При средней зарплате $420 всеобщее декларирование – утопия

13918

Срыв сроков введения всеобщего декларирования доходов – далеко не единственная проблема этой реформы. Основной массе налогоплательщиков заявлять просто нечего

 

Фото: newsru.com

Преждевременная легализация

Перенос сроков очередной громкой реформы - всеобщего планирования доходов и имущества граждан – стал поводом для серьезной критики правительства в парламенте, от чего исполнительная власть уже отвыкла. Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин заявил, что «министерство финансов провалило эту работу и не смогло элементарно подготовиться к исполнению поручения по всеобщему декларированию, данное главой государства, и переносит это действие на 2020 год».

Вспомним, что изначально властью озвучивалась такая логика: Казахстан проводит легализацию капитала, давая всем  последний шанс вывести из тени свои активы, а потом сразу переходит на всеобщее декларирование. Теперь между этими кампаниями возникает временной разрыв. Легализация уже завершается, а всеобщее декларирование вводится через три года. И что потом – проводить перед 2020 еще одну, «контрольную» легализацию капитала?

На самом деле нет ничего удивительного во всех этих временных странностях и переносе срока. Во-первых, с 2017 и так не планировалось перехода к всеобщему декларированию, все предполагалось распространить только на работников государственного и квазигосударственного сектора. То есть изначально связка между декларированием и легализацией была сомнительной.

Во-вторых, происходящее – это типичный образец неэффективной работы системы государственного планирования, когда сначала заявляется срок (никто ведь нас не заставлял говорить о 2017), а потом изучается, есть ли возможность в этот срок уложиться. Это, увы, наша практика.

Но самое главное, за всеми дебатами о сроках всеобщего декларирования потерялся вопрос о его экономической целесообразности в принципе. Насколько экономически оправданно создавать такую обширную и затратную инфраструктуру, отнимающую время налоговиков и населения, и будет ли игра стоить свеч?

Без расходов – деньги на ветер

Перенос сроков всеобщего декларирования был объяснен проблемами информационной системы. Однако их масштаб чиновники еще не представляют. Ведь сбор деклараций – это лишь первый этап. Да, мы с большим трудом и затратами создадим систему сбора информации, в том числе из отдаленных населенных пунктов (куда предполагается направлять мобильные группы ЦОНов) и получим то, что смело можно назвать потоком «больших данных». А что делать с ними?

Сами по себе практической пользы они не представляют, поскольку никаких фискальных действий на их основе не совершишь. Глупо же думать, что кто-то в декларации будет указывать доходы, полученные незаконным путем. Наглядный пример уже есть – сейчас руководители многих ведомств публикуют сведения о своих доходах. Есть ли от этого какая-то польза, кроме того, что общество может порадоваться стойкости высокопоставленных лиц, живущих исключительно на одну скромную зарплату?

Информация о доходах имеет смысл только при сопоставлении с данными о расходах. Здесь есть уже возможность обнаружить некое несоответствие, признаки жизни не по средствам, и увидеть следы неучтенных доходов. То есть следующим шагом должно стать, по идее, всеобщее декларирование расходов.

Представляете, какой тогда будет массив данных, и какая потребуется работа по их обработке? Если заниматься этим формально (как сейчас ведутся публикации о доходах руководителей), то на выходе будут просто бесчисленные отчеты в стол. Если же заниматься серьезно, нужен огромный аппарат. И тут вновь вопрос – для чего и будет ли отдача покрывать расходы?

Начать с зарплаты

Главным «показанием» к введению всеобщего декларирования доходов и имущества у нас считается большой объем теневого сектора, порождающий коррупцию и уклонение от налогов. Однако с экономической точки зрения единственно реальное основание для декларирования доходов - это их наличие. Поэтому оно имеет смысл, когда в обществе достигнут определенный уровень доходов, значительно больший, чем нужно для выживания, то есть сформирован средний класс.

В Казахстане, по свежим данным официальной статистики, среднемесячная зарплата за третий квартал 2016 составила 141 тыс. тенге ($420). При этом реальная зарплата, по отношению к аналогичному периоду прошлого года, сократилась на 3,3%. Медианная зарплата, которая показывает более реалистичную картину, ниже раза в полтора. 

При средней заработной плате населения $300-420 приходится говорить об отсутствии среднего класса и отсутствии реальной базы для декларирования.

Да, теневой сектор велик, но он крайне неоднороден. Экономически неразумно гоняться за каждым гражданином, стреляя из пушки по воробьям. Вместо этого целесообразно сосредоточить ресурсы на том, чтобы пресекать действительно крупные теневые потоки  - а таких сфер на самом деле совсем немного, и все они хорошо известны и бизнесу, и фискальным органам.

Таким образом, нам нужно определиться, какова цель такой дорогостоящей реформы, как введение всеобщего декларирования – имиджевая или экономическая. И понять, что реформу ради реформы мы сейчас позволить себе не можем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить