Право на доверие к государству. Чем новый кодекс поможет простому человеку?

9343

Всё, что надо знать об Административном процедурно-процессуальном кодексе, по пунктам объясняет Роман Подопригора

Роман Подопригора
ФОТО: Личный архив
Роман Подопригора

С 1 июля 2021 был введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). В чем его необходимость и какие преимущества он даст простому человеку при конфликте с госорганами, на своей странице в соцсети объяснил доктор юридических наук, профессор Каспийского общественного университета Роман Подопригора. Приводим его посты полностью с разрешения автора.

«От АППК ждут многого, а главное, что он защитит граждан и негосударственные организации в отношениях с государством. Юристы еще долго будут постигать его особенности, радоваться и огорчаться. Но что надо знать простому человеку, далекому от юриспруденции?

В АППК два больших раздела: административные процедуры и административный процесс. Начнём с административных процедур.

1. В рамках административной процедуры рассматриваются обращения граждан в государственные органы и к другим субъектам, у которых есть власть. Государство также может инициировать адмпроцедуру. Имеются две основные процедуры: обычная и упрощенная.

2. Обычная процедура, это когда затрагиваются чьи-либо права, интересы: нужна лицензия, изымается земельный участок, проводится проверка и т.д. В таком случае обращаться можно только за реализацией своих прав или защитой своих интересов. Если затрагиваются интересы другого лица (заинтересованного), он также вовлекается в процедуру (сосед, которому может мешать постройка, по поводу чего испрашивается разрешение).

3. Упрощенная процедура, это когда надо просто пообщаться с государством: проинформировать о недостатках (сообщение), порадоваться за политику (отклик), рекомендовать принять закон (предложение); попросить информацию (запрос).

4. Обращаться с заявлением можно не только в госорган, но и к любому субъекту, наделенному властными полномочиями. Всех их (и госорганы, и других) теперь будут называть административными органами. К примеру, ТОО, занимающееся техосмотром, теперь тоже адморган.

5. Обращаться можно в связи с изданием административного акта или совершением административного действия. Все что связано с проявлением властных полномочий, распорядительством, относится к административным актам (госрегистрация кого-то или чего-то, выдача разрешения, применение физической силы). Все остальное - это административные действия (патрулирование улиц, предоставление информации, санитарная обработка).

6. Обращение может быть подано в устной или письменной форме, посредством видео-конференц-связи или видеообращения.

7. Все административные акты делятся на благоприятные и обременяющие. Приказ о регистрации юридического лица – благоприятный акт. Приказ об отказе в регистрации – обременяющий. Акты могут быть в привычной для всех письменной форме, а также в устной (требование полицейского) или в иной (дорожный знак, оцепление и др.)

8. Если выяснится, что обращение подано с недостатками, адморган не отказывает в рассмотрении, а дает время для их устранения.

9. Если планируется издание обременяющего административного акта, гражданин или организация должны быть заслушаны. Чтобы по возможности не издавать обременяющий акт. Есть, конечно, исключения.

10. При рассмотрении обращения, адморган должен прилагать усилия по сбору и исследованию материалов, а не просто ограничиваться тем, что содержится в поступивших документах. При этом если у адморгана возникли сомнения в достоверности документов, он сам должен рассеять эти сомнения, а не заставлять это делать обратившегося.

11. Общий срок рассмотрения обращения – 15 рабочих дней со дня поступления. Этот срок может быть продлен до двух месяцев.

12. Принятый административный акт нельзя будет просто так отменить. Даже если этот акт незаконный. АППК вводит принцип охраны права на доверие. Доверие к тому, что было принято государством. И в этом случае есть исключения.

13. Если имеется несогласие с административным актом или административным действием, можно подать жалобу в вышестоящий орган или должностному лицу. Гражданин или организация не обязаны знать, кто является вышестоящим органом. Поэтому жалоба подается в тот орган, который вынес административный акт или совершил административное действие. А тот сам отправляет по инстанции.

14. Жалоба подается не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).

15. Подача жалобы приостанавливает исполнение административного акта, административного действия. И снова есть исключения.

Другая большая часть Административного процедурно-процессуального кодекса посвящена вопросам споров с государством. Это то, что в АППК называется административным процессом или судопроизводством.

1. АППК не имеет никакого отношения к административным правонарушениям. Дела о таких правонарушениях будут рассматриваться в специализированных судах по административным правонарушениям (бывшие административные суды). Если речь идет о превышении скорости, мелком хулиганстве, нарушении требований пожарной безопасности - это Кодекс об административных правонарушениях. Если речь идет о несогласии с отказом в выдаче разрешения, изъятием земельного участка, применением физической силы – это АППК.

2. Споры с государством будут рассматриваться созданными недавно в каждой области, а также в Каскелене, Семее, Жезказгане и Экибастузе специализированными административными судами. Но, в принципе, по заявлению истца, не проживающего в городах республиканского или областного значения, столице, дела могут рассматриваться судом по месту жительства истца. Чтобы далеко не ездить.

3. Прежде чем обратиться в суд, следует подать жалобу в вышестоящий орган или должностному лицу. Если этого не будет сделано, иск будет возвращен. Если вышестоящего органа нет или другим законом установлено, что можно обращаться сразу в суд, то досудебное урегулирование не требуется.

4. Требование о возмещении убытков, причиненных административным органом, рассматривается также административным судом.

5. Есть 4 вида административных исков:

- иск об оспаривании (когда нужно просто оспорить акт, например, предписание государственного инспектора);

- иск о принуждении (есть необходимость не просто оспорить акт, но и понудить административный орган принять благоприятный акт, например, произвести регистрацию недвижимости или потребовать, чтобы не перекрывали движение на улице);

- иск о совершении действия (иск подается тогда, когда надо заставить орган сделать что-либо, не связанное с административным актом: убрать свалку, предоставить информацию, отремонтировать дорогу);

- иск о признании. Иск для случаев, когда ни одним из вышеуказанных исков воспользоваться нельзя (например, когда надо подтвердить свое право на льготы, получить какой-либо статус или признать доставление в полицию незаконным).

6. Иски об оспаривании, принуждении, совершении действия подаются в течение месяца, иск о признании в течение пяти лет или трех месяцев (в зависимости от требования).

7. Если гражданин запутался в виде иска, суд должен ему помочь, так же как помочь в формулировании или изменении исковых требований.

8. Суд и в других случаях должен быть активным. Он не ограничиваясь объяснениями, заявлениями участников спора, сам исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Он даже вправе высказать свое предварительное правовое мнение.

9. В суде административный орган вправе ссылаться только на те обоснования, которые указаны в административном акте. То есть ничего нового в суде административный орган придумать или представить не может.

10. С административным органом можно помириться. Вчера это было невозможно. Есть, конечно, условия, при которых примирение допускается.

Это очень тезисное изложение некоторых положений АППК, с которыми, как мне показалось, не помешает быть знакомым. Конечно, в будущем вопросы будут и очень простыми, и очень сложными, где без юриста не обойтись.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить