Какие ошибки допустило «бывшее руководство Минздрава»

14939

Действия чиновников оценили эксперты в области здравоохранения

ФОТО: pixabay.com

Во своем обращении 8 июля президент Касым-Жомарт Токаев сказал о «системных ошибках бывшего руководства Минздрава». Что имелось в виду? Какие ошибки допущены экс-министром и его подчиненными? На опросы ответили эксперты в сфере здравоохранения.

- Нынешнему министру приходиться делать сейчас то, что должно было быть сделано в апреле и мае, - считает Мадина Чуакова, врач высшей категории по специальности «общественное здравоохранение». - Расчет числа пациентов с короновирусом инфекцией был сделан, мягко говоря, не точно - а какое планирование, такие и результаты. Не была сделана разработка карты рисков, стратегического плана и прочего, что должен знать и уметь делать кризис-менеджер высшего уровня госуправления.

Время было использовано неэффективно. Еще во время первого карантина нужно было перепрофилировать соматические койки в инфекционные, начать диагностику тестами с высокой достоверностью, задуматься о качестве диагностики методом ПЦР, перечислила Чуакова.

- Даже сейчас кто гарантирует результат диагностики коронавирусной инфекции, кто может быть абсолютно уверен в высоком качестве тест-систем, которые подтверждены рекомендациями ведущих мировых фирм - производителей диагностических препаратов? - задалась резонными вопросами врач.

Гораздо больше просчетов в действиях Минздрава увидел Али Нургожаев, эксперт в сфере здравоохранения.

- Первое — Минздрав нарушил принцип триажа. Триаж — это принцип медицинской сортировки больных, при котором самые тяжелые попадают в стационар в первую очередь, а более легкие пациенты могут подождать или лечиться на менее ресурсозатратных уровнях медицинской помощи. То есть ещё в марте в протоколе диагностики и лечения коронавирусной инфекции надо было прописать лечение на амбулаторном этапе и тем самым распределить нагрузку между ПМСП (первичной медико-санитарной помощью) и стационаром, а в стационар принимать только тяжелых больных. Но Минздрав этого не сделал.

В результате этой ошибки последовало, во-первых, перенасыщение стационарного уровня, во-вторых, потеря контроля на более раннем амбулаторном этапе, что не дало поликлиникам формальных оснований провести закуп необходимых препаратов и оборудования, обучить персонал и подготовиться к наплыву амбулаторных больных, объяснил Нургожаев.

- Следующий момент — постановления главного санитарного врача, к сожалению, запаздывали, - перешел ко второму пункту эксперт. - Во второй декаде апреля вышло постановление, которое регламентировало разделение медучреждений на чистые и грязные зоны и прочие важные этапы, касающиеся помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. А ЧП было объявлено во второй декаде марта - то есть практически на месяц запоздало это постановление. Главврачи и управления здравоохранения на месте не имели, опять же, оснований закупать оборудование для дезинфекции, организовывать прием больных и т. д.

Третье — это финансовое обеспечение, которое не было вовремя налажено. Еще в третьей декаде марта фонд (Фонд обязательного медицинского страхования - F) должен был наладить бесперебойное финансирование больниц, авансирование, целевые трансферты, в том числе на обеспечение СИЗ и т.д.

- Фонд должен был в том числе разработать тарифы для оказания помощи коронавирусным больным, потому что сейчас КВИ оплачивается по койко-дням и пролеченным случаям — эти методы едины для любой патологии. То есть за все инфекции платится одна и та же сумма, в том числе за коронавирус. Но это не отражает реальные расходы больниц, которые, возможно, намного выше, - особо отметил наш собеседник.

Еще один момент — недостаточное обеспечение средствами индивидуальной защиты медиков.

- Должна была быть организована оперативная группа с выходом на заводы-изготовители и без посредников закуплены СИЗ на всю страну. Поскольку этого не было сделано, мы до сих пор наблюдаем дефицит СИЗ, а больницы стали очагами дополнительного заражения поступающих туда пациентов - от медиков, - добавил эксперт и подчеркнул: - Исправлением этих ошибок сейчас занимается новый состав Министерства здравоохранения.

По мнению профессора медицины Вячеслава Локшина, ответственность за тяжесть ситуации с Минздравом должны разделить Министерство внутренних дел и акимы населенных пунктов.

- Министерство здравоохранения виновато в сложившейся ситуации в последнюю очередь — разве что плохо прогнозировали поведение людей. Обычно за карантин и его продление до момента появления вакцины отвечают совсем другие ведомства. Людей можно только испугать — высокими штрафами, примерами, но, к сожалению, этого сделано не было. А карантин не может быть прекращен до тех пор, пока не появится вакцина или не переболеет большая часть населения страны, - уверен он.

Что касается нехватки лекарств, то здесь сработала паника, считает Локшин.

- Когда начинается банковский кризис, паника, то банки рушатся. То же самое произошло с лекарствами — началась паника. Кто-то на этом наживается, что «по законам военного времени» требует жесткого наказания, - отметил он и добавил: - А прогнозирование, да, было плохим. Если бы сейчас темпы прироста больных были такими же, как до завершения чрезвычайного положения, то все было бы нормально. А к таким темпам никто не готов. Так что тут все — и акимы, и полиция, которая людей на улицах не останавливает, виноваты. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить