Программа ФИИР: форсированный бег на месте

20462

Экономист Пётр Своик: «В Казахстане никакое форсированное индустриально-инновационное развитие не осуществимо»

Графика: i-russia.ru

2014 становится завершающим годом в ключевой для правительства пятилетней Программе ФИИР, утвержденной под официальным названием «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы»

Пётр Своик.

Соответственно, уже идет разработка следующего этапа - на 2015-2019. Президент еще в мае заслушал отчет по реализации ПФИИР, поручил обеспечить разработку нового пятилетнего плана и корректировку действующего. В октябре создан рабочий штаб по подготовке Концепции второй пятилетки ФИИР с участием МИНТ, Национальной палаты предпринимателей, ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек», других госорганов и компаний, проведено заседание – дело спорится. Предполагается, что в мае 2014 Программа ФИРР второй пятилетки будет утверждена.

Само собой, подведение итогов действующей программы и разработку следующей надо бы опирать на заложенные в первый пятилетний план контрольные показатели: как они выполняются, и где что необходимо подтянуть. А где и притормозить – если индустриальные инновации внедряются слишком уж быстро. И то сказать: базовым для сравнения принят даже не стартовый 2010, а 2008, в котором, как известно, мировые биржевые цены на нефть и металлы резко просели, вместе со всеми экспортно-сырьевыми показателями. Так что, надо полагать, давно уже объявленное правительством посткризисное восстановление позволило красиво отчитаться перед главой государства.

Мы, впрочем, этого отчета не видели, да и, просмотрев все возможное на сайте того же МИНТ, сопоставлений заложенных показателей с реальными достижениями по годам как-то не встретили.

Зато на сайте Агентства по статистике нашелся очень подходящий к случаю документ: целевой мониторинг ФИИР с прямыми цитатами из контрольных заданий и фактическими ежегодными данными!

Правда, данные эти обрываются на третьем квартале еще 2012 года: дальше свой сопроводительный мониторинг статагентство почему-то не продолжило. Хотя, впрочем, понятно почему: слишком уж демонстративно все запланированные к росту показатели ослабления сырьевой зависимости, структурного улучшения, повышения экономической эффективности и производительности труда топчутся на месте.

Именно так: относительно выполняются только количественные задачи – наращивание объемов добычи и вложения денег в ту же сырьевую добычу задания ФИИР. Но всё остальное – не растет!

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Желающих просмотреть построчное сопоставление отсылаю к моей подробной публикации. Здесь же стоит вдуматься вот в эту, уже состоявшуюся реалию: форсированного индустриально-инновационного развития в Казахстане не получается.

Оставим разговоры о перерезании ленточек на незавершенных стройках, о безнадежном простаивании якобы запущенных производств или вовсе уж легендарных заводах по сборке отечественных самолетов и планшетников. Будем объективны: Программа ФИИР в части собственно строительства в основном выполняется. Большинство запланированных объектов – строится, вводится в действие, они работают и дают запроектированную продукцию.

Вот только эффекта повышения индустриального качества – не наблюдается. Десятки и сотни объектов ФИИР - откормочные площадки, цементные заводы, электроподстанции, множество всего полезного россыпью, так сказать, в производственном потенциале страны прибавляется, но это лишь количественные добавки, никак не меняющие уже сложившиеся качества экспортно-сырьевой и импортозависимой экономики Казахстана.

Более того, упомянутый мной мониторинг наглядно иллюстрирует: ПФИИР относительно благополучно реализуется лишь в части объектов, вписанных в добычу и экспорт сырья, а также обслуживающих этот сырьевой экспорт объектов энергетики и транспорта. Но как только дело переходит к созданию мощностей, уводящих от экспортно-сырьевой направленности или мощностей импортозамещения, – эта часть ФИИР блокируется чуть ли не волшебных образом.

К примеру, на бумаге остаются многолетние планы «Казатомпрома» по дополнению Ульбинского завода (элементарно простаивающего ныне) конверсионным производством и производством топливных сборок.

Из года в год переносятся обещания осовременить казахстанские НПЗ с выводом на стандарты Евро. Составляются и не осуществляются проекты нефтехимической и химической промышленности.

Или, например, внесенные в ФИИР залихватские фантазии на предмет снижения энергоемкости производства и введения мощностей альтернативной энергетики…

Повышение доли инновационной и высокотехнологичной продукции, доли несырьевых товаров и АПК в экспорте, обеспечение собственными стройматериалами и продовольственной независимости внутреннего рынка - много чего неосуществляемого записано в контрольных показателях ФИИР.

А ведь, повторю, нельзя сказать, что правительство не занимается реализацией Программы ФИИР – еще как занимается! Но коль скоро при немалых оргусилиях и финансовых затратах индустриально-инновационного эффекта нет - пора бы понять: почему?

Попытаюсь сформулировать некоторые выводы, не претендующие на охват всей проблематики. Будем считать это таким предновогодним сведением счетов с 2008–2013 годами, с надеждой извлечь кое-какие уроки на будущее.

Итак, вывод первый:

Неудача ФИИР - естественное следствие законов свободного рынка

Основной постулат либеральной экономической теории состоит в том, что свободное движение товаров и капиталов само оптимизирует экономику. Развитие получают только востребованные рынком производства. Не востребованные же просто уходят с рынка, освобождая ресурсы для тех же востребованных.

Ровно это у нас и произошло. Что мог предложить мировому рынку Казахстан после распада СССР? Только одно: возможность добывать на вывоз нефть, черные и цветные металлы и урановое сырье. Эти отрасли, созданные еще в СССР, и принципиально не изменившиеся с тех пор, были востребованы: они получили новых хозяев, внешние инвестиции, дополнительное укрепление и развитие.

И на этом экономический интерес внешнего мира к Казахстану исчерпывается по совершенно объективным свойствам местной географии и демографии: громадные и малозаселенные пространства, резко континентальный климат.

Объективно местный рынок не представляет серьезного экономического интереса ни для индустриальной организации здесь более высоких переделов добываемого сырья, ни для размещения производств промышленных и потребительских товаров. Сырье на вывоз для действительно серьезных иностранных компаний и дистрибьюция импортируемого на нефтедоллары уже для местных бизнесменов - вот две единственные востребованные рыночные ниши. Мостик же между ними – транспортная и энергетическая инфраструктура и строительство, осваивающие те же нефтедоллары.

Поэтому, согласитесь, странно было бы ожидать, что экономика, естественно-рыночным образом потерявшая всю несырьевую советскую индустриализацию и ставшая экспортно-сырьевой, вдруг начнет, под воздействием тех же законов, форсировано индустриально-инновационно развиваться – и только потому, что у правительства появилась некая программа на этот счет.

Вывод второй:

Нефтестан сам себя не реформирует

Это понятно: как пациент даже под летальной угрозой не может прооперировать сам себя, так и Нефтестан не способен сам изменить свою экспортно-сырьевую ориентацию. Причем здесь мы имеем в виду как раз не экономическую, а политическую сторону дела. Не секрет ведь, что в нашей стране власть и бизнес совмещены, и всё по иерархии: высшая власть совмещена со стержневым для всей экономики экспортно-сырьевым бизнесом.

ФИИР же - она фактически, по сути своей, «против шерсти». Поэтому правительство пытается «возвысить степь, не унижая горы» - проводить антисырьевую индустриализацию без покушения на ресурсы и интересы экспортно-сырьевого сектора.

Одна показательная иллюстрация на этот счет касается инвестиционного и кредитного обеспечения.

Сырьевые экспортеры, как известно, инвестируются внешним образом, в кредитовании же не нуждаются вовсе. Причем такая сверхльготная для них ситуация обеспечивается целевой политикой правительства, не вмешивающегося в «свободно складывающийся» внешний платежный баланс страны, и Национального банка, обеспечивающего полную конвертацию местной валюты к валюте внешнеторговых операций. Фактически – это поощрение избыточного вывоза сырья, что оборачивается избыточными тенговыми средствами у экспортеров. Эти избытки создают повышенный инфляционный фон в местной экономике, с которым Нацбанк как бы борется через повышение ставки рефинансирования - при фактическом отказе от национального рефинансирования.

В результате дороговизна и недоступность кредитов, блокирующая созидательную экономическую деятельность в стране, а также фактическое отсутствие инвестиционных ресурсов целиком ложатся на несырьевую экономику. Ту самую, которую как бы пытается «развивать» правительство. На самом же деле такая «индустриализация» становится заложницей кредитно-инвестиционного дефицита, устроенного в пользу сырьевых экспортеров.

Ведь что есть ПФИИР по сути? Это программа выделения государственных субвенций, снижающих стоимость коммерческого кредитования или заменяющих его для включенных в нее объектов. Поэтому вся проблематика составления ФИИР – это соревнование отраслевых министерств, региональных акимов, национальных и частных компаний за включение в нее «своих» объектов. А уж насколько все такое «нужное» вписывается в «индустриально-инновационную» парадигму – вопрос оформительский.

Программа ФИИР хороша и полезна – как суррогатное финансирование строительной и производственной деятельности в несырьевой экономике. Но этим же ее значение и исчерпывается.

И вывод третий:

В отдельно взятом Казахстане никакое ФИИР не осуществимо   

Боюсь, на этот вывод выпадет наибольший объем возражений и возмущений.

Хотя как раз он более чем очевиден. Насколько современный рынок глобален, настолько же глобальны и современные индустриально-инновационные структуры. Действительное индустриально-инновационное развитие (путь и без заглавной «Ф») осуществимо лишь на пространствах, объединяющих не только производство и сбыт, но и науку, образование, культуру и социальную сферу эдак на сто-двести миллионов человек как минимум.

Углубляться в эту тему, впрочем, не стоит. В новогодние праздники и сказанного достаточно…

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить