Руслан Даленов – о том, ждать ли казахстанцам и бизнесу повышения налогов

17715

Как правительство намерено совершенствовать налоговое законодательство, будет ли в стране очередной новый налоговый кодекс и чего ждать бизнесу от фискальных органов в ближайшем будущем? На эти вопросы в интервью Forbes.kz ответил министр национальной экономики

Руслан Даленов
ФОТО: Архив пресс-службы
Руслан Даленов

Сюрпризов не будет

F: Руслан Ербулатович, есть поручение президента о проведении анализа налоговых преференций и льгот для повышения эффективности доходной части бюджета. Понятно, что речь идет в первую очередь о повышении доходной части бюджета. И это не только улучшение администрирования, но и пересмотр. Есть уже понимание, что именно может быть пересмотрено или упразднено?

- Сразу скажу, что по новому Налоговому кодексу любые изменения, которые меняют правила игры или налоговую нагрузку, не могут вступать в действие сразу или с января следующего года. Они должны проходить публичное обсуждение, приниматься не позднее 1 июля и вступать в действие не ранее 1 января следующего года. То есть дается определенный период для подготовки налогоплательщиков. Поэтому, если говорить об увеличении доходной части бюджета за счет повышения ставок, это мгновенно не произойдет. Так что главный упор в повышении доходов делается на улучшение администрирования. И здесь очень большие резервы есть по лжепредпринимательству, теневой экономике и так далее.

Что касается льгот и преференций, в нашем налоговом законодательстве существует широкий пласт преференций, отсрочек, вычетов, изменений способов уплаты. В своей массе их наличие является объективным, они аналогичны нормам многих стран. Например, гражданин снимает депозит в банке, получает проценты по нему - а это в налоговом смысле доход, но на него действует льгота. Здесь льгота действует автоматически, гражданин не платит налог. Вроде бы незаметная льгота, но она есть.

Другой пример - нашим экспортерам возмещается НДС из бюджета. Если этого не делать, то НДС будет браться дважды - и у нас, и за рубежом, куда поставлен товар.

Льготы могут существовать чтобы облегчить нагрузку на покупателя. Например, при реализации лекарств не взимается НДС. Это тоже льгота. Льготы тут применяются сразу, не привязаны к каким-то индивидуальным решениям, к условиям или избранным видам налогоплательщиков.

Но есть и специфичные, чтобы простимулировать конкретное направление. Например, льгота по подоходному налогу для застройки левого берега столицы. К слову, данная преференция сыграла свою роль и уже не действует. А вот освобождение от НДС для импорта сельхозмашин и племенных животных продолжает действовать, пока не окрепнет сельское хозяйство. Поэтому анализ нужности, актуальности льгот - достаточно кропотливая работа. Здесь главное не нарушить баланс.

Что касается конкретных предложений, соответствующая межведомственная рабочая группа работает, с результатами этой работы общественность будет ознакомлена. На мой взгляд, необходимо внимательно рассмотреть трансграничные перечисления в офшорные зоны, пересмотреть сроки переноса убытков, уточнить перечень импортных товаров, освобожденных от НДС на импорт, особенно там, где налажено производство в Казахстане. По специфичным льготам целесообразно установить строгие временные рамки, чтобы они не были «вечными», а продлевались после анализа их эффективности и нужности для производства.  

F: Под трансграничными перечислениями вы имеете в виду выставление ограничений на переводы и сделки в офшорах?

- Да, но это ограничения фискальные. Можно, на мой взгляд, рассмотреть возможность установления сборов либо налога у источника выплаты на перечисление в офшорную зону, на распределение дивидендов в сторону акционеров, находящихся в офшорных зонах. Это одно из предложений, аналогичные нормы недавно начали вводить в странах ОЭСР, и это очень интересный опыт.

Что изменится?

F: Какие виды налогов могут быть предложены к пересмотру?

- Сегодня создана рабочая подгруппа для выработки предложений по повышению доходов бюджета и совершенствованию налогообложения.

В настоящее время в парламенте рассматривается законопроект по налогообложению. В рамках него мы уже предложили объединение налогов на имущество с физических лиц и земельного налога с физических лиц, это коснется 2,7 млн плательщиков. Это делается для облегчения уплаты этих налогов населением. Уменьшится количество ошибок, будет экономия на комиссии в банках и стоимости квитанции.

Также мы рассматриваем вопрос внедрения розничного налога для пострадавших отраслей экономики, объединения социальных платежей с фонда оплаты труда, упрощения налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Идет обсуждение со всеми заинтересованными сторонами.

F: Этой же рабочей группой обсуждались всколыхнувшие недовольство бизнеса предложения о пересмотре ставок КПН и НДС с ростом на 4% каждый. Будут ли ставки пересмотрены?

 - В рабочей группе озвучивались и могут озвучиваться различные предложения. И конечно, эти обсуждения ведутся открыто, с участием бизнеса. Что касается увеличения ставок КПН и НДС, это не рассматривается и такие предложения не готовятся.

Напротив, на рабочей группе обсуждаются вопросы налоговой поддержки для пострадавших отраслей. Как вы знаете, на период с 1 апреля по 1 октября для малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях экономики приняты «нулевые» ставки на налоги с заработной платы и отчисления в социальные фонды. Были подготовлены отдельные временные поправки по освобождению от земельного налога по аэропортам, НДС за нерезидентов авиакомпаний и НДС на импорт запчастей к самолетам.

На сегодняшний день рабочая группа обсуждает возможность сокращения срока переноса убытков, установления сбора за транзакции в офшоры, за исключением займов. Эта работа будет, я думаю, завершена к концу года.

F: То есть о принципиальном изменении каких-либо налоговых ставок сейчас речи не идет?

- Нет, это не обсуждается и не готовится. У нас в Налоговом кодексе закреплены нормы, обеспечивающие стабильность и прогнозируемость налоговых отношений. В этом году вступила в силу норма, которая гласит, что все изменения в Налоговый кодекс вносятся одним законопроектом. То есть раньше изменения могли быть в разных отраслевых законопроектах, которые принимались в разные сроки в течение года. И налогоплательщик не успевал следить за изменениями. Сейчас это запрещено. Бизнесу предоставлено больше времени для изучения изменений законодательства. Поправки, которые меняют налоговую нагрузку, принимаются не позднее 1 июля. Так что увеличения ставок налогов с 1 января 2021 не будет.

F: Вы упомянули, что обсуждается внедрение розничного налога. Раньше этот вопрос неоднократно поднимался, но решения не было. К чему сейчас склоняется рабочая группа?

- Ранее предлагалось введение розничного налога в виде нового дополнительного налога либо как замены системы НДС. Это несло увеличение фискальной нагрузки на бизнес либо поощряло импорт. Поэтому в таком варианте предложение не было поддержано.

Теперь же мы рассматриваем возможность введения розничного налога как альтернативу НДС, но на добровольной основе, с предоставлением права выбора. Такой подход позволит налогоплательщикам самостоятельно определить, выгодно ли оставаться плательщиком НДС или перейти на режим розничного налога. Для отдельных случаев, где нет большого закупа товаров, промежуточных материалов, для сектора услуг режим розничного налога может быть очень выгодным, так как упрощает сложный учет.

Для налогоплательщиков с большими оборотами, с большим закупом промежуточных товаров выгодней оставаться в системе НДС. И такое право предлагается сохранить. Такая альтернативность снимает все вопросы.

Что будет с ИПН?

F: В числе поручений президента - изучение возможности введения прогрессивной шкалы ИПН. К какому решению склоняется министерство, когда в Казахстане будет введен (если будет) прогрессивный ИПН?

 - В 2007 году произведен переход от прогрессивной шкалы к «плоской» ставке 10%. Эта мера была проведена для снижения доли выдачи заработной платы в «конвертах». Поэтому при введении прогрессивной шкалы сейчас существует риск уклонения от уплаты ИПН и возврата к зарплатам «в конвертах».

Исключить риски по увеличению доли выдачи заработной платы в «конвертах» возможно после введения всеобщего декларирования, обеспечивающего проверочный баланс, а также увеличения экономической активности и реальных доходов населения, формализации занятости и снижения доли теневой экономики.

Уже сегодня при заработной плате до 69,5 тыс. тенге ставка налога уменьшается в 10 раз. По сути, эта норма работает как регрессивная шкала.  

Президентом страны было поручено изучить возможность введения прогрессивной шкалы. С учетом всех обстоятельств, после всестороннего изучения, по мнению рабочей группы, внедрение прогрессивной шкалы преждевременно до полного перехода на всеобщее декларирование. Напомню, полный переход будет происходить поэтапно, до 2025 года, а с 2025 года все физические лица будут сдавать декларации.  

F: Будет ли решен вопрос по объединению социальных платежей (соцналог, ОСМС, ЕНПФ) в один?

- Действительно, сейчас для каждого социального платежа своя база, свои изъятия. Это влечет ошибки. Бухгалтеры оформляют 5 платежек на каждый налог, платят комиссию.

Вопрос объединения налогов и платежей (ОПВР, СО, взносы на ОСМС), а также установление единой базы исчисления мы рассматриваем. Предлагается уплата налогов одной платежкой с дальнейшим расщеплением платежей по фондам и перечислением налогов в бюджет.

Это позволит упростить процедуры уплаты социальных платежей и налогов с фонда оплаты труда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сократить или оставить?

F: У нас регулярно проводятся налоговые реформы, однако претензии у бизнеса остаются. Это и ошибки в начислении, и быстрые изменения различных инструкций, проблемы с сервисами для налогоплательщика. Возникает ощущение, что государство вносит изменения преимущественно для того, чтобы, улучшая администрирование, облегчить жизнь фискальным органам, но никак не бизнесу. Это ошибочное ощущение?

- На мой взгляд, вы, скорее всего, правы. Правы в том, что автоматизация налоговых органов движется настолько быстро, что возникают ошибки и недоразумения. Это надо признать. Но направление в сторону автоматизации, цифровизации - правильное.

Я хочу напомнить, что в новом Налоговом кодексе сегодня есть принципиально важная норма. Она гласит, что все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Данный принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры. Не применяются штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, по которому впоследствии изменилась позиция. Все эти подходы направлены на защиту добросовестного бизнеса при изменениях налогового законодательства.

Конечно, в процессе внедрения всегда будут ошибки, это неизбежно. Но в целом у нас выбрано правильное направление. В конечном итоге цель - выстроить систему так, где добросовестный налогоплательщик вообще не будет замечать присутствие налогового органа.

F: Очевидно, что точечные меры кардинально ситуацию не меняют. Может, пора пересмотреть всю систему налогообложения, как вы считаете?

- Я считаю, что действующий Налоговый кодекс, который был принят относительно недавно, обладает высоким потенциалом. Его центральная идеология – защита интересов добросовестного налогоплательщика. Данный принцип добросовестности красной нитью проходит через все статьи и является основой нового Налогового кодекса.  И на эту основу можно вносить усовершенствования.

Изменение сформированной годами, привычной налоговой системы, как правило, бизнесом воспринимается весьма болезненно. Поэтому исторически налоговые кодексы менялись раз в 10 лет. Новый Налоговый кодекс действует только третий год. Идеология действующего Налогового кодекса позволяет проводить улучшенные изменения. Сегодня направления, требующие улучшения, - это система проверок, система возврата НДС и профилактика лжепредпринимательства. По этим направлениям ведется работа. Мы эти вопросы будем решать.

F: На постсоветском пространстве есть пример Грузии, где несколько лет назад был сделан рискованный шаг - отменена большая часть налогов, оставлено лишь 6. Может ли Казахстан пойти на такой шаг?

- Это очень интересное предложение и очень интересный опыт. Мы его тоже изучали. В Грузии ряд налогов объединены в один. Например, налог на имущество, земельный налог и налог на транспорт объединены в один имущественный налог. При этом разные объекты налогообложения объединены одним названием налога. Это снижает количество транзакций, упрощает заполнение квитанций, уменьшает количество ошибок.

В нашей стране такие шаги тоже делаются. Например, недавно мажилис принял поправки, объединяющие земельный налог с физических лиц и налог на имущество с физических лиц. Считаю, что это правильный путь и ему надо следовать.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить