Правовая защита бизнеса в РК: что ждёт предпринимателей в 2016?

8982

5-6 ноября в Алматы состоится X Казахстанский форум корпоративных юристов

Фото: women-passion.ru

Коллегия коммерческих юристов намерена подробно обсудить в рамках форума главные правовые события 2016. Важнейшей темой станут основные законодательные изменения в рамках «100 конкретных шагов по реализации реформ президента РК».

Особые акценты спикеры форума – казахстанские и российские эксперты – сделают на следующих темах:

- новое в судебной практике: изменения в гражданско-процессуальном кодексе, разрешение инвестиционных и коммерческих споров, вопросы исполнительного производства;

- международные сделки и международная торговля: правовые аспекты евразийской интеграции, хеджирование платежей в случае девальвации и роста валютного курса тенге;

- корпоративное право и корпоративное управление: изменения по регулированию ТОО и АО, корпоративные споры, заключение сделок при конфликте интересов;

- правовое сопровождение бизнеса в период турбулентности: юридическая защита заемщиков, эффективные правовые инструменты по взысканию долгов, повышение стоимости компании перед продажей.

Специально для Forbes.kz спикеры X Казахстанского форума корпоративных юристов рассказали, чего ждать в 2016 казахстанскому бизнесу в правовом поле.

Айдын Бикебаев.

Так, бизнес-сообщество страны активно обсуждает предстоящие изменения антимонопольного регулирования. Председатель совета директоров Sayat Zholshy&Partners Айдын Бикебаев и партнёр компании Амир Бегдесенов разработали по просьбе антимонопольщиков собственное видение работы службы по защите конкуренции в Казахстане. 

По оценке Айдына Бикебаева, его редакция закона эффективна в отношении монополистической деятельности и антиконкурентных действий госорганов, не ограничивает предпринимательскую свободу и включает в себя жёсткое пресечение многих видов недобросовестной конкуренции, которые ранее оставались безнаказанными. По его словам, если законопроект будет принят, регулирование монопольной среды в РК будет соответствовать стандартам стран ОЭСР.

В числе важных изменений, предлагаемых спикером, значатся прямое подчинение антимонопольного органа президенту, а также назначение руководителей ведомства на 5-летний срок, в течение которого их можно будет снять с должности только в случае обвинительного приговора по уголовному делу. «Это нужно для того, чтобы мощное лобби монополистов не смогло сместить неугодных должностных лиц», - объясняет г-н Бикебаев.

Также автор законопроекта предлагает применять уголовно-правовые меры ответственности только в отношении участников картельных сговоров, как это принято в странах ОЭСР, выведя за рамки уголовного законодательства все другие виды антимонопольных правонарушений, к которым должны применяться жёсткие и огромные денежные штрафы.

Вскоре судебная система Казахстана подвергнется значительным изменениям. Одним из нововведений станет выделение отдельного судопроизводства для инвестиционных споров, а также организация в Верховном суде специальной коллегии с участием крупных инвесторов.

Жумагельды Елюбаев.

Жумагельды Елюбаев, управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон», выступил одним из соавторов учреждения такого специализированного суда. По его мнению, сегодня и отечественные, и иностранные инвесторы, находятся под прессом административно-правовых процедур и не всегда могут защитить свои интересы в международном арбритраже, как предписывает закон.

 «У Казахстана нет свободных денежных средств для реализации многих проектов, особенно в сфере недропользования, где нужны многомиллиардные вложения. Инвесторы хотят работать в нашей стране, но они хотят и защиты капиталов, для чего нужно обеспечить верховенство закона и наличие независимого суда. Уполномоченные государственные органы, например, по вопросам налоговых отношений, охраны окружающей среды, недропользования имеют возможность через местные суды изымать у инвесторов десятки, сотни тысяч долларов (порой по надуманным основаниям) в целях пополнения госбюджета. Это, как правило, не является предметом для обращения в межуднародный арбитраж. Таким образом, инвестор остается один на один с властными структурами и местными судами», - говорит г-н Елюбаев.

Канат Скаков.

Еще одной темой на форуме станет членство Казахстана во Всемирной торговой организации. Партнёр международной юридической фирмы Dentons Канат Скаков отмечает, что вхождение в ВТО затронет практически все отрасли экономики. Он убеждён, что казахстанскому бизнесу нужно как можно раньше осмыслить грядущие изменения и вникнуть в комплексные процедуры ВТО.

«Казахстан договорился о применении на импорт некоторых товарных групп более низких пошлин, чем в других странах ЕАЭС. Во избежание перетока товаров в рамках союза планируются механизмы администрирования, предусматривающие дополнительную уплату пошлин в случае их перемещения в другие страны ЕАЭС, - напомнил юрист. - Такие товары включают в себя и фармацевтическую продукцию, по которой Казахстан договорился создать в рамках ЕАЭС общий рынок лекарственных средств с 1 января 2016. Как это всё будет функционировать на практике, пока до конца не ясно».

Участники форума обсудят и создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта ОАЭ.

Асель Дуйсенова.

Сейчас в Казахстане разрабатывается проект нового закона об арбитраже. Он призван создать единые процедуры для арбитражного и третейского судов. По оценке исполнительного директора Казахстанского международного арбитража Асель Дуйсеновой, с введением в действие законопроекта можно будет говорить о новом этапе в развитии арбитражного движения в Казахстане.

«В новой редакции сняты необоснованные ограничения компетенций третейских судов, которым сейчас не подведомственны споры, затрагивающие интересы государства, госпредприятий, споры из договоров естественных монополистов и доминантов. Эти нововведения актуальны и обоснованы. Однако их практическая реализация иногда оставляет желать лучшего», - рассказывает она.

Между тем, по мнению г-жи Дуйсеновой, законопроект снимает одни ограничения, но выставляет другие. Так, говорит она, в перечень субъектов, которым нужно будет получать разрешение уполномоченного органа для рассмотрения спора арбитражем, будут включены и юридические лица с государственным участием.

«Сейчас такие АО и ТОО могут свободно включать арбитражные (третейские) оговорки без всякого согласия со стороны уполномоченного госоргана. По сути, это дискриминация по сравнению с АО и ТОО без государственного участия», - убеждена она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить