Счётный комитет: источники дохода сокращаются, а госдолг растет

7952

15 июня депутаты парламента на совместном заседании будут рассматривать отчёт правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год. Для правительства это решение парламента - одно из важнейших, поскольку неутверждение отчёта означает выражение вотума недоверия кабмину со стороны парламента. Впрочем, за все годы существования двухпалатного парламента такого инцидента в Казахстане не случалось

Фото: pixabay.com

Одновременно с правительственным отчётом на столы депутатов лёг для изучения еще один документ - аналитический отчёт Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Эксперты СК оценивают работу правительства с разных ракурсов, сопоставляя прошлые годы и делая прогнозы на будущее. Forbes.kz изучил выводы аналитиков.

Источники дохода истощаются

Несмотря на, казалось бы, позитивные изменения в экономике (рост ВВП по итогам 2017 года составил 4%), доходная часть бюджета по-прежнему зависит от сырьевого сектора. Темп прироста поступлений в консолидированный бюджет от несырьевого сектора снизился с 40,7% в 2016 до 2,6% в 2017.

При этом отмечена устойчивая тенденция сокращения доли налоговых поступлений в структуре доходов республиканского бюджета. Если в 2013 году она составляла 67,8%, то в 2017 снизилась до 50%. В Счетном комитете отмечают: этот показатель меньше даже кризисного 2015 года, когда мировая цена на нефть опускалась до $37 за баррель.

Так, несмотря на восстановление роста в отраслях экономики, не исполнен план по поступлению корпоративного подоходного налога на 86,4 млрд тенге (5,3%). Правительство объяснило это снижением доходов и увеличением убытков банков второго уровня, снижением авансовых платежей по филиалу компании ОО «Аджип Карачаганак Б.В.» из-за увеличения доли Казахстана (с 20% в 2016 до 55,7% в 3-4 кварталах 2017), а также сокращением прибыльности по компаниям системы НАК «Казатомпром» из-за снижения цены реализации и объёмов добычи.

Минфин, впрочем, оценивает ситуацию иначе, чем Счётный комитет, отмечая, что по итогам года достигнуто перевыполнение по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет на 2 162,8 млрд тенге. Однако, отмечают эксперты Счётного комитета, перевыполнение плана по доходам достигнуто за счёт поступивших в конце прошлого года налогов в счет будущих периодов на сумму 82 млрд тенге. В их числе: экспортная таможенная пошлина на сырую нефть - 53,7 млрд тенге, КПН - 25,0 млрд тенге, НДС - 3,3 млрд тенге.

При этом в части налогового администрирования, по оценкам Счётного комитета, остаются серьёзные пробелы. Так, по итогам года сумма недоимки в госбюджет составила 152,9 млрд тенге, что ниже уровня 2016 года на 30,6 млрд тенге. Однако это снижение достигнуто «преимущественно в результате признания должников банкротами».

В целом по итогам 2017, по оценкам Счётного комитета, предполагаемые потери республиканского бюджета только от некачественного налогового и таможенного администрирования составляют порядка 6,5 млрд тенге.

Жизнь казахстанцев стала хуже

Статистика показывает, что индекс потребительских цен в 2017 находился в запланированном коридоре 6-8%. Цены на продовольственные товары за год увеличились на 6,5%, непродовольственные - на 8,9%, платные услуги для населения - на 5,9%.

Вместе с тем, несмотря на снижение уровня инфляции, индекс реальных денежных доходов населения за прошлый год по сравнению с 2016 снизился на 1,8% и составил 97,5%. Реальная заработная плата сократилась на 1,2% и составила 97,9% (что ниже прогнозируемого уровня на 9%).

Сокращение денежной массы, наметившееся в 2017 (на 1,7% к концу года) привело к падению уровня монетизации экономики до 37,7% против 42,2% в 2016.

Приток инвестиций пошел на спад

В целом положительному росту экономики способствовало увеличение инвестиций в основной капитал в 2017 на 5,5%, до 8,7 трлн тенге. За период с 2013 по 2017 годы этот приток составил 2,6 трлн тенге, или 44,1%, что обеспечено увеличением объёмов инвестиций за счёт собственных средств, доля которых выросла с 51,7% в 2013 до 68,7% в 2017.

При этом доля кредитов в структуре инвестиций в основной капитал снизилась более чем в два раза по сравнению с докризисным периодом (с 16,5% в 2013 до 7,4% в 2017). Имеющиеся риски увеличения неплатёжеспособных заёмщиков при ухудшении кредитного портфеля банков второго уровня не стимулируют рост кредитования реального сектора экономики.

На фоне роста расходов государственного бюджета прослеживается динамика снижения его доли в инвестициях в основной капитал с 17,1% в 2016 до 16% в 2017.

Отмечена также тенденция снижения доли внешних инвестиций с 33,5% в 2013 до 27% в 2017, что обусловлено уменьшением валового притока прямых иностранных инвестиций - с $28,9 млрд в 2012 году до $20,8 млрд в 2017. 

БВУ: надежды нет?

Несмотря на меры, принимаемые по долгосрочному фондированию БВУ, их активы по состоянию на 1 января 2018 уменьшились на 5,5% и составили 24,1 трлн тенге. Доля активов банков к ВВП по состоянию на 1 января снизилась до 49,9% против 54,4% на 1 января 2017.

Структура фондирования банков на 78,9% представлена вкладами клиентов. Качество ссудного портфеля не улучшается, займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней на 1 января 2018 года по сравнению с аналогичной датой 2017 года увеличились до 9,3% от ссудного портфеля (в 2016 - 8%, в 2017 - 6,7%) и составили 1,2 трлн тенге.

Соответственно, экономика страны не обеспечивается длинными деньгами для реализации инвестиционных вложений

За период с 2013 по 2017 объем выданных кредитов экономике БВУ увеличился незначительно, с 11,3 трлн тенге на конец 2013 до 12,7 трлн тенге на конец 2017. Объём кредитов юридическим лицам продолжает снижаться на 5,8% - до 8,2 трлн тенге, физическим лицам увеличился на 12,4% - до 4,5 трлн тенге. Сохраняется тренд снижения объёмов кредитования к ВВП - с 31,4% в 2013 до 24,6% в 2017.

В отраслевом разрезе наиболее значительная сумма кредитов БВУ экономике по-прежнему приходится на торговлю - 15,9% в общем объёме, промышленность 15,6%, строительство 7,2%, сельское хозяйство 5,5% и транспорт 4,5%. Кредитование субъектов малого предпринимательства уменьшилось на 7,1% (21,9% от общего объёма кредитования экономики).

Долги растут

На 1 января 2018 государственный и гарантированный государством долг Казахстана составил 13 988 млрд тенге, что на 18,9% больше уровня прошлого года. Он достиг 27,1% к ВВП, что на 2,1% выше уровня 2016 года.

Расходы на обслуживание и погашение правительственного долга в 2017 снизились до 852,6 млрд тенге.

Уровень долговой нагрузки на бюджет сократился с 11,8% в 2016 до 8,8% в 2017 и находится в пределах ограничения, установленного концепцией Национального фонда.  Вместе с тем сдерживание показателя обеспечивается за счет трансфертов из Национального фонда. При пересчёте к доходам республиканского бюджета без учёта трансфертов из Нацфонда уровень долговой нагрузки превышает пороговый уровень, начиная с 2015 года (16,4%, 18,8% и 16,2% по годам соответственно).

В структуре госдолга отмечается рост внутреннего долга до 63,3%, объём которого составил 8 855 млрд тенге и увеличился к уровню 2016 года в 1,3 раза.

Государственный и гарантированный государством внешний долг вырос по сравнению с 2013 годом в 5,8 раза, до 5 005,8 млрд тенге, что составляет 35,8% от общего объёма государственного долга. Внешний долг правительства в структуре валового внешнего долга увеличился с 8,4% в 2016 до 8,5% в 2017. А за 2017 год объём валового внешнего долга страны увеличился на $3,8 млрд и составил $167,5 млрд.

Внешний долг банков и других секторов составил $50,0 млрд (29,9% в структуре валового внешнего долга), что на $4 млрд, или 8,7%, выше уровня позапрошлого года. При этом 62,4%, или $104,5 млрд, приходится на межфирменную задолженность, которая снизилась на $304 млн.

Общий долг квазигосударственного сектора в 2017 увеличился на 6% и составил 14 113,4 млрд тенге ($42,5 млрд), в том числе внешний долг вырос на 13,1%, до 8 251,2 млрд тенге ($24,8 млрд).

Наибольший размер долга приходится на ФНБ «Самрук-Казына» - 9 887,1 млрд тенге ($29,8 млрд) против 9 276,5 млрд тенге ($27,8 млрд) в 2016. Рост составил 6,6%, преимущественно за счёт роста заимствований НК «КазМунайГаз» ($3,1 млрд).

Долг АО «НУХ «Байтерек» достиг 3 194,8 млрд тенге ($9,6 млрд), долг АО «НУХ «КазАгро» - 1 031,5 млрд тенге ($3,1 млрд).

Суммарно долг правительства и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора в 2017 достиг $55,5 млрд, что составляет 96,2% валютных активов Национального фонда ($57,7 млрд), а это создаёт значительные риски финансовой нестабильности страны.

По итогам прошлого года основными кредиторами являлись международные финансовые организации: Международный банк реконструкции и развития (29,2%), Азиатский банк развития (15,7%), Японское агентство международного сотрудничества (3,6%), Европейский банк реконструкции и развития (1,6%).

Кроме того, отмечает Счётный комитет, в портфеле правительственных внешних займов «с 1998 года числится иностранный коммерческий банк на сумму 66 466,0 млн тенге, или $200,0 млн, который не включён в базу данных правительственного долга».

«Средства поступили на корреспондентский счёт в Национальном банке и были зачислены на счёт Департамента казначейства. Однако в Министерстве финансов отсутствуют документы, подтверждающие основание возникновения долговых обязательств. За предыдущие годы в республиканском бюджете не предусмотрены и не осуществлены расходы, связанные с обслуживанием и погашением данного займа», - говорится в отчете.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить