Правительственные игры в приватизацию

16774

В начале 2016 при инициации пяти институциональных реформ глава государства предупредил, что не допустит имитации реформ. Но как можно оценить последние решения правительства по приватизации?

Фото: Мурат Дильманов

Давайте посмотрим, как менялись планы по выводу крупнейших государственных компаний на IPO/SPO.

В комплексном плане приватизации на 2014-2016 был следующий график:

· 2014 - IPO «KEGOC»;

· 2015 - IPO «Самрук-Энерго»;

· 2016 -  IPO «Казахстан Темир Жолы» и «КазАтомПром».

Единственным достижением этого плана стало IPO «KEGOC», которое произошло в конце 2014. Всё остальное было перенесено на неопределенный срок.

В декабре 2015 правительством был утвержден новый комплексной план приватизации, теперь уже на 2016-2020. В нем список компаний, выходящих на IPO, был расширен, однако конкретных планов выхода на биржу по годам не было.

Четкие сроки по приватизации крупнейших госкомпаний, в конце концов, были зафиксированы 6 декабря 2016 на заседании правительства. На нем глава АО «ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев озвучил согласованный с госкомиссией график вывода активов фонда путём IPO/SPO. Этот график почему-то так и не был нигде опубликован, однако его можно посмотреть на видеопрезентации Шукеева на заседании кабмина. Согласно презентации, график вывода на IPO выглядел следующим образом:

· В конце 2017 - IPO «Эйр Астана» и продажа стратегическому инвестору или SPO «Казахтелеком»;

· В первой половине 2018 - IPO «КазАтомПром» и к концу 2018 - IPO «КазМунайГаз»;

· В начале 2019 - IPO «Казпочты» и в середине 2019 - IPO «Самрук-Энерго»;

· В 2020 - IPO «Казахстан Темир Жолы».

27 января 2017 совет директоров ФНБ «Самрук-Казына», возглавляемый премьер-министром, зафиксировал этот же график выхода на IPO в обновленной программе трансформации фонда.

Почти сразу после этого, 31 января, в своем послании глава государства поручил следующее:

«Новый импульс экономическому росту должно дать снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР. Ранее был определен перечень из порядка 800 предприятий для приватизации до 2020 года. Работа здесь ведется. Поручаю правительству ускорить и завершить приватизацию предприятий из этого перечня до конца 2018 года. Надо также ускорить подготовку и выход крупнейших наших компаний на IPO».

Таким образом, после послания президента появилась хоть какая-то уверенность, что новые планы правительства по приватизации станут, наконец, выполнятся. К сожалению, эта надежда жила недолго.

10 апреля в правительстве рассмотрели ход проведения приватизации. На этом заседании правительство озвучило уже другие графики. В частности, министр нацэкономики Тимур Сулейменов сказал:

«8 крупнейших активов нашей страны, такие как АО «Эйр Астана», АО НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО «НК «КазМунайГаз», АО «Казпочта», АО «Самрук-Энерго», АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «НК «ТауКен Самрук», планируется вывести на IPO/SPO в 2019-2020 годах».

Таким образом, завершение сроков вывода на IPO не было изменено, однако начало этого процесса было отложено почти на два года. Как-то это плохо вяжется с поручением президента «ускорить подготовку и выход крупнейших наших компаний на IPO».

Кроме того, это выглядит как заранее невыполнимый план. Вывод на IPO/SPO восьми крупных и сложных госкомпаний в течение всего двух лет трудно назвать другим словом, кроме как прожектёрство. Такой объем и в такие сжатые сроки не осилят ни ФНБ «Самрук-Казына», ни профессиональные участники фондового рынка, ни отечественные и иностранные инвесторы (розничные и профессиональные).

Помимо этого, от правительства мы так и не услышали, как образом оно собирается выполнить поручение президента, сделанное еще в феврале 2014: «До 2020 доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП». Это поручение никто не отменял, но в течение трех с лишним лет, несмотря на все программы приватизации, доля госсектора резко выросла. Почему правительство никак не объясняет этот феномен?

На заседании правительства от 10 апреля шла речь о приватизации сотен госкомпаний до конца 2018 с целью выполнить последнее поручение главы государства. Однако министры и глава ФНБ скромно умолчали о том, что это всё - очень мелкие компании, и их приватизация не позволит даже чуть-чуть снизить долю госсобственности к ВВП.    

В целом, как ни считай, доля государственной собственности по отношению к ВВП на сегодня никак не может быть меньше 45%. Если в расчет брать валовые активы бизнеса, контролируемого государством, то их доля к ВВП уже давно больше 60%. Если брать капитал бизнеса, подконтрольный государству, то он составляет минимум 45% по отношению к ВВП.

Уже более трех лет самым большим секретом правительства является то, как оно само считает долю государственной собственности по отношению к ВВП. До сих пор нет официальной информации о текущем уровне этой доли! Это и всё вышесказанное дает основание заявить, что текущий процесс приватизации выглядит как имитация реформ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить