеризующем повышение качества жизни граждан, социально-экономическое развитие государств, за 2020 год Казахстан занял 65 место, поднявшись на 12 пунктов».

Волатильность мировых рынков, низкие цены на нефть и другую экспортную продукцию Казахстана стали основной причиной сокращения внешнеторгового оборота до $85 млрд с уменьшением к 2019 году на 13%.

«Из Национального фонда для поддержки экономики в кризисный период в 2020 году выделены средства в виде гарантированного трансферта в объеме 4 770 млрд тенге. В связи с чем на фоне кардинального изменения мировой экономики необходимы поиск новых источников несырьевых доходов и пересмотр подходов к управлению средствами будущего поколения», - отмечает Счетный комитет.

Также обращается внимание на то, что уровень государственного и гарантированного государством долга Казахстана имеет тенденцию ежегодного роста. Соотношение государственного долга к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией новой бюджетной политики ограничение в 27%.

«При увеличении долга правительства Республики Казахстан до 23,8% к ВВП (до 16 658 млрд тенге), регламентированные пределы не превышены (25%).

Уровень долговой нагрузки на бюджет составил 12,1% и находится в пределах ограничения (15%), установленного Концепцией формирования и использования средств Национального фонда. Отношение расходов на обслуживание и погашение правительственного долга к доходам республиканского бюджета, без учета трансфертов из Национального фонда по итогам 2020 года, составляет 20,1%. В целях обеспечения финансовой устойчивости и формирования доверия к долговой политике правительства необходимо обеспечение большей открытости данных в этом вопросе с отражением видения по источникам и срокам погашения принятых обязательств», - полагают в Счетном комитете.

Особое внимание при контроле Счетный комитет уделял антикризисным программам. Однако в кратком заключении отражены лишь сжатые выводы. Эксперты отмечают, что пандемия COVID-19 опосредовала необходимость наращивания расходов, связанных с предотвращением ухудшения экономической ситуации, профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. При этом «непредсказуемый характер развития пандемии, отсутствие четких экономических и медицинских методов борьбы с ней потребовали принятия беспрецедентных решений», что «предопределило введение законодательных и бюджетных особенностей финансового обеспечения требуемых ответных мер, в условиях которых и осуществлялось исполнение республиканского бюджета 2020 года».

Вместе с тем сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных на решение социально-экономических задач в 2020 году, «увеличилась по сравнению с 2019 годом на 33,2%, до 569,4 млрд тенге, достигнув своего исторического максимума». В результате «упущена возможность дополнительного мультипликативного эффекта для смягчения последствий коронакризиса».

В Счетном комитете отмечают, что при этом в 2020 году обеспечен высокий уровень исполнения республиканского бюджета – 98,4%. За последние 5 лет объем расходов республиканского бюджета вырос почти в 2 раза, до 21,3% от ВВП в 2020 году. При этом лишь 44% всего объема расходов покрываются «чистыми доходами» (без учета поступлений трансфертов и займов), 36% – трансфертами из Национального фонда, 20% – поступлениями займов.

Однако «наращивание объемов расходов без стабильного поступательного роста «чистых доходов» приведет к неустойчивости налогово-бюджетной политики и усилит социальную напряженность». Для этого, по мнению Счетного комитета, необходимо «критически пересмотреть существующие расходы на предмет их качества и получаемого эффекта от реализации, повысить прозрачность при планировании расходов, установив прямую взаимосвязь со стратегическими целями и задачами».

«Драйвером в улучшении ситуации при ограниченных возможностях доходной части бюджета должна стать расстановка приоритетов. Необходимо отойти от практики оптимизации ранее одобренных продуктивных расходов к их приоритизации, что обеспечит преемственность принятых решений и позволит гарантировать исполнение всех запланированных обязательств в среднесрочном периоде», - считают в СК.

Непосредственно на антикризисные меры поддержки населения и бизнеса в период пандемии из всех источников с учетом скорректированного объема финансирования в 2020 году выделено 6,9 трлн тенге. Из них только на обеспечение экономической стабильности и режима чрезвычайного положения в стране из республиканского бюджета предусмотрены 1,2 трлн тенге. Оставшиеся средства выделены в качестве дополнительных средств на продолжающиеся мероприятия, обеспечение курсовой разницы и на компенсацию потерь доходной части в связи с изменением макроэкономической ситуации в стране.

«По итогам 2020 года освоение антикризисных средств на всех уровнях составило 99,5% к скорректированному плану. Значительный объем государственных средств (более 60%) реализован местными исполнительными органами в виде целевых трансфертов. Обращено внимание на отсутствие утвержденного правительством плана антикризисных мер с конкретными исполнителями, объемами и источниками финансирования, что в дальнейшем усложнило процесс мониторинга и контроля расходования выделенных средств как на центральном, так и на местном уровнях ввиду неоднозначного толкования участниками антикризисных мер и смешения их с текущими мероприятиями», - отмечает Счетный комитет.

Экономическая стабильность в условиях реализации антикризисных мер «поддерживалась преимущественно через обеспечение занятости и повышение уровня доходов населения». Но фактически «принятые решения позволили достичь краткосрочный эффект в данном направлении, поскольку значительная часть затрат пришлась на создание временных рабочих мест, среднее время трудоустройства по которым составляло 1–3 месяца».

«По причине слабого мониторинга за исполнением антикризисных мероприятий на местах усматривались злоупотребления: увольнение работников с целью их последующего принятия в эти же организации, манипуляции с трудоустройством работников, факт осуществления трудовой деятельности которых не подтверждался обязательными пенсионными отчислениями, двойной учет трудоустроенных лиц. Отбор проектов для реализации в рамках антикризисных мер осуществлялся исходя из фактической готовности проектной документации, без анализа приоритетности и значимости для улучшения инфраструктуры конкретного населенного пункта. Это привело к фрагментарному решению проблем регионов или полному отсутствию какого-либо эффекта в развитии инфраструктуры. Фактически только 14% из принятых к реализации проектов было направлено на создание долгосрочных экономических активов и объектов (строительство, реконструкция)», - подчеркивается в заключении.

При этом «обеспечение режима чрезвычайного положения через проведение противоэпидемиологических и иных мероприятий, стимулирование лиц, вовлеченных в меры по борьбе с распространением и лечением COVID-19, социальную поддержку уязвимых категорий граждан сопровождалось непоследовательностью действий, поздним принятием нормативной базы для их реализации и низкой разъяснительной работой среди населения».

По итогам мониторинга и аудита использования средств, направленных на реализацию антикризисных мер, Счетным комитетом совместно с ревизионными комиссиями выявлены нарушения в объеме 354,5 млрд тенге, из них финансовые нарушения – 37,6 млрд тенге, неэффективное планирование и использование средств – 316,9 млрд тенге. Возмещено (восстановлено) 30 млрд тенге, сокращено правительством или перераспределено на более приоритетные направления – 243,2 млрд тенге.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить